Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2009

Выбор наиболее перспективных бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста промышленных предприятий

Колосова Татьяна Валентиновна, доцент кафедры Экономического анализа и управления недвижимостью Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Россия

Selecting the most promising business units to implement the strategy of innovative growth of industrial enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Рассматривается необходимость разработки стратегии инновационного роста для повышения конкурентоспособности и эффективности работы предприятия. Предложены подходы и методы оценки функционирования бизнес-единицы для формирования эффективной инновационной стратегии предприятия.
Цитировать публикацию:
Колосова Т.В. Выбор наиболее перспективных бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста промышленных предприятий // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 11. – С. 15-20.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях распространения процессов глобализации положение страны в мировом сообществе все в большей степени определяется ее конкурентоспособностью, которая свидетельствует о степени развития общества, об уровне жизни населения. При этом в современной системе экономических отношений ключевое место среди факторов, обеспечивающих конкурентоспособный экономический рост, принадлежит качеству и интенсивности инновационной деятельности.

 

Широкое внедрение новшеств, непрерывное создание новых комбинаций факторов производства стали нормой современной экономической жизни. В этих условиях промышленному предприятию необходимо осуществлять непрерывный инновационный рост, который обусловлен поддержанием конкурентного инновационного статуса, когда в условиях научно-технического прогресса происходит износ основных производственных фондов, применяемых технологий, организационных и управленческих структур.

Инновационный рост промышленных предприятий рассматривается как совокупность ресурсов, условий, институциональной готовности и способности хозяйственных субъектов осуществлять и воспроизводить нововведения, новшества, подтвержденные патентами и лицензиями, и включает в себя анализ и реализацию тех сторон функционирования предприятия (экономической, технологической, научной, производственной и др.), которые связаны с инновациями.

Стратегию инновационного роста предприятия можно определить как систему управленческих, организационных и инновационных решений, направленных на реализацию стоящих перед ним задач. Следовательно, она предполагает формирование и формализацию пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что фактически означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели.

Необходимо отметить особенности процесса разработки и внедрения стратегии инновационного роста предприятия.

1. Стратегия должна разрабатываться на основе принципов системного подхода, то есть включать в себя механизм проведения взаимосвязанных преобразований во всех сферах деятельности предприятия.

2. Для эффективного внедрения стратегии инновационного роста необходимо создать структуру, которая состояла бы из специалистов, имеющих профессиональную подготовку, и отвечала бы за эффективность реализации разработанных мероприятий.

3. Стратегия инновационного роста должна быть направлена на достижение результатов по двум направлениям деятельности предприятия: инновационному и финансовому.

4. Для разработки стратегии инновационного роста промышленного предприятия принципиально важным становится создание системы управления бизнес-единицами предприятия и их оценки.

Бизнес-единица – это самостоятельное подразделение предприятия, отвечающее за определенную ассортиментную группу продукции с концентрацией на конкретном рынке и во главе с управляющим.

С учетом особенностей инновационной деятельности отечественных предприятий разработан алгоритм отбора бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста (рисунок 1).

 

Этап 1. При формировании стратегии инновационного роста все бизнес-единицы, имеющиеся на предприятии, должны пройти предварительный отбор. На этом этапе необходимо проанализировать качественные показатели бизнес-единиц, например уровень новизны продукции, предполагаемый спрос на новую продукцию и т.п. Данный этап необходим для того, чтобы сократить затраты на дальнейший анализ бизнес-единиц, поскольку оценка показателей эффективности является трудоемким и длительным процессом.

Рис. 1. Блок-схема отбора бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста

Этап 2. На данном этапе следует проанализировать каждую бизнес-единицу из набора альтернатив. При этом оцениваются необходимые для ускорения инновационного роста факторы: кадровый, производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический и организационно-управленческий потенциалы.

