Источники формирования ресурсного потенциала малых инновационных предприятий Японии

Громова Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (32), Август 2009

Цитировать:
Громова Е.В. Источники формирования ресурсного потенциала малых инновационных предприятий Японии // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 111-115.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846953

Аннотация:
В статье анализируется современное положение малых инновационных предприятий (МИП) в Японии. Раскрывается понятие «ресурсный потенциал предприятия», исследуются механизмы создания благоприятной экономической среды для функционирования МИП. Автор рассматривает особенности государственной и частной финансовой поддержки МИП, рассказывает о специальных программах по обучению и подготовки кадров и оказанию информационных услуг малым предприятиям. Особое внимание уделено описанию проекта «Технополис».

Ключевые слова: инновации, международные корпорации, национальная инновационная система, Япония, интернационализация



Одной из основных характеристик современного мирового хозяйства является переход развитых стран к новому этапу формирования информационного общества – построение «экономики, базирующейся на знаниях» [1], в которой огромную роль играют малые и средние инновационные предприятия (МИП). В промышленно развитых странах малые и средние предприятия – это ДНК экономики, база для ее устойчивого экономического и научно-технического развития. Данное утверждение абсолютно справедливо в отношении Японии. Малые и средние предприятия Японии создают 51-55 % ВВП и обеспечивают работой около 33 млн человек (более 70% общей численности работающих), их число превышает 5 млн. [2]. Однако подобное развитие малого и среднего бизнеса было бы невозможно без тщательно разработанных источников формирования ресурсного потенциала предприятий.

Ресурсный потенциал – это совокупность имеющихся ресурсов. Так, ученый-экономист Фонотов А.Г. пишет: «в состав ресурсного потенциала мы включаем запасы природных, материальных, финансовых, информационных ресурсов, а также население» [3]. Поэтому говоря о ресурсном потенциале предприятий, можно выделить следующие ресурсы: финансовые, кадровые, информационные и технические ресурсы (здания, оборудование, машины). При этом как отдельный ресурс можно выделить благоприятную политическую среду, социальную структуру и стабильную экономическую ситуацию в стране. Рассмотрим теперь более подробно источники формирования данных ресурсов на малых инновационных предприятиях Японии.

Можно смело сказать, что в Японии создана благоприятная политическая и экономическая среда для функционирования МИП. Японское правительство поощряет частное предпринимательство, в общем, и МИП, в частности. По мнению ученых, во многом благодаря продуманной политике государства в отношении малых компаний и стало возможно японское «экономическое чудо», возрождение японской экономики после второй мировой войны. Большую роль в восстановлении экономики Японии в послевоенное время сыграла субподрядная система отношений крупного и мелкого бизнеса. Ее уникальность заключается в том, что в Японии эта система носит иерархический характер. Крупные компании передают свои заказы средним, а те – мелким. Еще одно отличие японской субподрядной системы состоит в том, что она основана не на односторонней эксплуатации мелких предприятий крупными, а на их взаимовыгодном сотрудничестве [4]. Во многом подобное сотрудничество обеспечивается наличием четкого антимонопольного законодательства, цель которого – свети к минимуму возможные злоупотребления головной компанией своим монопольным положением.

В Японии существует развитая система государственной финансовой поддержки МИП. Вопросами развития предпринимательства в Правительстве Японии занимается Министерство экономики, торговли и промышленности. Основной задачей министерства является разработка принципов государственной политики в отношении малых предприятий. В 1963 г. им были созданы 3 инвестиционные компании для финансирования малого бизнеса. В 1975 г. министерство создало Центр рискового предпринимательства, целью которого был сбор информации об инновационном предпринимательстве, а также изучение опыта американской Силиконовой долины. Сейчас при министерстве существует специальный консультационный орган, выдающий рекомендации по финансированию МИП, предоставлению им налоговых льгот, займов на разработку новых видов продукции, технологии или техники.

Также важна работа различных инвестиционных центров. Так, например, Японский центр ключевых технологий, созданный в 1985 г, осуществляет финансирование МИП, оказывает посреднические услуги при поиске партнеров и заключении контрактов.

