Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2009

Организация и финансирование инновационных предприятий

Преснаков Вячеслав Сергеевич, аспирант, Российская академия предпринимательства, Россия

Organization and financing of innovative enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 48

Аннотация:
В данной статье рассматривается один из актуальнейших вопросов современного экономического развития России – организация инновационных предприятий и развитию наукоемких технологий. Автор выделяет две проблемы, каждая из которых весьма значима и при этом взаимосвязана с другой: создание инновационных предприятий и организация их финансирования. В статье отмечается максимальная эффективность подобного подхода для развития нашей страны и ставится вопрос о способах наиболее эффективного привлечения инвестиций в инновационную деятельность.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Преснаков В.С. Организация и финансирование инновационных предприятий // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 66-70.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Организация инновационных предприятий и развитие наукоемких технологий является эффективным направлением решения актуальных экономических и социальных проблем современной России. Общепризнанно, что именно инновационное направление развития позволит создать после кризиса новые современные рабочие места, обеспечит приток высококвалифицированных специалистов, которые и сформируют отечественный средний класс. Инновации – это энергосберегающие технологии, которые обеспечат бережное отношение к природным богатствам страны.

Для решения проблем перехода на инновационный путь развития необходимо создать инновационные предприятия и организовать финансирование их деятельности.

Основой развития являются малые и средние инновационные предприятия. Наиболее эффективной формой финансирования малого и среднего инновационного бизнеса является венчурный капитал. Создание венчурных фондов, в которых аккумулируются деньги банков, крупных фирм, страховых компаний, центральных и местных бюджетов, дает возможность создать специализированный сегмент высокотехнологичного рынка. Венчурный капитал получил широкое распространение во многих странах, стал эффективным инструментом технологического переворота, освоения и распространения базисных инноваций [1].

Малые инновационные организации могут быть образованы как внутренние венчурные подразделения крупных корпораций – формируются крупными корпорациями для создания и внедрения новейших технологий. Финансирование таких подразделений осуществляется собственными средствами корпорации.

Существуют также внедренческие фирмы, организованные на паевых началах крупными корпорациями. «Материнская» корпорация финансирует создание новой фирмы для предотвращения ухода ведущих талантливых сотрудников. «Материнская» компания владеет большей частью созданной фирмы, убытки от ее деятельности на начальном этапе также могут ликвидироваться за счет материнской компании. Бывают и независимые, небольшие инновационные фирмы, использующие капитал венчурных фондов, других источников.

Венчурный фонд – это инвестиционная компания, работающая с исключительно инновационными предприятиями и проектами. Целью деятельности венчурного фонда является предоставление инвестиций малым, быстрорастущим компаниям, которые ориентированы на высокотехнологическую продукцию. Инновационное предприятие – это всегда высокий риск, гарантии прибыли не могут быть предоставлены.

Важным источником внешнего долевого капитала для коммерциализации новых продуктов, инноваций или идей являются частные инвесторы, известные под названием «бизнес-ангелы». Обычно это физические лица, которые обеспечивают финансирование в форме долевого капитала.

Бизнес-ангелы предпочитают финансировать высоко рисковые предпринимательские фирмы со значительным потенциалом роста, причем на самой первой стадии их развития. Сами бизнес-ангелы обеспечивают не только финансирование, они действуют как наставники, руководители и ведут разработчиков через процесс организации бизнеса, формируют контакты с потенциальными стратегическими партнерами и составляют протекцию разработчикам, помогают найти капитал для дальнейшего роста.

Бизнес-ангелы обычно инвестируют в быстрорастущий бизнес. Для того чтобы получить у них финансирование, новатор должен продемонстрировать, что его проект дает высокую отдачу в течение короткого периода. Привлечение бизнес-ангелов имеет как положительные, так и отрицательные стороны, причем зачастую последние преобладают. В силу этого наиболее перспективной формой венчурного взаимодействия крупного капитала с мелким бизнесом стали современные инфраструктурные образования, такие как «бизнес-инкубаторы», «технопарки», «технополисы».

В современном мире бизнес-инкубатором принято считать предприятие, обладающее специализированной инфраструктурой, деятельность которого направлена на содействие созданию, росту и развитию малых инновационных фирм путем предоставления им площадей для аренды, разного рода консультаций, подготовки и обучения персонала в области менеджмента.

Основными задачами бизнес-инкубатора являются: улучшение стартовых условий создания бизнеса путем предоставления офисных площадей, оборудованных мебелью и компьютерной техникой на льготных условиях; концентрация всех консалтинговых услуг в едином комплексе: юридических, аудиторских, бухгалтерских и маркетинговых; оказание помощи в регистрации малого предприятия, в техническом обеспечении проекта, предоставление других услуг, необходимых для поддержки предпринимателей и малых предприятий; обеспечение прямых коммуникаций между малым бизнесом и органами государственной и муниципальной власти.

