Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2009

Информационный город

Концевич Станислав Игоревич, аспирант, Норильсий индустриальный институт, главный специалист Финансового управления Администрации г. Норильска, Россия

Informational City - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 69

Аннотация:
Муниципальные образования сегодня являются надежной опорой экономики страны. Одним из путей развития их экономик служит применение информационных технологий в различных сферах управления. В мировой практике управления городами достаточно примеров положительного влияния от применения информационных технологий. В нашей стране подобные нововведения практически не применяются. Однако применение новых технологий, в частности информационных, является необходимым условием для дальнейшего развития городов.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Концевич С.И. Информационный город // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 126-130.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Муниципальные образования сегодня – это сложные экономико-социальные системы, управлять которыми весьма и весьма непросто. Современные города являются надежной опорой экономики страны, именно на территории муниципальных образований сконцентрировано наибольшее число жителей: в них проживает более 70% от общего числа граждан. Рассматриваемые территории также являются и местами сосредоточения экономической активности, в городах располагается наибольшее количество предприятий и производственных мощностей. «Городами принято называть крупное поселение, население которого занято преимущественно несельскохозяйственным трудом. По данным переписи 2002 г., в России было 1098 городов и 1842 поселка городского типа, всего 2940 городских населенных пунктов.» [1] Подобная концентрация человеческих и материальных ресурсов создает зависимость всей страны от социально-экономического состояния как отдельных муниципальных образований, так и их совокупного развития.

Муниципалитеты сегодня можно охарактеризовать как некие минимальные экономические единицы, с точки зрения макроэкономических процессов, протекающих на территории Российской Федерации. В последние годы власть на местном уровне получила большую автономность и независимость. Это обусловлено принятиям ряда законов о местном самоуправлении, которые определили функции, возлагаемые на муниципальных руководителей.

На сегодняшний день управление городами является системно сложной задачей. В сферу ответственности муниципальных властей попадают практически все сферы жизни его населения. Ключевой особенностью муниципальных образований является разнообразие интересов жителей, обусловленное их половозрастной, корпоративной, культурной и национальной спецификой. Муниципальные власти должны находить необходимый баланс интересов между потребностями различных групп населения в условиях ограниченного количества ресурсов.

На сегодняшний момент существуют два пути развития экономики муниципального образования:

  • управлять экономикой города традиционными способами, опираясь на иерархическую систему управления;
  • следовать в русле научно-технического прогресса и оперативно модифицировать управление экономическими и социальными процессами.

Мировой опыт показывает, что:

  • внедрение инноваций приобретает все большее значение для экономических систем.
  • грамотное использование новых возможностей в управлении ведет к повышению его эффективности.
  • технологии создают новые виды деятельности, продукцию и услуги. Их внедрение повышает уровень жизни людей.

Одним из направлений развития технологии в последнее время являются информационные технологии. «Информационные технологии – новейший товар на мировом рынке, представляющий результаты творческой деятельности специалистов и направленный на обработку, анализ и хранение массивов информации в цифровой форме» [2].

Современные научные достижения касаются самых разных сторон жизни отдельных людей и общества в целом, в том числе и обработки информации. Информационные технологии, прошедшие развитие от ламповых компьютеров до миниатюрных вычислительных устройств, легко объединяющихся в вычислительные сети, изменили поведение не только отдельных людей, но и различных организаций.

Современным пользователям доступны как локальные, так и корпоративные системы, позволяющие управлять крупными территориальными комплексами. Большая их часть ориентирована на управление внутренними технологическими или бизнес-процессами и используется организациями, чьи доходы позволяют инвестировать в такие технологии управления. Это обеспечивает им устойчивое экономическое развитие, поскольку дает возможность своевременно отвечать на запросы потребителей, опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках, повышать производительность.

Высокие темпы совершенствования и постоянное снижение стоимости делают информационные системы общедоступными и широко распространенными в различных сферах деятельности. Наиболее значимым и гармоничным итогом их развития оказалась возможность взаимодействия людей и организаций на основе прямых равноправных связей практически без географических и административных ограничений.

