Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2009

Условия развития и формирования кластеров

Вардапетян Вилен Викторович, аспирант, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Россия

Conditions for development and formation of clusters - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 48

Аннотация:
«Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволит существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера», – отмечается в публикации. Материал имеет целью распространение информации о сути и содержании кластерного подхода в хозяйстве и рассчитан на всех читателей журнала.
Цитировать публикацию:
Вардапетян В.В. Условия развития и формирования кластеров // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 85-91.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Как известно, кластеры представляют собой группу взаимосвязанных компаний, объединенных в определенной отрасли промышленности, расположенных в географической близости и связанных общностью и взаимодополняемостью. Кластеры охватывают ряд взаимосвязанных отраслей промышленности и других субъектов, которые важны для конкуренции, включая правительственные и другие учреждения, такие как университеты, стандартные регулирующие органы, исследовательские центры, профессиональные торговые ассоциации и ассоциации повышения квалификации.

 

Размер страны влияет на образование кластеров, так как он имеет значение для критической массы, разнообразия на внутреннем рынке, а значит, и для международной торговли и потоков ресурсов. Например, США обладают многочисленными научно-исследовательскими центрами и имеют огромный опыт привлечения иностранного капитала и человеческих ресурсов. Крупные экономики могут позволить себе большее количество экспериментов и являются менее зависимыми от экспортных рынков, прямых иностранных инвестиций и привлечения дополнительных ресурсов. В то же время они в меньшей степени подвержены конкурентному давлению и могут быть более сосредоточенными на себе.Чем больше внутренняя экономика, тем большими средствами может обладать правительство для развития и внедрения своих стратегий, однако же оно склонно к тому, чтобы играть независимую стимулирующую роль в процессе развития кластеров.

Концепция развития кластеров может продуктивно использоваться странами, которые из-за ограниченности собственных ресурсов нуждаются в определении приоритетов и которые открыты для экспорта как средства достижения эффекта масштаба. Усиление мотивации для осуществления международной коммерческой деятельности может способствовать большей открытости новым идеям и лучшему пониманию преимуществ специализации. Таким образом, инновационные системы малых стран чаще сосредотачиваются на выгодах притока технологий, хотя некоторые большие страны могут находиться в более выгодных условиях для обеспечения работы передовых научно-производственных центров и привлечения иностранных ученых.

Для некоторых успешных малых стран, например Финляндии, Ирландии и Южной Кореи, их относительно позднее развитие, возможно, сыграло положительную роль, так как отсутствие высокотехнологичных промышленных предприятий уменьшило инерцию этих стран в отношении адаптации и ориентации на новые приоритеты и области роста. Однако независимо от размера страны успех часто приводит к самоуспокоенности.

Сильное влияние на динамику процесса развития кластеров может оказывать уровень централизации управления. В стране с высоким уровнем централизации государственных служб и полномочий по принятию решений роль центрального правительства повышается по сравнению с региональным/местным правительством и наоборот.

Если центральное правительство не только устанавливает общие правила, но и обладает сильными исполнительными полномочиями, возможностей для локальных инициатив и динамичного развития кластеров остается мало. По определению, для кластера необходимы возможности децентрализованного принятия решений. Также в централизованном государстве возможна сильная концентрация ресурсов. В странах с децентрализованным управлением, напротив, регионы/штаты/области можно сравнить с маленькими государствами, которые стремятся получить выгоду от реализации кластерной политики как средства развития местной экономики.

Обычно крупные компании имеют конкурентные преимущества по отношению к средним и малым предприятиям, включая позицию на рынке, доступ к источникам финансирования и независимость в качестве крупных звеньев цепи добавленной стоимости. Пользуясь приоритетным доступом к источникам людских ресурсов и профессиональным знаниям со стратегическими возможностями, они вкладывают значительные средства в научно-исследовательскую работу и  имеют выход на международные рынки ресурсов и сбыта.

Большое количество средних и малых компаний являются разнородными, при этом возможности радикальных инноваций связаны с принятием риска, гибкостью и предпринимательской активностью. При участии в конкурентной борьбе кластерный процесс и связанная с ним кооперация с другими компаниями могут дать средним и малым предприятиям важные средства для компенсации недостатка эффекта масштаба. Для достижения успеха в этой области необходимо наличие условий, обеспечивающих действие дополнительных факторов, например, наличие сектора вспомогательных деловых услуг и благоприятные условия для предоставления стартового и венчурного капитала.

