Мехнаизмы преодоления кризисных явлений и развития предпринимательства на основе частно-государственного партнерства

Романенко Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (32), Август 2009

Цитировать:
Романенко Е.В. Мехнаизмы преодоления кризисных явлений и развития предпринимательства на основе частно-государственного партнерства // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 129-136.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846956
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Отражены проблемы формирования и успешного функционирования частно-государственного партнерства. Показывается, что в современных условиях крайне важно создание эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса для преодоления кризисных явлений в стране и повышения устойчивости развития российского предпринимательства по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и перехода экономики России на траекторию инновационного развития. Публикация имеет научно-информационную направленность и имеет целью популяризацию идей частно-государственного партнерства.

Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства, инновационное развитие, частно-государственное партнерство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время особую значимость приобретает решение проблем, связанных с созданием и развитием эффективных институтов взаимодействия государства и субъектов предпринимательской деятельности. С одной стороны, кризисное состояние социально-экономической сферы страны затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой – бизнес заинтересован в улучшении хозяйственной деятельности и новых объектах для инвестрования.

Сложившаяся ситуация в сфере управления сотрудичеством государства и бизнеса характеризуется признанием всеми заинтересованными сторонами актуальности стимулирования межсекторных связей. Однако отсутствует системность в решении возникающих проблем, нет механизма управления преобразованиями отношений государства и бизнеса. Вместе с тем в последние годы правительство предприняло ряд мер по развитию часто-государственного партнерства: определились механизмы участия государства в проектах частно-государственного партнерства; было принято концессионное законодательство; разрабатываются соответствующие региональные и отраслевые программы. Все это увеличивает возможность участия бизнеса в различных отраслях экономики страны.

В мировой и отечественной практике существуют различные представления относительно часто-государственного партнерства. По мнению одних специалистов, частно-государственное партнерство – это объединение материальных и нематериальных ресурсов общества и частного сектора на долговременной и взаимной основе для создания общественных благ или оказания общественных услуг. Другие полагают, что частно-государственное партнерство – это стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Эксперты Ассоциации менеджеров придерживаются мнения, что частно-государственное партнерство – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей – от промышленности до сферы услуг.

В экономической литературе базовыми признаками частно-государственного партнерства выделяют следующие: участниками являются государство и частный бизнес; отношения закрепляются на юридической основе и имеют общественную направленность; в процессе реализации проектов объединяются и консолидируются все имеющиеся ресурсы; финансовые риски, затраты и результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.

Для формирования эффективных институтов взаимодействия государства и субъектов предпринимательства большое значение имеет создание соответствующей институциональной среды, которая представляет собой сложную многомерную полифункциональную систему, выступающую в виде структурно-пространственного окружения. При анализе институциональной среды следует исходить из того, что реальность находится в непрерывной динамике. Изменения в социально-экономических процессах порождают противоречивые явления, взаимодействие которых по мере развития производительных сил усложняется, распространяя свое влияние на все новые сферы деятельности, а функционирование структурных составляющих хозяйственной системы переходит от плоского двухмерного действия к трехмерному взаимодействию.

Развитие институциональной среды частно-государственного партнерства должно включать в себя создание единого общегосударственного банка данных проектов партнерства, который позволит привлечь внимание частных инвесторов, и системы их мониторинга, обеспечивающей сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы, а также выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса.

В современных условиях частно-государственное партнерство выступает важным фактором, способствующим гармоничному развитию экономики, росту эффективности бизнеса и гарантирующим защиту различных слоев общества. Кроме того, взаимодействие государства и бизнеса может являться инструментом развития конкурентных преимуществ национальной экономики, так как их отношения основаны на реальных проектах, которые реализуются на пользу общества, при этом обе стороны выступают равноправными партнерами, обладают равными правами и ответственностью. К преимуществам частно-государственного партнерства можно отнести повышение качества государственных услуг; успешное осуществление крупных проектов; эффективное использование государственной собственности; снижение финансовой нагрузки на налогоплательщиков; развитие современных форм проектного кредитования; стимулирование предпринимательского мышления; развитие взаимодействия между бизнесом и властью в разных сферах.

В условиях финансово-экономического кризиса важной формой поддержки предпринимательства в системе частно-государственного партнерства становится проектное кредитование, основой которого является идея финансирования инвестиционных проектов за счет доходов, которые принесет создаваемое или реконструированное предприятие в будущем. Последние обеспечивают организуемое банками финансирование и возвратность инвестиций. В условиях проектного кредитования основным обеспечением предоставляемых банками кредитов является сам инвестиционный проект.

В зарубежной практике различают три основных вида проектного кредитования:

1) кредитование с правом полного регресса (кредитор сохраняет за собой право полной компенсации относительно всех обязательств заемщика) – считается наиболее простым по организации и часто используется, если проект является составной частью более крупного инвестиционного проекта;

2) кредитование с правом частичного регресса (кредиторы имеют ограниченное право перевода на заемщика ответственности за погашение кредита) – часто используется, так как риски по проекту распределяются между участниками таким образом, чтобы каждый из рисков был принят той стороной, которая смогла бы наилучшим способом обеспечить их управление (минимизировать риски);

3) кредитование без права регресса (кредиторы берут на себя большинство финансовых рисков) – редко встречается на практике из-за резкого увеличения стоимости инвестиционного проекта.

