Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых он-лайн курсов)

Цыганкова В.Н.1
1 Волгоградский государственный технический университет, Россия, Волгоград

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2019)

Цитировать:
Цыганкова В.Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых он-лайн курсов) // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 3. – С. 523-532. – doi: 10.18334/ce.13.3.39958.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37242413
Цитирований: 21 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье рассмотрены инновационные процессы в образовании на примере массовых открытых он-лайн курсов (МООК). Они являются частью смешанного обучения, активно развивающимся в условиях цифровой экономики. Данные курсы обладают рядом конкурентных преимуществ (индивидуальный режим обучения, возможность дистанционно обучаться в любом университете). МООК меняют методы обучения, рынок образовательных услуг, требования как к педагогам, так и студентам, наблюдаются изменение стратегий развития рынка образования, его глобализация, снятие географических и лингвистических ограничений. Происходит постепенная диффузия МООК, их диверсификация как по направлениям обучения, так и по странам, а так же их коммерциализация. Целью нашей статьи является исследование направления развития МООК в России, их динамика развития как социальной инновации, прогноз их влияния на российскую и зарубежную систему образования, анализ достоинств и недостатков. Можно отметить относительно медленное освоение МООК в России, что объясняется как финансовыми, так и ресурсными ограничениями, недостаточной рекламой, инерцией преподавателей, в то же время дефицит отдельных курсов, дороговизна учебников делает МООК крайне привлекательными для студентов при их активном желании учиться.

Ключевые слова: компетенции, МООК, перспективы образования, социальная инновация

JEL-классификация: O31, O33, I29, I21, O32

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...

Источники:

1. Андреев А.А. Качество онлайн-обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. – 2017. – № 1. – С. 340-344.
2. Бельских И.Е,. Борискина Т.Б., Самсонова Е.В., Мершиева Г.А., Цыганкова В.Н. Маркетинг российских вузов на рынке образования: в поисках альтернатив роста // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 7(96). – С. 770-772.
3. Бубнов Г.Г., Плужник Е.В., Солдаткин В.И. Критерии оценки качества в системе электронного обучения // Cloud of Science. – 2015. – № 4. – С. 530-543.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2012. – № 14(273). – С. 86-91.
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Минобрнауки.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/современная-цифровая-образовательная-среда.
Семенова Т.В., Вилкова К.А. Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России. Вопросы образования. [Электронный ресурс]. URL: https://vo.hse.ru/data/2018/07/09/1151832746/08%20Semenova.pdf .
Тимкин С.Л. Новые данные к динамике русских МООК. Timkin-blog.blogspot.com. [Электронный ресурс]. URL: http://timkin-blog.blogspot.com/2017/01/blog-post.html.
Цыганкова В.Н. Новые возможности для образования // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: материалы II междунар. науч. форума (6-7 декабря 2018 г.). Вып. 5 / под общ. ред. П. В. Терелянского ; ФГБОУ ВО «Гос. ун-т управления». Москва, 2018. – С. 337-341.
Янг Ш. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК. Вопросы образования. [Электронный ресурс]. URL: https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1141776935/VO%204%202018%20Press.pdf .
Carrington A. The Padagogy Wheel. Educationtechnologysolutions. [Электронный ресурс]. URL: https://educationtechnologysolutions.com/2016/06/padagogy-wheel.
11. Barba de P.G., Kennedy G.E., Ainley M.D. The role of students' motivation and participation in predicting performance in a MOOC // Journal of Computer Assisted Learning. – 2016. – № 32(3). – С. 218-231.
12. Deng R., Benckendorff P., Gannaway D. Progress and new directions for teaching and learning in MOOCs // Computers and Education. – 2019. – № 129. – С. 48-60.
Dhawal Shah Year of MOOC-based Degrees: A Review of MOOC Stats and Trends in 2018. Class-central.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.class-central.com/report/moocs-stats-and-trends-2018.
14. Li Bo, Wang X., Tan S.C. What makes MOOC users persist in completing MOOCs? A perspective from network externalities and human factors // Computers in Human Behavior. – 2018. – № 85. – С. 385-395.
McGaw B. Developing 21st Century Competencies through Disciplines of Knowledge. Paper presented at an International Symposium on Education and 21st Century Competencies. Docs.acara.edu.au. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.acara.edu.au/resources/Develo-ping_21st_century_competencies_Prof_Barry_McGaw.pd.
Yuan Li., & Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education. Jisc cetis. [Электронный ресурс]. URL: http://publications.cetis.ac.uk/2013/667.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:47:26