В Японии существует система государственного гарантирования обязательств венчурных предприятий. Этим занимается общественный Центр венчурных предприятий, созданный в 1979 г. Он предоставляет гарантии объемом до 80 % общей суммы обязательств предприятия. Кроме этого МИП в Японии получают большую поддержку от частных венчурных компаний. Они начали создаваться в 1972 г., а к 1991 их было уже 121. В основном они занимаются приобретением акций венчурных предприятий до их выхода на рынок ценных бумаг. Кроме этого они оказывают консультационные и информационные услуги. В конце 90-х гг. владельцы убыточных МИП получили право регистрировать свои компании на рынке при условии, что у разработок компании хорошие перспективы. Для МИП в Японии существуют 2 рынка для операций с незарегистрированными на бирже ценными бумагами (рынки внебиржевой торговли): японская версия NASDAQ – JASDAQ и Mothers [5]. Через JASDAQ японские предприятия могут покупать акции на американской бирже NASDAQ и регистрироваться на Нью-Йоркской бирже.

В целях модернизации промышленных предприятий, а также обучения и подготовки кадров для этих предприятий была разработана Программа распространения научных знаний, действующая с 1988 г. За исполнение этой Программы отвечает специальное ведомство при министерстве. Источниками финансирования строительства научных центров являются правительственные средства, частный капитал и инвестиции органов местной власти. Помимо подготовки кадров, научные центры занимаются также научными исследованиями и предоставлением информационных услуг малым предприятиям. В Японии существует уже 23 подобных научных центра.

Также для более эффективного использования человеческого (кадрового) ресурса, в Японии в 1995 году был принят научно-технический бюллетень или «Основополагающий закон по науке и технологиям». Его целью было создание максимально благоприятных условий работы для ученых-разработчиков и гарантирования им правительственной финансовой помощи при разработке НИОКР. В дальнейшем на основе этого закона были приняты два «Основополагающих плана по науке и технологиям».

Огромную роль в обеспечении МИП техническими ресурсами (здания, оборудование, машины) играют специальные города науки – технополисы. Специальная программа создания технополисов реализуется в Японии с начала 80-х гг. Начало этой программе положили принятые в 1980 г. «Перспективы политики министерства внешней торговли и промышленности на 80 годы», а также проект «Технополис». Задачей программы является создание высокотехнологичных промышленных комплексов в относительно неразвитых сельских областях.

Согласно проекту «Технополис», город-технополис должен был близко располагаться от «материнского» города с населением не менее 50 тыс. человек, развитой транспортной системой, подходящими природными условиями и потенциалом для развития высоких технологий. Исходя из этого, в 1983 г. из 40 представленных городов были выбраны 19. В этом же году был принят закон «Об ускорении регионального развития через высокотехнологичные индустриальные комплексы», разрешающий министерству и местным органам власти предоставлять технополисам финансовую поддержку, снижать для них налог на землю, вводить системы ускоренной амортизации [6]. Сейчас количество технополисов в Японии достигло 26. Технополисы специализируются на новых технологиях, разработках в области электроники, биотехнологиях, создания новых материалов и керамики. Наиболее крупными из них являются Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай и Оита.

Таким образом, мы видим, что в Японии поддержка малых и средних инновационных предприятий и работа по формированию их ресурсного потенциала ведется на всех уровнях. Финансовые ресурсы обеспечиваются множеством правительственных организаций, инвестиционных центров или частных венчурных компаний. Принят специальный закон, а также разработана программа для эффективного использования человеческих ресурсов и предоставления информационных услуг малому бизнесу. Для обеспечения МИП техническими ресурсами в Японии создана разветвленная сеть научно-производственного комплекса. В качестве вывода можно сказать, что ключевую роль в формировании ресурсного потенциала малых и средних инновационных предприятий играет государство, политика которого направленная на увеличение научно-технического потенциала страны в целом.


Источники:

1. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. – М. : Прогресс, 1996.
2. Аналитика малого предпринимательства / зарубежный опыт/ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www. giac.ru/content/document_r_B68E06ED-663B-4104-B622-DA293035CC45.html. – Загл. с экрана.
3. Фонотов А.Г Ресурсный потенциал. Планирование. Управление. – М. : Экономика, 1985. – С.14.
4. Коэн Дж. Б. Военная экономика Японии. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1951. – С. 227.
5. Пинюгин К.О. Особенности венчурного капитала в Японии / Венчурное финансирование: мировой опыт. – М. , 2001. – С. 47.
6. Япония (информация о стране – география) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://geo2000.nm.ru/data/asia.japan/15.html. – Загл. с экрана.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 10:20:15