Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний

Сухочев В.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (33), Сентябрь 2009

Цитировать:
Сухочев В.И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 9. – С. 8-16.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13085734
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье автор исследует проблему понимания доступности высшего образования в условиях перехода к экономике знаний. В результате исследований автор предлагает ввести в научный оборот понятие – общая доступность образования, которое, по его мнению, состоит из организационной, академической, территориальной, экономической доступности. Структурирование общей доступности высшего образования создает определенную теоретическую основу для дальнейших исследований проблем доступности высшего образования и разработки методики ее оценки.

Ключевые слова: высшее образование, образование, экономика знаний, организационная доступность, территориальная доступность, финансовая доступность, ценовая доступность, академическая доступность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях перехода к экономике знаний возрастает роль и значение российской системы высшего образования, что обуславливает актуальность исследования проблемы обеспечения его доступности. По мнению, сложившемуся в российском обществе, в современных условиях доступность населения к высшему образованию в России обеспечена.

Так ли это? Одним из ответов на этот вопрос может послужить более детальное исследование понятия доступности высшего образования. В научных трудах отсутствует единообразие в вопросах подхода к пониманию доступности высшего образования. На сегодняшний день существуют различные определения доступности высшего образования, в частности:

1) общедоступность образования – это обеспечение доступа к образованию вне зависимости от факторов, различающих людей (В.И. Шкатулла) [1. С. 28];

2) доступность высшего образования – это возможность выбора различными социальными группами высшего учебного заведения, а также зачисления и обучения в нем (А.С. Клюев) [2. С. 5];

3) доступность высшего образования – это совокупность реальных условий обеспечения равных возможностей для получения высшего образования индивидами независимо от их экономического положения (Т.П. Евсеенко) [3. С. 121];

4) фактическая (реальная) доступность высшего образования – это вероятность (шанс) получить высшее образование (Я.М. Рощина) [4. С. 70].

Анализ определений понятия «доступность» показывает, что в науке наблюдается смешение понятий «доступность высшего образования» и «вероятность, возможность, шанс получения высшего образования».

Как нам представляется, вероятность, возможность, шанс получения высшего образования есть у всех, или почти у всех граждан России. Например, можно ли утверждать, что для молодого человека из Республики Башкортостан государство установило какие-либо ограничения для сдачи документов для поступления в МГУ им. М.В. Ломоносова. Безусловно, нет. Следовательно, у этого молодого человека есть вероятность, возможность, шанс стать студентом престижного и старейшего вуза России. Однако станет ли он студентом МГУ им. М.В. Ломоносова или нет, остается под вопросом. К великому сожалению, существует много факторов, оказывающих влияние на вероятность, возможность, шанс поступления (а не только сдачи документов) любого абитуриента в МГУ им. М.В. Ломоносова. Следовательно, понятия вероятность, возможность, шанс получения высшего образования и понятие доступность высшего образования, по нашему мнению, не одно и то же. Исходя из этого, наука должна уйти от неопределенности и многозначности понимания доступности высшего образования и более конкретнее определиться с данной категорией.

В толковом словаре Д.В. Дмитриева дается толкование слова доступно:

1) доступным называют то, что соответствует возможностям, способностям кого-либо;

2) какие-либо организации, учреждения и т.п. являются доступными, если люди могут свободно, без ограничения входить туда;

3) доступными являются вещи, товары, которые недороги и которые могут купить многие люди;

4) доступным является то, что можно легко понять [5. С. 299].

Анализ различных толкований слова позволяет внести предложение о введении в научный оборот сферы образования нового понятия – общая доступность высшего образования. Попытаемся это обосновать.

Применяя первое толкование к понятию доступности высшего образования (с учетом того, что образование есть совокупность знаний, умений и навыков) можно сделать вывод, что доступным высшее образование будет только для тех абитуриентов, у которых для этого есть определенные интеллектуальные возможности и способности, то есть необходимое базовое довузовское образование и достаточный интеллектуальный потенциал, то есть академические способности, позволяющие им успешно поступить и в полном объеме, качественно освоить образовательные программы высшего образования. Следовательно, в этом случае необходимо вести речь о доступности высшего образования, как о возможностях и способностях усвоения студентами определенной совокупности знаний, умений и навыков в рамках образовательных программ высшего образования, то есть о составляющей общей доступности высшего образования, которую мы предлагаем назвать академической доступностью.