Стоимость проектного кредитования выше стоимости обычного кредитования. Это связано с тем, что процент по проектному кредиту складывается из рыночной процентной ставки комиссии за обязательство предоставить ссуду и за резервирование средств, а также из надбавки к ставке процента – маржи, которая выплачивается банку за согласие взять на себя часть рисков. В ряде стран (США, Германия) передача заемных средств при проектном кредитовании происходит непосредственно самостоятельной экономической структуре – специальной компании, которая несет основную ответственность за погашение кредита. В российских условиях проектное кредитование осуществляется по схеме обычного кредитования: фирма-инициатор проекта одновременно является и его исполнителем (главным подрядчиком фирмы).

Примером проектного кредитования служит совместная программа Государственного банка реконструкции и развития и Министерства финансов РФ, осуществляемая АБ «Банк развития предпринимательства» в качестве уполномоченного банка (проводящий банк). В соответствии с программой осуществляется кредитование малого бизнеса в Москве, Московской области и других регионах России за счет средств иностранных инвесторов, привлеченных Государственным банком реконструкции и развития.

Важно ориентировать частно-государственное партнерство на формирование современных промышленных кластеров и предпринимательских сетей, позволяющих получить наибольший сетевой (синергетический) эффект. Данный эффект возникает в связи с тем, что предприятия реорганизуют свои деловые отношения в производственной цепочке с вышестоящими и нижестоящими фирмами и интегрируются в структуру региона. Сетевой эффект таких предприятий тесно связан с их агломеграционным эффектом, который обусловлен тем, что эти предприятия стимулируют размещение связанной с ними хозяйственной деятельности на ближайшей территории.

Фомирование новой модели частно-государственного партнерства должно привести к изменению его места, роли и функций, способствуя адаптации к динамичным условиям хозяйствования. Эффективное функционирование системы взаимодействия государства и бизнеса предполагает создание такой ее модели, работа которой должна базироваться на определенных, отвечающих угрозам и вызовам времени принципах. К важнейшим принципам построения относятся регулирование внешней среды предпринимательства, способствующее развитию его потенциала, а также самоорганизация соответствующей системы институтов регулирования; ориентация на формы регулирования, не исключающие активное действие рыночных механизмов; программно-целевой характер; дифференцированный подход; защита предприятий бизнеса от негативных нерыночных факторов при поощрении конкуренции; рациональное разделение полномочий между различными уровнями власти и общественными организациями; мониторинг бизнеса для своевременного внесения изменений и корректировок в систему поддержки и развития предпринимательства.

Функциональные стратегические цели развития частно-государственного партнерства политического, экономического, организационного и социального характера взаимообусловлены и позволяют выявить не только количественные и качественные параметры динамики развития российского бизнеса, но и дают возможность оценить вероятность достижения каждой цели в отдельности или же всего комплекса функциональных стратегий. Для успешной реализации государственной политики в отношении развития предпринимательства большое значение имеют общественные институты его регулирования, поэтому необходима разработка адекватного нормативно-правового обеспечения процессов их создания и функционирования. Решение стратегических задач частно-государственного партнерства предполагает не передачу предпринимательским структурам тех или иных видов ресурсов, а создание соответствующих благоприятных условий для их устойчивого и динамичного развития.

Для развития системы частно-государственного партнерства требуется выбор путей и методов, формирование и совершенствование необходимых для этого механизмов с учетом сложившейся реальной экономической ситуации. Для достижения стратегических целей и решения тактических задач эффективного обеспечения системы частно-государственного партнерства государство должно проводить соответствующую экономическую политику, в составе которой важно активно использовать налоговые, инвестиционные, ценовые, амортизационные, кредитно-денежные и другие инструменты.

Частно-государственное партнерство предполагает формирование государственными структурами организационных, социальных, экономических, и правовых условий, стимулов, способствующих развитию предпринимательства. Данный процесс носит двухсторонний характер и представляет собой взаимную заинтересованность. С позиции предпринимательства государство должно создавать условия для эффективного достижения бизнес-структурами своих экономических целей. Частный же бизнес должен обеспечить высокий уровня занятости, рост благосостояния нации, достижение социально-политической стабильности и экономической мощи государства.

Частно-государственное партнерство становится все более важным элементом развития российского предпринимательства и социально-экономической сферы в стране. Эта концепция призвана сыграть существенную роль в преодолении кризисных явлений и переходе российской экономики на траекторию инновационного развития. В связи с этим важно реализовать ряд приоритетных направлений: создание в России институциональной среды частно-государственного партнерства; усиление его нормативно-правового обеспечения; повышение поддержки и гарантий государства для сектора частного предпринимательства; обеспечение государственной поддержки реализации проектов; создание единого государственного органа по вопросам частно-государственного партнерства; широкое использование деловых объединений; более тщательная проработка проектов вместе с общественностью.

Эффективное управление взаимодействием государства и бизнеса в современных экономических реалиях напрямую зависит от успешного функционирования предпринимательства и совершенствования государственного регулирования процессов социально-экономического развития страны. Дальнейшее развитие системы частно-государственного партнерства создаст новые возможности для обеспечения выхода экономики России из финансово-экономического кризиса, развития предпринимательства как важного стратегического ресурса и перехода страны на путь инновационного развития.


Источники:

1. Амунц Д. М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора
в реализации финансовоёмких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры, 2005. – № 12.
2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. – М.: Наука, 2005. – 514 с.
3. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве // Общество и экономика. 2007.№ 5.
4. Романенко Е.В. Формирование благоприятной институциональной среды для развития малого предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 32 (89).
5. Романенко Е. В. Развитие системы частно-государственного партнерства в условиях формирования инновационной экономики // Формирование транспортно-логистической инфраструктуры. Приграничное сотрудничество России и Казахстана. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. 29 ноября 2007 г. – Омск: СибАДИ, 2007.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:55