Использование интеллектуальных ресурсов предприятия в процессе создания рыночной стоимости бизнеса

Зайцев А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (35), Ноябрь 2009

Цитировать:
Зайцев А.В. Использование интеллектуальных ресурсов предприятия в процессе создания рыночной стоимости бизнеса // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 11. – С. 60-65.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13061568
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Исследование посвящено вопросам использования интеллектуальных ресурсов предприятия инновационной направленности. Обоснован механизм инновационного развития предприятия, сформированный на концепции роста рыночной стоимости. Проанализирована взаимосвязь трансформации ресурсов в новый продукт с процессом приращения рыночной стоимости и активов. Отражена роль инноваций как инструмента формирования и развития интеллектуальных ресурсов организации. Раскрыт механизм цикличного преобразования интеллектуальных ресурсов, реализация которого происходит посредством трансформации знаний предприятия.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, рыночная стоимость, интеллектуальные ресурсы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Повышение конкурентоспособности сегодня во многом определяется долей выпускаемой продукции, производство которой основано на прогрессивных знаниях. Источником конкурентного преимущества становятся не материальные ресурсы и дешевая рабочая сила, а знания и творческий потенциал персонала. Создание новых продуктов и освоение передовых технологий является одним из приоритетных направлений развития предприятия в рыночных условиях.

Мероприятия по разработке, освоению и коммерциализации новшеств представляют собой важные элементы инновационной деятельности. Совокупность этих элементов задействована в процессе создания и использования новых знаний, позволяющих предприятию повышать конкурентоспособность и экономическую эффективность. Поэтому в инновационной экономике, являющейся экономикой знаний, особое значение приобретает формирование и развитие интеллектуального капитала предприятия.

В условиях инновационной экономики, пришедшей на смену индустриальной, конкурентные преимущества получают те предприятия, которые способны эффективно превращать свои материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы в стабильный источник доходов. Эти ресурсы в процессе использования овеществляются в виде продуктов инновационной деятельности, способствуя росту рыночной стоимости предприятия. Указанная стоимость имеет интеллектуальную составляющую, которая преобразует неосязаемый интеллектуальный капитал в денежную форму. Таким образом, интеллектуальные ресурсы генерируют дополнительный приток денежных средств за счет интенсификации бизнес-процессов предприятия.

Капитализируя доходы и прибыль от инновационной деятельности, предприятие обеспечивает рост рыночной стоимости инновационного бизнеса и создает возможность образования новых элементов имущества организации в виде материальных и нематериальных активов. На рисунке 1 представлен механизм инновационного развития предприятия, основанный на концепции роста рыночной стоимости. Этот механизм включает в себя два блока бизнес-процессов. Первый блок характеризует трансформацию ресурсов в новый продукт в процессе инновационной деятельности, а второй блок – процесс приращения рыночной стоимости и активов предприятия инновационной направленности.

Инновационные процессы, в основе которых лежит интеллектуальная деятельность персонала и использование интеллектуальных ресурсов, не только увеличивают балансовую и рыночную стоимость имущества предприятия, но и являются ключевым инновационным фактором эффективности его функционирования. Поэтому управление этими ресурсами занимает значительное место в системе управления экономической деятельностью субъекта хозяйствования.

Рис. 1. Механизм инновационного развития на основе концепции роста рыночной стоимости предприятия

Мировая практика показывает, что устойчивое развитие предприятия обусловлено именно приростом рыночной стоимости. Концепция стоимостного подхода к управлению бизнесом относится к числу инновационных концепций. Однако применяемые на практике инструменты управления стоимостью не всегда адекватно учитывают роль нематериальных факторов, в том числе используемых предприятием интеллектуальных ресурсов в процессе формирования рыночной стоимости инновационного бизнеса.

В нынешних условиях профессионализм сотрудников, лояльность клиентов, используемые информационные системы, наличие развитой технологической инфраструктуры для многих предприятий имеют значительно большее значение, чем их материальные активы. В первую очередь это касается предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, то есть предприятий, ориентированных в своей деятельности на создание и использование различных объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации), в основе которых лежат инновационные разработки.

Поэтому в новой экономике, основанной на знаниях и инновациях, нематериальные факторы роста стоимости выступают главным источником формирования конкурентных преимуществ высокотехнологичного предприятия. Знания становятся доминирующей составляющей в создании потребительской ценности инновационных продуктов.