В стране можно создать организационные условия, обеспечивающие беспрепятственное поступление всех желающих абитуриентов в вузы. В то же время возникает вопрос: в случае поступления в вузы всех желающих абитуриентов хватит ли отдельным абитуриентам академических способностей для успешного усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательными программами высшего образования?

Чтобы обеспечить академическую доступность высшего образования (а не только академическую доступность вуза при поступлении в него), абитуриенты должны иметь достаточно высокий образовательный и интеллектуальный потенциал, обеспечивающий им возможность не только поступить в вуз, но и возможность успешно осваивать образовательные программы высшего образования.

Исходя из этого, на наш взгляд, академическую доступность высшего образования необходимо разделить на два вида: академическую доступность вуза и академическую доступность высшего образования, поскольку практика показывает, что не все абитуриенты, поступившие в вуз, успешно заканчивают его (по данным Росстата от 7% до 11% студентов в процессе обучения отчисляются из вузов по причине академической неуспеваемости [6. С. 261-266]).

Исходя из второго толкования рассматриваемого слова, доступными являются организации, учреждения, если люди могут свободно, без ограничений входить туда. Применительно к понятию доступности высшего образования это означает, что для всех желающих абитуриентов должны быть созданы необходимые организационные условия для их поступления в вуз, то есть достаточное количество учебных мест. Следовательно, в этом случае корректнее будет говорить не о доступности высшего образования, а о доступности вуза, которую мы предлагаем назвать организационной доступностью высшего образования.

Для абитуриентов, в целом по стране, можно обеспечить организационную доступность поступления их в вузы за счет создания достаточного количества учебных мест в них, но не обеспечить доступность для конкретного индивида конкретного учебного места в желаемом вузе по различным, объективным, не зависящим от абитуриента причинам – отсутствие мест в желаемом вузе, удаленность вуза от места жительства, наличие большого конкурса в желаемом учебном заведении, отсутствие в ближайшем вузе желаемой специальности и т.д.

Даже при равенстве общего количества учебных мест в вузах страны общему количеству потенциальных студентов (абитуриентов) возможны ситуации, когда большинство абитуриентов изъявят желание учиться в наиболее престижных вузах, на наиболее престижных специальностях. Вследствие этого в престижных вузах будет иметь место большой конкурс среди абитуриентов, а в других, менее престижных вузах можно будет наблюдать недобор студентов.

Необходимо отметить, что в последнее время ставиться амбициозная задача обеспечения не просто доступности высшего образования, а обеспечения доступности высшего образования согласно способностям и наклонностям каждого абитуриента. И это, на наш взгляд, является абсолютно верным.

Общеизвестно, что у любого человека имеются определенные способности и наклонности. Задача образовательной системы и педагогического сообщества – своевременно выявить эти способности и создать необходимые условия для их эффективного развития. Никто не будет оспаривать вывод, что экономика, общество, государство и работодатели много теряют от того, что молодежь часто приобретает профессии, которые не соответствуют их способностям и талантам. Отсюда можно сделать вывод о том, что организационную доступность высшего образования необходимо разделить на два вида: общую организационную доступность и организационно-профильную доступность.

Говоря об общей организационной доступности высшего образования, то есть о создании условий, обеспечивающих равенство общего количества учебных мест в вузах России общему количеству потенциальных абитуриентов нельзя не остановиться и на необходимости создания условий, обеспечивающих абитуриентам возможность получения высшего образования в вузах, расположенных на территории своего округа, субъекта РФ, города, района и т.д.

Удаленность вузов от мест компактного проживания абитуриентов ограничивает доступность получения ими высшего образования. Следовательно, территориальная доступность высшего образования есть важнейшая структурная составляющая общей доступности высшего образования. В то же время территориальную доступность высшего образования можно разделить на территориальную доступность в разрезе субъекта РФ, в разрезе федерального округа, в разрезе города и т.д.

