Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»12 / 2009

Инновационные вопросы развития экономики

Колотилин Андрей Анатольевич, к.э.н. Доцент кафедры «Маркетинг и менеджмент» Московского государственного технического университета МГТУ-МАМИ, Россия

Коротун Ольга Николаевна, Аспирант кафедры «Маркетинг и менеджмент» Московского государственного технического университета МГТУ-МАМИ, Россия

Innovative issues of economic development - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 44

Аннотация:
В статье рассматривается вопрос актуальности использования инновационных решений в экономическом прорыве производства конкурентоспособных товаров и услуг. Подчеркивается важность научно-промышленной и инновационной политики, направленной на финансовое оздоровление предприятий и создание благоприятного инвестиционного климата, прямого государственного финансирования важнейших фундаментальных и прикладных исследований и разработок, укрепления нормативно-правовой базы. Обозначается роль “всемирной паутины“, которая оказывает все большее влияние на мировую экономику. Используя готовые разработки и изобретения в тех или иных областях народного хозяйства или науки, с помощью обмена научно-технической информацией, можно провести ускорение технического перевооружения экономики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Колотилин А.А., Коротун О.Н. Инновационные вопросы развития экономики // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 12. – С. 22-27.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Развитие экономки и современного общества неразрывно связано с потенциалом инновационного комплекса в системе национального хозяйства  страны. В период глобальных и коренных преобразований экономики, когда нововведения становятся важнейшим элементом микро- и макроэкономических структур, использование научных методов инновационного менеджмента преобразуется в  главный фактор экономического развития государства.

Будущее России видится в том, чтобы она закрепилась на мировом рынке не как поставщик сырья, а как производитель готовой продукции, выcококачеcтвенных, конкурентоспособных  товаров. Именно для этих целей необходимо искать прорывные решения в технологии и управлении производством. Инновации –  это прямой путь к повышению эффективности предприятия. А для роccийcких компаний, как производителей готовой продукции это еще и возможность «взять» барьер конкурентоcпоcобноcти, завоевать внешние рынки. Только по официальной статистике, «Роспатент» ежегодно регистрирует около 20 тыс. отечественных изобретений, но лишь малая часть из них приносит реальный экономический эффект [1].

Способность национальной экономики к инновационным переменам является основным условием для перехода к новой ступени конкуренции –  стадии инноваций. Решающее значение в формировании устойчивого экономического развития обеспечивают передовая техника и технология, развитая научно-исследовательская база, расширение научно-технического сотрудничества стран. В этой связи остро возрастает роль интеллектуального потенциала страны.

Возникновение инновационного менеджмента связано с фазами деловой активности в сфере общественного производства. Развитие моделируется объективными естественнонаучными, социопсихологическими и социально-экономическими законами. Оно рассматривается как всеобщий принцип объяснения историй; природы общества и познания перспектив цивилизации и может носить характер нелинейных скачкообразных преобразований.

В современном обществе происходят фундаментальные сдвиги в системе науки и образования, в возможностях новой техники и технологии, в обеспечении безопасности и качества нововведений и их применения, потенциально способные создать материальные блага, а также духовное благополучие общества и обеспечивающие техническое, социальное, психологическое, экономическое развитие и массовые потребности. В современно практике управления существует две формы развития, которые тесно связаны между собой:

  • эволюционная, характеризующаяся постепенными количественными изменениями объекта;
  • революционная, связанная качественными изменениями в структуре объекта.

Деловая активность в сфере общественного производства, фазы его развития породили инновационный менеджмент. Рассматривая исторический аспект, следует выделить, что своим рождением он обязан инициированию инженерно-изобретательской активности в области механических, химических, биологических, компьютерных и информационных процессов и стимулированию крупного капитала и государственной поддержке научно-технического творчества. Динамизм и многообразие различных экономических процессов обуславливают инновационные преобразования на всех стадиях воспроизводственного цикла. В возникающих условиях нестабильности, а также ресурсных, производственных, бюджетных ограничений, инновации являются одним из важных направлений устойчивого развития и выживания субъектов хозяйственной деятельности - предприятий, компаний, корпораций.

В мировом масштабе развитие человеческого общества подошло к отметке, когда непрерывность и гармоничность, а, соответственно, наука и образование становятся определяющими подсистемами жизнеобеспечения человечества. Управление инновационным развитием производства на фирмах - это сознательное регулирование процесса воспроизводства в целях общего повышения его эффективности, роста производительности труда, обеспечения перспективной прибыльности, улучшения качества и конкурентоспособности продукции.

Инновации можно измерить таким же способом, каким измеряют качество, с помощью ориентированных на процессы моделей и инструментов. Такие исследования можно обнаружить в Интернете. Остается открытым вопрос  об объективности, точности и ценности полученных данных.