Экономики с преобладанием крупных компаний, как правило, естественным образом получают от них более сильный импульс кластерных инициатив. Сосредотачивая свое внимание на развитии существующего профильного вида деятельности, крупные компании могут быть избирательными и требовательными в формировании внешних связей, чтобы уменьшить свои цены и переложить издержки развития на поставщиков. Вероятность успеха повышается благодаря организациям частного сектора, которые выполняют функцию формирования доверия, поддерживая добросовестность средних и малых компаний.

Для развития кластеров в различных сегментах экономики требуются разнообразные возможности. В кластере, который сосредотачивается вокруг совместного маркетинга и продаж, коммуникационные возможности, вероятно, будут более важными по сравнению с научно-исследовательским кластером, в котором приоритетное значение имеют технические знания. Кластеры, ориентированные на коммерческую деятельность, могут нуждаться в возможностях генерации идей, в то время как кластерам, основанным на новых идеях, могут потребоваться предпринимательские навыки. Таким образом, ключевые связи, нуждающиеся в усилении, определяются в каждом конкретном случае.

Ключевые источники знаний различаются в зависимости от конкретной отрасли. К примеру, значение научной базы и ее связей для промышленности крайне важно в фармацевтике или ядерной физике. Для разных отраслей также характерно различие требований к «глубине» знаний, капиталу и невозвратным издержкам, конкуренции на рынках факторов производства и рынках продукции, скорости и срокам завершения разработки продукции, влияния стороны спроса, например в случае компаний, для которых нужна промежуточная продукция, и конечных пользователей, различие скорости адаптации и, следовательно, изменения навыков и т.д. Некоторые общие категории представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отрасли и соответствующие требования

Производство

Высокие технологии

Здравоохранение

Энергетика

Финансы

Услуги

Организационные навыки

Креативность

Способность работать в неопределенных условиях

Способность оказывать влияние или убеждать

Коммуникационные навыки

Умение ладить с людьми

Способность оказывать влияние

Технические знания

Гибкость

Лидерские или управленческие способности

Аналитические навыки

Знание дела

Желание учиться

Лидерские или управленческие способности

Способности организатора

Лидерские или управленческие способности

Креативность

Технические знания

Способность оказывать влияние

Лидерские или управленческие способности

Креативность

Технические знания

Способность оказывать влияние

Умение ладить с людьми

Технические знания

Способность работать в неопределенных условиях

Источник: Исследование компетенций Уотсона Уайта (1998)

Существуют очевидные различия между высокотехнологичными секторами и секторами с относительно большей зависимостью от стандартизированного производства. Первые зависят от правильной государственной политики в сфере науки и технологий, дающей возможность возникновения критической массы и проведения передовых исследований, а также от долгосрочного и рискованного финансирования. Для них нужны высококлассные образовательные учреждения и насыщенные рынки труда с высокой степенью мобильности. Последние могут опираться на более традиционные финансовые системы на основе банков и отраслевые научно-исследовательские центры. Для центров возможностей в первую очередь может быть важной поддержка распространения технологий, однако связь с инновациями остается значимой.

Даже для отраслей с низкой интенсивностью научно-исследовательской работы, очевидным преимуществом которых являются низкие расходы на рабочую силу, сегодня существуют важные возможности разделения и специализации различных частей цепочки добавленной стоимости. Это может привести к развитию отдельных, но в то же время взаимосвязанных кластеров, расположенных в разных странах или регионах, работающих в условиях значительного различия расходов, например, в плане финансирования, зарплат или логистических расходов. Способность к реорганизации своей деятельности, развитию и использованию новых технологий на всех этапах работы связана с умением принимать ответственные решения.

Так как успешное развитие кластеров зависит от наличия квалифицированного рынка труда и источников необходимых ресурсов, периферийная сельскохозяйственная область может предоставлять меньше возможностей для этого. В некоторых регионах возникновение кластера практически невозможно. Речь идет, в частности, о некоторых периферийных областях, характеризующихся высокой зависимостью от услуг и поддержки государственного сектора, а также негативным отношением к предпринимательской деятельности, принятию риска и кластерным инициативам. В этих регионах принимаются незначительные улучшения технологии переработки, однако инновации с более радикальным экспериментированием и привлечением внешних ресурсов, как правило, встречают сопротивление.

Сельскохозяйственные регионы также сталкиваются с другими проблемами. Расстояние от богатых ресурсами областей затрудняет получение информации и знаний. Замкнутый круг промышленного перемещения часто возникает при изменении расположения промышленных предприятий, что связано с потерей молодых и наиболее восприимчивых в техническом плане членов сообщества и ослаблением внутреннего спроса. Кластерная стратегия может быть одной из немногих жизнеспособных стратегий в таких регионах, остро нуждающихся в сосредоточении остающихся ресурсов во взаимодополняющих видах деятельности. Впрочем, ресурсы можно полностью потерять в случае их неправильного размещения. Попытки концентрации в таких регионах должны быть осторожными, чтобы приобрести достаточно привлекательные местные активы и выработать инновационные способы их усиления.