Исходя из третьей трактовки Д.В. Дмитриевым слова «доступно» – доступными являются вещи, товары, которые недороги и которые могут купить многие люди. То есть для абитуриентов высшее образование, которое они планируют получить, должно быть доступным на платной основе. Но оно будет доступным только в случае, если у них имеются достаточные финансовые ресурсы. Данную структурную составляющую общей доступности высшего образования мы предлагаем назвать ценовой доступностью.

Ценовая доступность высшего образования обеспечивается двумя факторами: достаточной платежеспособностью населения и приемлемыми ценами на образовательные услуги. Можно обеспечить реальные организационные условия для абитуриентов (организационную доступность) и сформировать у них необходимый академический потенциал (академическую доступность) для успешного поступления абитуриентов в вузы, однако не обеспечить им экономической возможности обучения в вузах на платной основе.

Говоря об общей доступности высшего образования, в данном случае необходимо вести речь не просто о доступности высшего образования, а о доступности платной образовательной услуги вуза. Таким образом, ценовая доступность есть структурная составляющая общей доступности высшего образования.

У абитуриентов не всегда есть возможность получить желаемую специальность в родном городе. В то же время получение индивидом высшего образования в вузе, расположенном в другом городе, сопряжено со значительными финансовыми расходами, необходимыми для его жизнеобеспечения во время учебы в другом городе даже на бюджетной основе. Таким образом, финансовая доступность высшего образования есть структурная составляющая общей доступности высшего образования.

Исходя из четвертого толкования изучаемого слова, доступным является то, что можно легко понять. Применительно к доступности высшего образования это означает, что доступным для студента будет тот набор знаний и умений, который индивид может легко понять и усвоить, поскольку образовательные программы высшего образования по своему содержанию значительно отличаются друг от друга.

Например, магистерская образовательная программа технического вуза по своей сложности будет отличаться от бакалаврской образовательной программы гуманитарного вуза. Следовательно, в современных условиях, необходимо вести речь об академической доступности отдельной образовательной программы.

Итак, на основе приведенных исследований можно сделать вывод, что общая доступность высшего образования обеспечивается многими субъективными и объективными факторами. В частности, она зависит от достаточного количества вузов и учебных мест в них, которую мы предложили назвать – организационной доступностью, от расположения вузов в местах компактного проживания индивидов – территориальная доступность, от экономических возможностей индивидов – финансовая и ценовая доступности, от интеллектуального потенциала и базового общеобразовательного уровня индивидов – академическая доступность. Причем говорить об обеспечении общей доступности высшего образования можно лишь в том случае, если в стране обеспечены в совокупности все эти виды одновременно, в комплексе.

На основании факторных составляющих общей доступности высшего образования построим ее структурную модель, представленную на рис. 1.

Рис.1. Структура общей доступности высшего образования

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее: общая доступность высшего образования – это совокупность условий, обеспечивающих абитуриентам в комплексе организационную, территориальную, финансовую, ценовую и академическую доступности высшего образования, то есть это совокупность объективных и субъективных возможностей и способностей индивидов получить высшее образование.

Таким образом, формирование понятия общей доступности высшего образования, а также факторное структурирование общей доступности позволяет не только продолжить дальнейшие теоретические исследования данной научной проблемы, но и разработать методики оценки организационной, территориальной, финансовой, ценовой и академической доступности высшего образования.


Источники:

1. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» // Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1998.
2. Информационный бюллетень «Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования». – Екатеринбург, 2006.
3. Экономика образования. – 2007. – № 3(40).
4. Рощина Я.М. Доступность высшего образования: по способностям или по доходам? // Университетское управление. – 2005. – № 1.
5. Толковый словарь русского языка // Под ред. Д.В. Дмитриева. – М.: Астрель : АСТ, 2003.
6. Российский статистический ежедневник. 2007: Статистический сборник / Росстат. – М., 2007.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:08:57