Бизнес-инкубаторы можно классифицировать на:

  • бесприбыльные – существуют при поддержке местных органов власти, заинтересованных в создании рабочих мест и экономическом развитии региона, развитии инновационной деятельности в регионе;
  • коммерческие – арендаторам предоставляется широкий спектр услуг по рыночным ценам, но оплата взимается только по услугам, которыми арендатор фактически воспользовался;
  • филиалы высших учебных заведений.

Арендная плата подобных бизнес-инкубаторов может быть достаточно высокой, но она позволяет пользоваться лабораториями, библиотекой, программным обеспечением [2].

Бизнес-инкубаторы могут быть автономными (самостоятельный хозяйствующими субъектами с правами юридического лица), либо функционировать в составе технопарка.

Технопарк – это научно-производственный комплекс, инфраструктура которого позволяет полностью реализовать инновационный проект – от стадии научных исследований до этапа выпуска нового продукта.

Технопарк, как правило, поддерживает рабочие контакты с вузами и НИИ и имеет условия, благоприятные для организации новых наукоемких фирм и их последующего развития; активно содействует передаче технологий из научно-исследовательских институтов в фирмы и организации, расположенные на территории научного парка или в ближайшем окружении.

Основная задача технопарка – эффективно и за короткое время передать в экономику созданные в НИИ и КТБ технологии, коммерциализировать их, в том числе с помощью «выращенных» на этих технологиях малых и средних инновационных фирм.

Следует отметить, что за прошедшие годы технопарки в России, к сожалению, так и не стали заметным явлением экономической жизни, центрами поддержки инновационных предпринимателей, превращения отечественных технологий в нужные людям товары. Причины этого носят системный характер.

Технополис представляет собой более крупную по сравнению с научным, технологическим парком зону экономической активности, состоящую из университетов, исследовательских центров, технопарков, инкубаторов бизнеса, промышленных и иных предприятий, которые осуществляют свою практическую деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований, поддерживают тесные связи с аналогичными структурами на национальном и международном уровне, являются неотъемлемой частью системы международного разделения труда и имеют среду обитания, целенаправленно сформированную под ученых, специалистов, высококвалифицированную рабочую силу.

Для создания технополиса нужно сформировать благоприятные макроэкономические условия, развитую инфраструктуру, среду, благоприятную для специалистов и инвесторов.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Венчурные предприятия создаются на основе слияния двух факторов – инвестиций денежных средств и интеллектуальных возможностей (оригинальных технологий или идей). Инвестиции могут быть предоставлены венчурными фондами либо бизнес-ангелами.

2. Главная задача бизнес-инкубатора – создавать успешно работающие инновационные фирмы, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, выйдя из стен бизнес-инкубатора, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность.

3.Техноопарк является мощным инструментом формирования и развития сектора инновационного предпринимательства, «взращивания» предпринимателей в инновационной сфере, производства малых и средних наукоемких фирм.

Деньги вкладываются в новое и никому не известное предприятие. По этим причинам банковское кредитование бизнеса является невозможным. Тогда и приходит на помощь венчурный фонд – фонд инвестирования инновационный проектов.

Главная задача венчурного фонда – привлечь средства от инвесторов и направить их в высокодоходный бизнес, например, с помощью покупки ценных бумаг предприятия. При этом акции приобретаются не на открытом рынке, а путем их частной скупки у владельцев. Через некоторое время венчурный фонд продает сильно выросшие в цене акции стратегическому инвестору и распределяет полученный доход от их реализации среди участников фонда. Инвестор берет на себя только финансовые риски, а венчурный бизнесмен все остальные ‑ рыночные, технические, ценовые риски.

Они, в основном, возникают из-за недоразвитости предпринимательского сектора отечественной экономики, а именно: из-за преследования в течение многих лет легального частного производственного сектора. Обратной стороной этого явления стало отсутствие :

 ‑ предпринимательского климата, духа, культуры и, как следствие, ‑ слаборазвитого внутреннего рынка, малого спроса на наукоемкую продукцию;

‑ финансовых средств и их источников;

‑ экономических знаний потенциальных научно-технических предпринимателей и их способности уверенно ориентироваться в вопросах бухгалтерского учета, маркетинга, менеджмента, международной хозяйственной кооперации.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.
2. Аналитические материалы – Электрон. ресурс. – Режим доступа: http://www.dist-cons.ru.
3. Шукшунов В.Е. Итоги деятельности Ассоциации «Технопарк». Проблемы, требующие решения. Приоритетные направления
деятельности / Доклад Президента Ассоциации «Технопарк» профессора В.Е Шукшунова на общем собрании Ассоциации «Технопарк» 16.03.2007. – Электрон. ресурс. - Режим дост.: http://technoparki.narod.ru /association.htm.