Качество местного руководства имеет большое значение в данном контексте. К сожалению, на протяжении многих лет основной стратегией сельскохозяйственного развития была поддержка местного населения посредством социальных программ и государственных венчурных предприятий или создание условий для привлечения крупных компаний. Однако крупные компании все чаще стремятся располагаться в основных населенных пунктах, обладающих квалифицированной рабочей силой и близких к другим стратегическим возможностям, включая возможность влияния на формирование политического курса. В своей работе Лайонс вносит предложение, по которому сельскохозяйственные области должны отдавать приоритет развитию местного бизнеса и предпринимательства как основного средства оживления их экономики.

Средние и малые компании, как правило, приобретают большую часть своих производственных ресурсов на месте и менее склонны к перемещению своих производственных мощностей при изменении условий. Однако же без развития конкуренции невозможно стабильное благосостояние.

При изучении эмпирических данных становится очевидным, что стагнация характерна не для всех малонаселенных сельскохозяйственных областей. В них могут работать кластеры, которые станут важным условием изменения неблагоприятного тренда. Навыки и инновации, возникающие на основании особых черт периферийных регионов, могут способствовать развитию кластеров в производстве и маркетинге продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. Примером уникальных возможностей северных регионов может быть производство морозоустойчивого автомобильного оборудования в Исландии или технологии морской добычи нефти в холодных условиях, разработанные в Норвегии. Не являясь результатом научно-исследовательской работы, некоторые инновации возникают в ответ на спрос на нетронутые живописные пейзажи или уникальную экзотическую упаковку (например, Ледяной отель в городе Юккасъяври или возникновение ремесла и ремесленного кластера в южной Швеции). С появлением информационно-коммуникационных технологий нехватка каких-либо способностей на местном уровне может компенсироваться удаленными партнерами, которые предоставляют новые маркетинговые каналы.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении некоторые из этих примеров, которые на первый взгляд кажутся кластерами, скорее отражают последствия экстраординарных усилий отдельных участников при менее выраженном развитии кластерного процесса. Таким образом, можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе не все воздействия имеют позитивные последствия.

Хотя властям следует избегать окончательного определения приоритетов в том плане, какие компании и отрасли заслуживают поддержки в стране или каком-либо регионе, им все-таки следует отдавать предпочтение инвестициям в инфраструктуру и развитие социальной сферы, например, инвестировать в науку или образование, поддерживая определенные виды деятельности. В удаленных регионах со скудными ресурсами такой выбор является главным в достижении критической массы. При особом внимании к инновациям следует избегать поддержки предприятий с низким рейтингом инвестиционных возможностей. Существует богатый опыт регионального развития в различных странах, свидетельствующий о том, что отказ в поддержке бесперспективных отраслей способствует открытию новых возможностей развития. Только в этом случае высвобождается позитивная энергия, креативность и людские ресурсы, необходимые для развития новых предприятий.

Кластерная политика должна учитывать наличие привлекательных жилищных условий, офисных зданий, возможностей получения образования, мест встреч, культурных мероприятий и пр. Крайне важными являются особые структуры социальных отношений. Они могут частично существовать на местном уровне и частично на национальном, международном или мировом. Однако необходимые средства развития этих структур в регионах лучше всего известны на местах. Только на этом уровне можно создать особые конкурентные условия на основании существующей уникальной комбинации культурных и технических навыков и традиций, связанных с людскими ресурсами, специализированными поставщиками и требовательными заказчиками.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Porter, M. E. (1998), On Competition, Harvard Business School, Boston.
2. Duncan, C. (1999), Worlds Apart: Why Poverty Persists in Rural America, Yale University Press, New Haven. Florida, R. and Gates, G. (2001), Tech nology and Tolerance: The Importance of Diversity to High-Technology Growth, The Brookings Institution Surveys Series, Center on Urban & Metropolitan Policy, Washington DC. http://www.brookings. edu/urban.
3. Lyons, T. S. (2003), Policies for Creating an Entrepreneurial Region. From Main Streets of Tomorrow: Growing and Financing Rural Entrepreneurs, a conference spon sored by the Center for the Study of Rural America, Federal Reserve Bank of Kansas City. http://www.kc.frb.org/ PUBLICAT/MainStreets03/RC03Lyons. pdf.
4. hhtp://www.icehotel.com.
5. Östra Skånes konstnärsgille, hhtp:// www.oskg.nu/
6. http://www/watsonwyatt.com/ research/resrender.asp?id=W-99-&page=3