Компетентносный подход в подготовке студентов высших учебных заведений как фактор роста конкурентоспособности выпускников

Литвинова О.И., Каркошкина Т.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать:
Литвинова О.И., Каркошкина Т.А. Компетентносный подход в подготовке студентов высших учебных заведений как фактор роста конкурентоспособности выпускников // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 22-26.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038144
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается эффективность применения компетентностного подхода в обучении с позиций формирования конкурентоспособной личности. Обозначена актуальность и значимость компетенций как важное условие перехода к новой парадигме образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образование, компетенции, компетентностный подход, новая парадигма образования

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Ежегодно высшие учебные заведения нашей страны выпускают огромное количество специалистов, но работодатели не торопятся предоставлять имеющиеся у них вакансии вчерашним студентам. Высшее образование для работодателя сегодня является непременным требованием, но недостаточным условием для соискателя рабочего места.

Рынок труда предъявляет к нынешним и потенциальным работникам все более конкретные требования, НО выпускники вузов не всегда могут им соответствовать. Большинство молодых специалистов неспособны полученные знания применить на практике, у них нет стремления к карьерному росту и дальнейшему профессиональному развитию, нет готовности к командной работе. Работодатели отмечают недостаток профессиональных навыков, отсутствие представлений о предстоящих должностных обязанностях, невысокий уровень специальных знаний.

Рынок труда становится более специфичным, заставляя подкреплять высшее образование дополнительным образованием, направленным на углубление или специализацию знаний и умений. Проблема заключается в том, что у выпускников нет представлений о состоянии рынка и новых требованиях к кадрам, система взаимодействия работодателей и представителей сферы образования пока еще недостаточно эффективна, вследствие чего ожидания выпускников успешного трудоустройства после окончания вуза не всегда оправдываются. Вузы не знают, какие именно специалисты потребуются экономике и каким набором знаний они должны обладать, а работодатель не получая квалифицированных работников, вынужден вкладывать средства в переобучение.

На современном этапе развития обществом востребованы высокообразованные, способные к самосовершенствованию, принятию ответственных, нестандартных решений и прогнозированию их последствий люди, стремящиеся к достижению высоких конечных результатов. Развивать соответствующие качества и навыки у молодых специалистов – задача высших учебных заведений, так как в условиях возрастающей конкуренции между вузами вопрос конкурентоспособности выпускников на рынке труда и способности вуза содействовать их профессиональной карьере приобретает первостепенное значение.

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности.

В этой связи является актуальным рассмотрение применения компетентностного подхода с позиций формирования в процессе обучения конкурентоспособной личности.

В качестве определения компетенций В.И. Байденко предлагает принять определение, предложенное в европейском проекте TUNING: «…понятие компетенций и навыков включает

‑ знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать);

‑ знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);

‑ нание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» [1].

На сегодняшний день нужны универсальные показатели, которые бы составили основу формируемых национальных рамок квалификаций. Обеспечили бы сравнимость, прозрачность и проверку результатов обучения, учитывали бы ожидания работодателей в отношении качества подготовки выпускников, позволяли бы легко определять уровень имеющейся подготовки и выстраивать необходимые траектории обучения. Главные требования, предъявляемые к компетенциям, заключаются в том, что они должны быть конкретные, проверяемые, многоуровневые.

Эти компетенции формируются не только в собственно учебном процессе, но и всей системой деятельности студентов в период пребывания в вузе. Компетенция, на наш взгляд, должна представлять комплексную характеристику способности и готовности выпускников демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, навыки, а также личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

Определяя суть компетентностного подхода, И.А. Зимняя, указывает на его системность, рассматривая совокупность всех характеристик (компетенций) выпускника как единое целое, обладающее иным качеством, чем качество просто суммы всех характеристик [2]. Целостная компетентность выпускника складывается из частных компетентностей, сформированных в учебном процессе, в организационной, воспитательной, общественной и практической деятельности, в процессе самовоспитания и взаимодействий. [4].

В рамках компетентностного подхода основной идеей является не увеличение объема знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности. Компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой, так как овладеть компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс формирования базы знаний и воспитания способности к самостоятельному поиску знаний, выбору моделей поведения приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. [3]

В результате последовательного обучения, включающего в себя как учебный, так и воспитательный процесс у выпускника должны сформироваться качества, которое позволят ему успешно выполнять производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Применение компетентностного подхода в процессе обучения предоставляет возможность учащемуся выработать отношение к предмету своей деятельности.

К качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста, можно отнести

  • умение «презентовать себя»;
  • гибкость и профессиональную мобильность;
  • уверенность в себе;
  • способность находить выход в различных профессиональных ситуациях;
  • стремление к успеху;
  • ответственность;
  • желание постоянно совершенствовать свой трудовой опыт.
  • Эти качества формируются под влиянием искреннего интереса к выбранной специальности, определяются активностью в самообразовании, профессионализмом преподавателей, хорошо организованной производственной практикой. Необходимо отметить, что конкурентоспособность вуза и его выпускников зависит от качества образовательных программ и качества всего образовательного процесса, и решить задачу повышения качества образования сегодня невозможно без тесного взаимодействия с работодателем.

    Для согласования действий по подготовке качественного специалиста необходимо определить систему взаимоотношений с работодателем, в которой они выступят в роли квалифицированного заказчика на рынке труда и образовательных услуг. Базироваться эта система может:

    1). на формировании партнерских отношений с предприятиями для эффективной адаптации в условиях изменяющегося спроса и совместного формирования набора компетенций, соответствующих требованиям определенного сегмента рынка труда;

    2) на целенаправленной организации производственных практик и дипломного проектирования, с учетом требований потребителей образовательных услуг, активной презентации своих выпускников на ярмарках вакансий.

    Конкурентоспособность выпускника сегодня стоит в ряду основных критериев, свидетельствующих о качестве образовательного процесса в вузе. По нашему мнению, она непосредственно будет зависеть от набора компетенций и знаний, полученных в вузе и необходимых для успешной конкуренции на рынке труда.

    Компетенции должны стать основным рычагом в новой парадигме образования, но в процессе их формирования могут возникнуть определенные проблемы: стремление к «гиперкомпетенции», неконкретность, фрагментарность компетенции, отсутствие последовательности реализации в учебном процессе.

    Для преодоления возможных проблем при разработке компетентностных моделей образовательного процесса необходимо:

    ‑ определить соответствие учебных планов предпочтительным компетенциям;

    ‑ оценить компетентностный потенциал учебных дисциплин;

    ‑ проанализировать потребности работодателей относительно формируемых компетенций;

    ‑ определить насколько образовательный процесс соответствует современным научным достижениям.

    Не лишним будет и экспертное мнение, как преподавателей, так и работодателей.


    Источники:

    1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
    2. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 8. – С. 20-26.
    3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с.
    4. Боярский Е.А. Обобщенные компетенции выпускников вузов / Е.А. Боярский, С.М. Коломиец // Высшее образование сегодня. – 2007.- № 6. – С. 84-86.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:55:31