Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2009

Инновационный менеджер – основа креативной экономики

Быков Вячеслав Арсеньевич, канд. техн. наук профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Россия

Innovation manager is a basis for creative economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 74

Аннотация:
Рассматриваются особенности человеческого фактора в управлении инновационными процессами на промышленном предприятии. Фокусируется внимание на когнитивных и функциональных компетентностях успешного инновационного менеджера. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов творческой деятельности – это основа современной экономики. Сегодня в борьбе за потребителя, приобретение конкурентных преимуществ немыслимо без создания на предприятии инновационной среды, суть которой состоит в коммерциализации результатов новаторской деятельности.
Цитировать публикацию:
Быков В.А. Инновационный менеджер – основа креативной экономики // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 33-37.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В последнее время всё более очевидным становится тот факт, что решающее значение в обеспечении процесса нововведений играет так называемый человеческий фактор, эффективность использования которого является одним из основных показателей оценки систем управления инновационными процессами. В связи с этим следует вести поиск форм и методов активизации новаторской деятельности работников фирм, их ориентации на конечный результат, ускоренное освоение нововведений в производстве и завоевание рынков сбыта, в конечном счёте ‑ на повышение конкурентоспособности бизнеса. Главным здесь является формирование личностей (коллектива), готовых адекватно реагировать на изменения и предлагать эти изменения.

Важным шагом в организации инновационной деятельности является создание благоприятного творческого климата, в котором она может успешно осуществляться. Типовыми рекомендациями по улучшению инновационного климата являются [1]:

  • разрушение коммуникационных барьеров, т.е. введение открытого неформального стиля управления (дискуссионные группы, специальная социологическая служба, нарушение иерархической политики взаимодействия и т.п.);
  • кадровая политика, обеспечивающая привлечение талантливых людей с нестандартным мышлением (объединение в группы специалистов из различных областей деятельности, ротация сотрудников между функциональными отделами и секторами);
  • стимулирование поиска инновационных решений.

В последние годы активно разрабатываются и используются креативные методы и средства для интенсификации инновационной деятельности (эвристики) [2].

Инновационная система предприятия должна охватывать все структурные подразделения, все уровни и звенья управления. В каждом структурном подразделении, на каждом рабочем месте могут и должны рождаться инновационные предложения, формируя тем самым корпоративную инновационную «копилку».

Рациональное управление инновационными процессами возможно при наличии развитой мотивационной системы, которая создаётся с целью:

-         инициации инновационной активности сотрудников;

-         адекватной оценки результатов инновационной деятельности менеджеров и специалистов различного уровня и их последующего поощрения;

-         усиления коммуникационных связей между подразделениями компании;

-         интеграции инновационной деятельности сотрудников различных подразделений в рыночный успех.

Эффективная мотивационная инновационная система должна охватывать все уровни управления: top-менеджмент, средний менеджмент, специалистов, рабочий и технический персонал.

Ведущая роль в формировании инновационного климата на предприятии принадлежит top-менеджменту. «Идеи тогда овладевают массами, когда они овладевают головами первых руководителей».

Ключ к успеху – в руководителе инновационного проекта, который назначается не столько за способность к решению научно-технических задач, сколько и это более важно, за свои качества руководителя и предпринимателя.

Практикой выработан ряд требований к руководителю инновационного проекта. Для успеха руководителю необходимо:

  • обладать способностями мыслить комплексно;
  • уметь управлять людьми и уметь управлять собой;
  • уметь взаимодействовать с руководством;
  • быть предусмотрительным;
  • быть способным выдерживать стрессы, быть оптимистом;
  • обладать перспективным бизнес-мышлением;
  • уметь передавать информацию;
  • эффективно управлять временем.

Модель эффективного инновационного менеджера предполагает наличие у него когнитивных и функциональных компетентностей.

 

Когнитивные компетентности.

Инновационный менеджер должен знать

-         концепции, методы инновационного менеджмента;

-         содержание инновационной стратегии и политики, инструменты их формирования и реализации на предприятии;

-         методы оценки уровня инновационного развития предприятия;

-         основы организации инновационной инфраструктуры;

-         методы поиска новых идей и технических решений;

-         основы формирования инновационного проекта бизнес-плана проекта, методы его оценки;

-         принципы, методы и инструменты маркетингового обеспечения инновационного процесса: исследование и сегментация рынка, организация разработки и производства новых продуктов, формирование спроса и стимулирование сбыта, организация продвижения продуктовых инноваций;

-         стандарты и методы обеспечения качества и конкурентоспособности нововведений;

-         технологии защиты интеллектуальной собственности на предприятии.

 

Функциональные компетентности.

Это навыки и умения разработки и реализации инновационной стратегии и политики, технологий и методов работы в функциональных сферах инновационного менеджмента с учётом условий и специфики конкретной организации.

Инновационный менеджер должен уметь:

-         разрабатывать инновационную стратегию и политику на предприятии;

-         организовать инновационный процесс на предприятии в соответствии с методологией системного подхода к менеджменту инноваций;

-         формировать творческую группу разработчиков инновации, диагностировать состояние группы, стимулировать творческую активность;

-         применять методы поиска новых идей и технических решений;

-         уметь составлять бизнес-план проекта;

-         уметь оценивать рыночную привлекательность инновации и её конкурентоспособность;

-         владеть методами коммерциализации инноваций;

-         владеть приёмами планирования инновационного процесса;

-         владеть методами оценки и защиты интеллектуальной собственности;

-         обладать навыками поиска и работы с информацией о достижениях в специальной инновационной сфере.

В портфеле инновационных проектов компании должны находиться проекты различного уровня:

-         проекты по разработке принципиально новых продуктов и технологий, обеспечивающий инновационное лидерство;

-         несколько проектов, поддерживающих конкурентоспособность существующей товарной политики: по расширению продуктовой линейки, модернизации, повышению качества и др.;

-         программы и проекты по поддержке новаторской деятельности сотрудников.

Реализацией инновационной стратегии предприятия удобно и эффективно управлять в рамках системы управления проектами с использованием современных инструментов управления.

Тактические аспекты инновационного развития реализуются в форме вовлечения работников в новаторскую деятельность: выдвижения идей, рационализаторских предложений по совершенствованию техпроцессов, повышения качества продукции, сокращения себестоимости и др.

Большим потенциалом инновационного развития компании обладает сфера новаторской деятельности сотрудников, её активизация. С этой целью целесообразно формирование на предприятии целостной организационной и мотивационной системы мобилизации творческого потенциала работников на решение задач по повышению конкурентоспособности бизнеса.

В рамках мотивационной инновационной системы должен быть создан механизм оценки эффективности внутрифирменных инноваций для каждого подразделения (НИОКР, производство, сбыт, логистика, маркетинг, менеджмент, финансы, кадры и др.) с определением критериев, показателей методов оценки, форм и методов поощрения.

 


 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Философова Т.Г., В.А. Быков. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. - 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 275 с.
2. Попов В.В. Креативные тенденции и средства для интенсификации инновационной деятельности. // Промышленная политика в Российской Федерации». - 2007. - №12.