Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»9 / 2009

Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства

Осипова Татьяна Владимировна, аспирантка Федерального государственного научного учреждения «Государственный координационный центр информационных технологий», юрисконсульт Московской финансово-юридической академии, Россия

Social audit as a tool of the social partnership system - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 31

Аннотация:
В статье анализируется взаимосвязь социального аудита и социального партнерства. Определяются основные задачи социального аудита, интегрированного в систему социального партнерства. Социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства, направленный на социальную ответственность бизнеса перед обществом и социальными партнерами, на защиту прав трудящихся и регулирование социоэкономических отношений через механизмы системы социального партнерства.
Цитировать публикацию:
Осипова Т.В. Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 9. – С. 48-51.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Целью социальной политики в России является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, соблюдения трудовых прав работников. В настоящее время мировой финансовый кризис отразился в первую очередь на социальной сфере общества, выразился в сокращениях, невыплате заработной платы. Так, в условиях такой нестабильности особенно важно не допустить нарушения прав граждан.

Для эффективного функционирования и развития социально-трудовых отношений необходимо определить форму взаимодействия всех партнеров данных отношений: работника, работодателя, государства. К такой форме взаимодействия между капиталом и трудом относится социальное партнерство. Например, В.В. Берви-Флеровский в 1869 г. в исследовании «Положение рабочего класса в России», сформулировавший концептуальные основы социально-трудовых отношений, призывал к солидарности между капиталом и трудом, говоря, что «между трудом и экономией должно быть равенство, между работниками и капиталом – товарищество» [1].

Социальное партнерство стало одной из основных закономерностей общественного развития в большинстве стран рыночной экономики. В России социальное партнерство получило свое развитие как общегосударственная практика лишь с середины 90-х гг. XX в., и в настоящее время только начинает свое становление. Формирование социального партнерства способствует повышению роли социального аудита в регулировании социально-трудовых отношений.

Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [2].

В настоящее время российская действительность характеризуется глубокими преобразованиями в социальной, экономической, политической сферах. Социальное партнерство в сфере труда – является новым и важным социальным институтом, подчеркивающим большую ценность человеческого фактора и человеческого капитала.

Сегодня российское бизнес-сообщество рассматривает свою социальную ответственность лишь как своевременную уплату налогов и благотворительность, тогда как мерой социальной ответственности бизнеса является участие в регулировании социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства, ответственное участие в выполнении различного уровня соглашений, в том числе коллективных договоров (сегодня в России коллективные договоры заключаются лишь в 4-6% российских предприятий и организаций) [3].

Интеграция    социального аудита в систему социального партнерства является, с одной стороны, спецификой российской      модели социального аудита, а, с другой стороны, – спецификой российского опыта социального партнерства [4]. Взаимосвязь социального партнерства и социального аудита становится особенной чертой российской практики регулирования социально-трудовых отношений.

Если развитие социального аудита отражается   в интенсивном росте числа корпораций, организаций самых различных стран и регионов, использующих услуги социального аудита, то использование социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых отношений стало одной из основных закономерностей общественного         развития в большинстве стран рыночной экономики [4].

В основе социального партнерства и социального аудита лежат общие цели – это обеспечение социальной справедливости, социальной стабильности, социальной безопасности общества, улучшения качества жизни граждан российского общества.

Интегрированный социальный аудит в систему социального партнерства призван решить следующие задачи:

  • определить особенности социальных отношений на предприятии;
  • выявить факторы и потенциальные риски, способные дестабилизировать внутреннюю социальную среду;
  • провести диагностику социальных отношений на различных уровнях их развития;
  • установить нарушения правовых норм международного и национального законодательства в сфере социальных отношений;
  • выявить социальное положение дел в различных отраслях национальной экономики и в целом по стране;
  • привлечь бизнес-сообщество к благотворительной деятельности, софинансированию социальных объектов;
  • разработать практические рекомендации оперативного тактического и стратегического характера по управлению человеческими ресурсами.

Реализация вышеотмеченных задач социального аудита, интегрированного в систему социального партнерства, преобразует социальный аудит в важнейший фактор совершенствования системы социального партнерства в целом.

Таким образом, социальный аудит направлен на практическую реализацию основных принципов социального партнерства. Результаты социального аудита должны стать эмпирической базой для эффективного социального диалога в системе социального партнерства. Социальный аудит призван повысить эффективность участия в социальном партнерстве профессиональных союзов, как одного из важнейших субъектов системы социального партнерства.

Заинтересованность бизнес-сообщества в социальном аудите обусловлена пониманием того, что:

- инвестиции частного капитала в человеческий капитал могут стать самыми эффективными с точки зрения стратегического менеджмента;

- эффективное управление человеческими ресурсами является решающим фактором в достижении конкурентоспособности организаций;

- использование прозрачных результатов объективного аудиторского исследования может стать методом борьбы с теневой экономикой;

- социальная ответственность бизнеса перед обществом и социальными партнерами.

Заинтересованность трудящихся в социальном аудите состоит в том, что их участие в нем позволяет укрепить свои позиции в системе социального партнерства и эффективно осуществлять защиту служащих. Заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в применении системы социального аудита состоит в возможности получения информации об общественных отношениях в сфере социоэкономики на всех уровнях; эффективного регулирования социоэкономических отношений через механизмы системы социального партнерства.

Социальный аудит должен стать формой цивилизованной взаимопроверки сторонами социального партнерства соблюдения принятых ими обязательств [5]. Таким образом, социальный аудит может быть использован в целях организации диалога между социальными партнерами как инструмент налаживания сотрудничества между гражданским обществом, бизнес-сообществом и государственной властью.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Флеровский Н. (Берви В.В.) Положение рабочего класса в России. – М., 1938. – С.303.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
3. Социальный аудит: учебное пособие / Под общ. редакцией д.э.н., проф. А.А. Шулса, д.э.н. Ю.Н. Попова. – М.: Издательский дом
«АТИСО», 2008. – С. 230.
4. Киселев В.Н. «Проблемы интегрирования социального аудита в систему социального партнерства». – http://www.globecsi.ru.
5. Свиридов А.К. «Социальный аудит – важнейший элемент взаимной ответственности участников социального партнерства». – http://www.globecsi.ru.