Экономике знаний присуще стремление участников рыночных отношений повысить эффективность инновационной деятельности. Этому во многом способствует бурное развитие новых технологий и конкуренция между производителями инновационных продуктов. Следовательно, основным источником повышения конкурентоспособности предприятий, ориентированных на инновационную деятельность, становится преобразование знаний в интеллектуальные ресурсы, которые затем не только капитализируются в процессе инновационного развития, но и генерируют дополнительную прибыль, выступающую важным источником финансирования инновационной деятельности.

Таким образом, стремясь повысить эффективность инновационной деятельности на основе имеющихся знаний, предприятие создает совокупность инноваций (технологических, организационно-управленческих, маркетинговых, ресурсных и т.д.) и обеспечивает эффективное производство инновационной продукции. То есть генерируется динамичный рост интеллектуального ресурса и интеллектуальных активов, одна часть которых учитывается в составе нематериальных активов, а другая часть – в составе деловой репутации предприятия.

Ныне интеллектуальные ресурсы представляют собой ключевой фактор образования новшеств с последующим превращением в инновации. Такое цикличное превращение новшества в инновацию осуществляется в процессе трансформации внешних и внутренних знаний предприятия в новые знания, воплощенные в инновационной продукции и технологиях. На рисунке 2 представлен соответствующий механизм цикличного преобразования интеллектуальных ресурсов.

Рис. 2. Механизм цикличного преобразования интеллектуальных ресурсов посредством трансформации знаний в процессе инновационного развития предприятия

Итак, в инновационной экономике конкурентное преимущество предприятия достигается посредством цикличного и непрерывного развития существующих и создания новых знаний, а также интеллектуальных ресурсов. Эти процессы являются своеобразным ответом предприятия на динамично изменяющиеся условия рынка. Такая ситуация приводит к тому, что в современных условиях экономический рост все больше определяется долей продукции и оборудования, в которых воплощены прогрессивные знания и современные управленческие решения. Дальнейшее преобразование интеллектуальных ресурсов в интеллектуальный капитал и управление им как совокупностью интеллектуальных ресурсов с учетом возникающего эффекта синергии позволяют предприятию активизировать процессы производства, распространения и использование знаний. В современных условиях эти процессы постоянно активизируются и приводят к увеличению доли капитализации знаний в суммарном показателе капитализации. В настоящее время для среднего высокотехнологичного предприятия этот показатель достиг значения 85%.

Создание конкурентных преимуществ позволяет предприятию динамично укреплять свои позиции на рынке наукоемкой продукции, развивая новые инновационные направления в бизнесе. Предприятие, для которого характерна инновационная деятельность, может достичь устойчивого конкурентного преимущества только при условии использования прогрессивных знаний, современных управленческих технологий, комбинируя эти факторы эффективности с интеллектуальными ресурсами, а также уникальными продуктовыми и процессными инновациями. И здесь принципиально важной становится задача формирования механизма устойчивого развития, основанного на управлении нематериальными факторами роста стоимости.

Центральная позиция современной концепции создания и управления стоимостью основана на том, что рыночная стоимость предприятия формируется под влиянием внешних (связанных с макроэкономической средой) и внутренних (непосредственно связанных со средой самого предприятия) факторов. Действие этих факторов проявляется в процессе финансово-экономической и производственной деятельности и обусловливает формирование в структуре капитала не только финансовой, но и интеллектуальной составляющей.

Упомянутые составляющие капитала, взаимодействуя между собой, приводят к появлению в структуре имущества предприятия материальных и интеллектуальных активов. Дифференцированная оценка этих активов дает возможность не только определить рыночную стоимость бизнеса (стоимость действующего предприятия), но и степень участия различных видов активов (материальных, финансовых и интеллектуальных) в формировании итогового значения стоимости.

Кроме того, решение задачи управления рыночной стоимостью предприятия предполагает целенаправленное воздействие на систему формирующихся во внутренней и внешней среде факторов. Причем в первую очередь такое воздействие предусматривает оказание влияния на факторы внутренней среды.


Источники:

1. Баранов В.В., Зайцев А.В Управление нематериальными факторами роста рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2009. - №5.
2. Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Требования современной экономики к формированию интеллектуальных ресурсов предприятия // Креативная экономика. - 2009. - № 4.
3. Зинов В.Г., Лебедева Т.Я., Цыганов С.А. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Зинова. – М.: Дело, 2009.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:43