Роль локальных инновационных процессов авиастроительного предприятия в условиях нестабильности внешней среды

Какатунова Т.В., Дли М.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (28), Апрель 2009

Цитировать:
Какатунова Т.В., Дли М.И. Роль локальных инновационных процессов авиастроительного предприятия в условиях нестабильности внешней среды // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 4. – С. 59-63.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838143
Цитирований: 39 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Классифицированы инновации современного авиастроительного предприятия. Предложена модифицированная модель потока инноваций, учитывающая влияние локальных инноваций на достижение целей предприятия в условиях нестабильности внешней среды. Приведены инструменты повышения эффективности локальных инноваций.

Ключевые слова: инновации, промышленные предприятия, авиастроение, эффективность инновационной деятельности, модифицированная модель потока инноваций, инструменты повышения эффективности локальных инноваций, локальные инновации, поток инноваций

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Мировой финансовый кризис в значительной степени оказывает негативное влияние на предприятия различных отраслей промышленности. Одним из негативных факторов является снижение предложения инвестиционных ресурсов, направляемых на реализацию глобальных инновационных проектов. В таких условиях предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, обеспечивающих высокую добавленную стоимость, испытывают недостаток собственных и заемных средств, что приводит к снижению их инновационной активности. В результате крупные инновационные проекты, ориентированные на разработку принципиально новых продуктов и технологий вследствие высокой степени присущих им рисков приостанавливаются. В значительной степени это относится к отечественным предприятиям авиастроения, спрос на продукцию которых определяется мировой конъюнктурой и возможностями государственного бюджета России. Кризисные явления мировой экономики приводят к тому, что крупные потребители продукции авиастроения корректируют свои программы закупок в сторону уменьшения, снижают долю своего участия в реализации стратегических инноваций.

Складывающая ситуация по объективным причинам не позволяет сохранить тенденции инновационного развития отечественного авиастроения, сложившиеся в последние годы. Так, если в 2007 г. рост объемов производства по указанному виду деятельности составил 129%, то в 2008 г. и в начале 2009 г. прогнозируется снижение объемов в данной отрасли. Аналогичная динамика наблюдается и в сфере инновационной деятельности: по мнению экспертов, в 2008 г. не удастся сохранить объемы финансирования инновационной деятельности в авиастроении, достигнутые в 2007 г. [1] [1]. Это ставит под угрозу достижение целей развития отечественного авиастроения, сформулированные в Федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».

С учетом невозможности в ряде случаев реализации глобальных инновационных проектов возрастает роль локальных инноваций, направленных на определенные усовершенствования продукции и используемых технологий.

Анализ реализуемых в авиастроении инновационных проектов показывает, что инновации могут быть условно разделены на следующие основные типы:

- рационализаторские предложения по совершенствованию отдельных характеристик продукции, производственных и управленческих технологий;

- изобретения, позволяющие существенно модифицировать отдельные подсистемы продукции авиастроения, а также производственные и управленческие технологии;

- стратегические инновации, позволяющие перейти к производству новых классов образцов продукции и/или использованию новых производственных и управленческих технологий;

- прорывные инновации, позволяющие обеспечить долговременное конкурентное преимущество выпускаемой продукции на основе использования принципиально новых технических решений и технологий.

На рис. 1 показаны основные участники многоуровневого инновационного процесса в авиастроении.

Рис. 1. Основные участники многоуровневого инновационного процесса в авиастроении

Специфика инновационных процессов авиастроительных предприятий состоит в том, что стратегические инновационные проекты, связанные, например, с разработкой самолетов новых поколений, реализуются крупными научно-исследовательскими организациями при существенном участии в финансировании государственных структур. Локальные инновации (например, в виде рационализаторских предложений) реализуются непосредственно на производственных предприятиях, в первую очередь, не входящих в крупные научно-производственные холдинги. К предприятиям такого типа относится ОАО «Смоленский авиационный завод», осуществляющий выпуск продукции в области малой авиации. Рассматривая локальные инновации как процесс, поддерживающий глобальные инновации в отрасли, можно предложить модифицированную модель потока инноваций ТАМО, предложенную Ф. Янсоном (рис. 2).

Рис. 2. Модифицированная модель потока инноваций ТАМО для авиастроительного предприятия

Из рисунка видно, что локальные инновационные процессы, реализуемые в рамках предприятия или его отдельных подразделений включают те же основные составляющие: Т – технологическую инновацию (Тechnological), А – продуктовую инновацию, характеризующую приложение технологических инноваций к конкретному продукту (Applied), М – маркетинговую (Marketing) и О – организационно-управленческую (Organizational managing) инновацию [2]. Предложенное представление модели ТАМО позволяет сделать вывод, что активизация локальных инновационных процессов позволяет в условиях отсутствия внешних источников инвестирования реализовать инновационный потенциал предприятия, обеспечив при этом приемлемый уровень дополнительных затрат и инновационных рисков. Так, реализация рационализаторских предложений, разрабатываемых в рамках основной профессиональной деятельности сотрудников при организации соответствующей системы управления ими, позволяет обеспечить непрерывность глобального инновационного процесса на предприятиях авиастроения.

Учитывая локальный характер инноваций, ориентированных на незначительные совершенствования продукции и технологий, основными их генераторами должны стать все сотрудники организации и, в первую очередь, те, которые имеют большой опыт работы.

Рассмотрим основные инструменты, которые могут быть использованы на предприятиях авиастроения для повышения эффективности инновационной деятельности на локальном уровне. В первую очередь к указанным инструментам должна относиться прозрачная система мотивации, ориентированная на обеспечение наибольшей эффективности процессов генерации и реализации рационализаторских предложений во всех сферах деятельности предприятия. Для обеспечения организационной поддержки локальных инновационных процессов должно быть подразделение оперативной оценки и отбора рационализаторских предложений, в состав которого могут быть также включены эксперты по извлечению знаний. Указанные специалисты должны обладать навыками на основе информации, полученной в ходе общения с сотрудниками предприятия, формулировать в формализованном виде рационализаторские предложения, снижая тем самым инертность персонала в сфере инновационной деятельности. Для информационного обеспечения локальных инновационных процессов целесообразно создавать систему и процедуры распространения информации в организации, ориентированные на трансферт опыта и обеспечение доступа всех сотрудников к необходимым информационных ресурсам. Немаловажное значение имеет корпоративная культура, которая должна способствовать созданию у сотрудников желания работать в команде, придавая локальным инновационным процессам комплексный характер.


Источники:

1. Официальный интернет-сайт Госкомстата России - http://www.gks.ru/
2. Янсен Ф. Эпоха инноваций. – М. : ИНФРА-М, 2002.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:35:25