Наибольшее распространение информационных систем произошло на уровне организаций и индивидуальных пользователей. Использование же таких технологий на уровне муниципальных образований сегодня развито достаточно слабо. Особенно ярко это проявляется в российской провинции. В тоже время, именно в городах поставлено большое количество задач, связанных с управлением разнообразными общественно значимыми объектами и процессами.

Характерными примерами применения информационных технологий в сфере управления муниципалитетами являются технологии, применяемые в управлении транспортом городов и так называемом «электронном правительстве».

«Электронное правительство» – это единая информационная среда взаимодействия власти, бизнеса и граждан, которая должна обеспечить прозрачность процессов управления в обществе, равные возможности для бизнес-сообщества и, наконец, информационное самообслуживание населения, граждан, которое позволит им в процессе их жизни проще и качественнее решать свои информационные потребности [3]. Внедрение информационных систем отмечается во многих странах мира, при этом наивысший рейтинг информатизации, по данным ООН, наблюдается в странах с наиболее высоким уровнем жизни (США, Швеция, Австралия, Дания и др.) [4]. Положительный пример выше указанных стран послужил толчком для внедрения подобной системы и в нашей стране.

Эффективность внедрения информационных систем в сферу управления транспортом муниципальных образований наглядно демонстрируют плюсы от внедрения элементов автоматизированных систем управления дорожным движением в мировой практике:

  • Система информирования пассажиров, совмещенная с АСУДД (Хельсинки, Финляндия), позволила снизить суммарную задержку на 44-48%, среднее время в пути на 11%, потери времени на 35800-67500 человеко-часов в год.
  • Создание системы адаптивного управления дорожным движением (Лос-Анджелес, США) уменьшило количество общих транспортных остановок на 28-41%.
  • Внедрение адаптивной системы управления светофорными объектами с приоритетом общественного транспорта (Лондон, Великобритания) снизило среднюю за­держку автобуса на 7-13%.
  • Система приоритета общественного транспорта (Саутгемптоне, Великобритания) позволила снизить расход топлива автобусами на 13%, за счет чего уменьшился на 15% общий уровень выбросов в атмосферу [5].

Несмотря на столь качественные примеры эффективности внедрения информационных технологий в управления социальными и экономическими процессами на территории муниципальных образований их внедрение происходит медленно. Причиной этого является отсутствие методик оценки эффективности применения различных информационных систем для управления инфраструктурой города. А это серьезно сдерживает поток инвестиций в данную область.

На основании вышесказанного можно говорить о том, что применение новых технологий, в частности информационных, в управлении муниципальными образованиями и их экономиками является необходимым условием для дальнейшего развития городов и роста уровня жизни людей, их населяющих. При помощи информационных технологий, позволяющих осуществлять сбор и обработку информации из окружающей среды, муниципальные власти получают необходимые для работы ресурсы.

Фактически применение информационных технологий в сфере управления социальными и экономическими процессами городов позволяет повысить эффективность работы муниципальных властей на всех уровнях, от принятия решений до их реализации. Помимо этого новейшие технологии позволяют создавать новые виды хозяйственной деятельности, направляемые на повышение эффективности экономики муниципального образования.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. В.Б. Зотова. Система муниципального управления. – 2007. – С. 67.
2. Влияние информационных технологий на конкурентоспособность стран в мировой экономике/ Савинов Ю.А., Абрамова А.В. //
Вопросы статистики. – 2006. – №5. – С. 8.
3. Современные информационные технологии Oracle как платформа для электронного правительства / Барышников Анатолий Олегович // Информационное общество. – 2003. – № 1. – С. 35-37.
4. Периодическое глобальное исследование состояний электронных правительств в национальных государствах, проводимое ООН. Отчет включает методологию измерения. UN Global E-government Survey 2003. [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Режим доступа: http://unpan1.un.org/.
5. Мир дорог / Г. С. Бродский, В.В. Рыкунов // [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.againc.net/.