При появлении каждой предельной инновации в процесс улучшения вливается постоянно плодотворное зерно. Прогрессивные различные идеи  включаются в текущую практику и процессы.

Если с сороковых-пятидесятых годов прошлого века проблема внутригосударственного и международного рынка лицензий, патентов, а также информация о наличии тех или изобретений не выходила за рамки дискуссий об их необходимости, то сейчас, в связи с появлением Интернета, вопрос стоит не о необходимости его появления, а о путях развития уже наработанных информационных методов.

Научно-техническая революция, мощные интеграционные процессы способствовали росту объёмов торговли  научными идеями, знаниями, изобретениями. Россия также имеет в этой сфере серьезный потенциал: 12% ученых мира и накопленная интеллектуальная собственность [3].

Общественная задача же состоит в значительном увеличении этой доли за счет приоритетов научно-промышленной и инновационной политики, направленной на финансовое оздоровление предприятий и создание благоприятного инвестиционного климата, прямого государственного финансирования важнейших фундаментальных и прикладных исследований и разработок, укрепления нормативно-правовой базы, эффективного менеджмента в решении инновационных проблем.

Если за весь период расцвета научно-технической мысли от середины XIX до середины XX в. объем рынка достигал примерно 400 млн долларов в год, то уже к двухтысячному году он увеличился  более, чем в восемьдесят раз и составил около 30 млрд в год [4].

Это говорит не только о количественном увеличении, но и о качественном изменении, и в этом огромная роль принадлежит «всемирной паутине», практически стершей государственные границы в информационном поле.

Благодаря Интернету, как способу получения быстрой информации, мы получили возможность делать количественные и качественные оценки состояния мирового рынка лицензий и патентов, принимать более грамотные решения.

Используя готовые разработки и изобретения в тех или иных областях народного хозяйства или науки,  с помощью обмена научно-технической информацией,   можно провести ускорение технического перевооружения экономики, используя то, что уже открыто.

Когда стремительным темпом идет развитие специализации и кооперации, глобализации экономики  – от умело используемой информации зависит расширение возможностей экспорта и импорта, формирования экономических связей. Если выделить из торгово-экономических отношений нефть, уголь, различные руды, зависящие только от того, чем природа наделила ту или иную страну, то оставшаяся часть представляет собой результат внутригосударственного и международного труда, который основывается на основе достижений науки для различных стран на разном уровне, и соответственно разной конкурентоспособности.

Для решения задач продвижения инновационного процесса, прогнозирования катаклизм и методов их преодоления в обществе, необходимы инновационные менеджеры, специалисты занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений.

Инновационную деятельность необходимо представлять как процесс получения, обогащения и накопления научных знаний, приведения их в нужную форму, пригодную для практических использований в различных сферах. Причем инновационный процесс может идти в прямом и обратном направлении, с учетом обратной связи между отдельными стадиями производства и внешней средой. Поэтому следует различать инновации, возникающие по инициативе потребителей, которые составляют по оценкам специалистов до 70% общего их объема, и инновации, возникшие при выполнении НИОКР [1].

Отдельные элементы инновационного процесса представляют иногда определенные формы деятельности, направленные на создание, распространение и использование новых продуктов и технологий, удовлетворяющих общественные потребности. В случае необходимости  периоду освоения производства может предшествовать стадия проектирования и строительства соответствующего объекта. По своей сути инновационный процесс нацелен на появление необходимых обществу продуктов, технологий и услуг.

Главными участниками инновационного рынка, участвующих в  конкурентной среде – это организации – создатели и обладатели научно-технических достижений, «ноу-хау»; небольшие самостоятельные компании, которые .посредничают при распространении и внедрении нововведений до стадии производства; кредитно-финансовые (в том числе венчурные), патентно-лицензионные, рекламные, консалтинговые, учебно-методические,  частные и прочие государственные структуры.

Главная, непосредственная задача инновационного процесса – это  уменьшить стоимость, а значит, и цену продукции, услуги, сократить рабочее время, необходимого для их производства; максимально увеличить выпуск продукции за счет экономии совокупных затрат.

Конкуренция на рынке ускоряет процесс распространения инновации и стимулирует к поиску новых, более совершенных ее форм. Инновация ориентирована на рынок либо конкретные потребности, а инновационный процесс направлен на потребление продукта, полученного на основе современных знаний.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Роспатент (Электронный ресурс). – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www1.fips.ru.
2. Менеджмент качества из первых рук (Электронный ресурс). – Электрон. дан. – Режим доступа: http://quality.eup.ru.
3. Хрусталев Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – №1.
4. Исследования LETA IT-company за 2008 год. (Электронный ресурс). – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bit.prime-tass.ru.