 

Этап 3. Следует проанализировать имеющиеся у предприятия ресурсы и ресурсы, необходимые для реализации стратегии инновационного роста, а затем сравнить их. Иначе недостаточность ресурсов на каком-либо этапе реализации стратегии инновационного роста может послужить причиной приостановки деятельности либо полной ликвидации необходимых бизнес-единиц.

 

Этап 4. Доходность, инновативность и уровень риска оцениваются по установленным показателям. Бизнес-единицы с неудовлетворительными значениями выбранных показателей исключаются.

1. Индекс доходности. С помощью этого показателя можно дать как абсолютную, так и относительную оценку эффективности бизнес-единицы. Индекс доходности рассчитывается как отношение общей суммы чистого дисконтированного дохода за определенный период к затратам на существование бизнес-единицы по формуле:

,

где СIFt – ожидаемый приток денежных средств соответствующего t-го интервала; COFt – ожидаемый отток денежных средств соответствующего t-го интервала; r – ставка дисконтирования.

При подсчете дисконтированных показателей используется ставка дисконтирования, полученная по методу средневзвешенной стоимости капитала.

2. Риски бизнес-единиц. Если руководство предприятия считает, что риски недостаточно полно учтены при расчете ставки дисконтирования, то можно использовать дополнительный показатель, характеризующий уровень ожидаемых последствий проявления риска по отдельной бизнес-единице, который можно рассчитать по формуле:

 

где R – показатель ожидаемых последствий проявления рисков деятельности бизнес-единицы; ΔNPV – изменение чистого дисконтированного дохода от действия рисков; NPV0 – проектируемое значение чистого дисконтируемого дохода без учета рисков.

Положительное значение показателя риска R характеризует наличие у бизнес-единицы запаса по устойчивости даже при развитии неблагоприятного сценария в ходе реализации инноваций.

3. Для расчета показателя инновативности бизнес-единицы используем следующую формулу:

УИБЕ = [(pn(T-1)/ pn(T)) – 1]*100%,

где

УИБЕ – уровень инновативности бизнес-единицы;

 – ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в базовом периоде;

 - ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в анализируемом периоде.

При равенстве уровней ресурсоемкости в базовом и анализируемом периоде уровень инновативности бизнес-единицы будет равным нулю. При увеличении ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базовым уровень инновативности бизнес-единицы будет иметь отрицательное значение. Соответственно, уменьшение ресурсоемкости в анализируемом периоде покажет наличие уровня инновативности бизнес-единицы.

 

Этап 5. Из бизнес-единиц, прошедших по показателям инновативности, доходности, риска, следует выбрать те, из которых будет сформирована стратегия инновационного роста предприятия. На одновременную реализацию всех отобранных бизнес-единиц у предприятия может быть недостаточно средств, поэтому в стратегию следует включить те бизнес-единицы, которые позволят получить оптимальное сочетание показателей доходность-риск-инновативность. Соотношение этих показателей устанавливает высшее руководство предприятия.

Выбранные критерии и показатели оценки бизнес-единиц и стратегии инновационного роста будут полезны при отборе лучших бизнес-единиц из набора альтернатив при формировании инновационной стратегии предприятия, а также при разработке способов сокращения ущерба от отрицательных проявлений риска.

Предложенный алгоритм сравнения потенциальных бизнес-единиц позволяет сформировать эффективную инновационную стратегию предприятия. При наличии у предприятия необходимых ресурсов базовую стратегию инновационного роста можно дополнять новыми бизнес-единицами, которые способны улучшить показатели инновационного роста.

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием. – М.: Омега-Л, 2007.
2. Луговой А.Ж. Управление формированием инновационной экономики в России. – М.: Экономика, 2003.
3. Самсонов А.Н. Инновационное развитие предприятий как стратегическое направление деятельности.– М.: Палеотип, 2005.
4. Йохимштайлер, Э. Увидеть очевидное. Как обнаружить и реализовать стратегию роста компании, основанную на инноационных продуктах. – М.: Гревцов Паблишер, 2009.