К проблеме реконструкции показателей человеческого развития

Косьмина Е.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (33), Сентябрь 2009

Цитировать:
Косьмина Е.А. К проблеме реконструкции показателей человеческого развития // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 9. – С. 63-70.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13085743
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автором рассматриваются два подхода (ПРООН и Всемирного банка) к определению уровня человеческого развития с точки зрения их (подходов) достоинств и недостатков. Для более достоверного и объемного квантирования уровня развития человека предложено реконструировать показатели: 1) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП – ПРООН); 2) «Кристалл Развития» («КР» – Всемирный Банк). Важно и расширение количества аргументов относительно обозначенных функций. Автор убеждена в том, что именно анализ динамических рядов КР позволит безошибочно определять приоритеты в развитии общества, в наибольшей степени влияющие на возможности человека. Публикация имеет информационно-познавательную направленность и рассчитана на всех читателе журнала.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, человеческий потенциал, индекс развития человеческого потенциала, средний уровень жизни

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Принятие решений в области социально-экономического развития общества базируется в основном на агрегированных ценностных показателях, способных более или менее адекватно выражать (отображать) результаты и масштабы экономической активности, экономического развития, а также уровень общественного благосостояния, достигнутые за предшествующий период. До 1990 года реперными точками традиционной экономической модели развитых стран были темпы экономического роста, увеличение материального благосостояния, производство товаров и услуг как важнейшей цели развития. В начале 1990-х годов пришло понимание и осознание того, что эта модель исчерпала себя, став абсолютно неэффективной. Поэтому мировое сообщество в лице ООН и Всемирного банка разработало четыре концепции, общим в которых стало выдвижение на первый план человека как средства, фактора и цели развития, повышение качества жизни.

Суть этой новой концепции заключается главным образом в преодолении господствующего своеобразного и жесткого «экономического детерминизма», проповедующего линейную зависимость трендов безработицы, нищеты, неравенство в доходах, удовлетворение базовых потребностей населения от масштабов экономического роста, являющегося доминантной целью развития общества.

В новой концепции человеческого развития обретают реальные очертания гуманистические ценности, обозначенные Иммануилом Кантом. Он был одним из первых, кто провозгласил абсолютную ценность человеческой личности безотносительно к расовой, национальной и сословной принадлежности. В написанных в 1785 году «Основах метафизики нравов» Кант призывает: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». А в «Критике чистого разума» он выразился более определенно: «Человек … есть цель сама по себе, то есть никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство» [2,260]. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает его благосостояние основной и единственной целью развития*.

В качестве методической основы концепции человеческого развития ПРООН был предложен специальный индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index) (ИРЧП) – расчетный агрегированный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Показатель ИРЧП рассматривается как среднее арифметическое трех индексов по элементам: ИРЧП = 1/3 (индекс продолжительности жизни)+1/3 (индекс образования)+1/3 (индекс ВВП).

ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов.

Позиция России в рейтинге стран по ИРЧП невысока. Согласно данным последнего мирового «Доклада о развитии человека 2007/2008 г.» страна занимает лишь 67 позицию, значительно уступая многим странам, в том числе соседям в Восточной Европе и СНГ [1,161-164;2, 230-232].

В целом Россия находится ниже среднего уровня ИРЧП по странам Центральной и Восточной Европы и СНГ (0,802). Обращает на себя внимание тот факт, что страна уступает многим опередившим ее государствам прежде всего по уровню долголетия, при этом часто превосходя их по показателям образования и материального благосостояния.

В среднем значения показателей развития человека колеблются вместе с доходом. И в этом нет ничего удивительного. Очень низкий средний доход в сочетании с высоким уровнем бедности ведет к дефициту основных свобод в мире; это лишает людей возможности полноценно питаться, полноценно лечиться или получать образование. ИРЧП отражает положительную связь между доходом, с одной стороны, и здоровьем и образованием – с другой: у жителей более богатых стран, как правило, лучше состояние здоровья и больше возможностей для получения образования. Кроме того, обращает на себя внимание и тот факт, что одни страны гораздо лучше других «конвертируют» богатство в возможности для сохранения здоровья и получения образования.

Рейтинг некоторых стран по показателю ИРЧП значительно ниже, чем по показателю доходов, тогда как в других странах ситуация прямо противоположна. Если говорить о верхней части рейтинга, то ИРЧП не столь эффективный измеритель результатов деятельности в межстрановом аспекте. Почти всеобщий охват грамотностью и образованием в сочетании с высокой ожидаемой продолжительностью жизни нейтрализует различия между странами. Но даже в этом случае он высвечивает ряд расхождений между доходом и рейтингом ИРЧП. Например, США, чьи граждане в среднем занимают второе место в мире по благосостоянию после Люксембурга, по показателю ИРЧП стоят на десять позиций ниже, чем по показателю дохода. Одна из причин этого состоит в том, что средняя ожидаемая продолжительность жизни в США на три года меньше, чем в Швеции, где среднедушевой доход почти на четверть ниже американского. В то же время в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала входят Чили и Куба, которые по ИРЧП занимают более высокие позиции, чем по уровню доходов.

Отмечаемая разница между рангами стран по ИРЧП и по доходу на душу населения свидетельствует о том, что в разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост качества жизни их населения с различной степенью успешности (табл. 1).

Положительная разница свидетельствует об относительно успешном и более рациональном использовании результатов экономического роста в интересах человеческого развития. А отрицательная разница свидетельствует о диаметрально противоположном.

Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются другими показателями. ИРЧП не является всеохватывающим параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию. Недоучет этого измерения в ИРЧП стал очевиден со времени первых докладов о развитии человека.

Данная проблема не делает многие аспекты участия, такие как политическая свобода и равное уважение в обществе, сколько-нибудь менее значимыми для человеческого развития, чем параметры, включенные в ИРЧП.

Следует признать, что ранжирование стран по индексу развития человеческого потенциала открывает новые направления для анализа показателей развития государств, стимулирует использование научного анализа на национальном уровне. Появилось желание и стремление к расчету внутренних индексов человеческого развития применительно к собственным территориям и регионам.

Методология расчета ИРЧП постоянно уточняется и совершенствуется. Наибольшие трудности связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики в большинстве развивающихся стран, а по ряду разделов – и в странах с переходной экономикой.

Проблема отсутствия регулярной статистики по обозначенным показателям дополняется проблемой расширения аргументов функции благосостояния, усиливающих степень достоверности и многогранности показателя ИРЧП. Это вполне согласуется с тем обстоятельством, что в современном мире приобретают актуальность не количественные, а качественные критерии, используемые в оценке социально-экономических тенденций.

Полезная нагрузка ИРЧП заключается в том, что он позволяет ранжировать все страны мира и их регионы по критерию достигнутого ими уровня человеческого развития. А его недостатком является неопределенность относительной важности составляющих аргументов функции ИРЧП, а именно: показатель не содержит ответа на вопрос о том, изменение какого аргумента в наиболее большей мере повлияло на ранговое положение страны в общем списке стран мира – по причине изменения уровня душевого дохода или, к примеру, уровня грамотности населения.

Перефразируя Аристотеля,* можно утверждать, что показатель развития человеческого потенциала (ИРЧП) – самый бесполезный из всего набора показателей качества жизни, но нет ничего лучше ИРЧП.

И действительно, ИРЧП, представленный в несколько иной модельной ипостаси, например, в виде геометрической модели, которая в отличие от математической наделена не только объяснительной функцией, но и предсказательной*. Она определяет, или позволяет определиться с направлением движения «государевой мысли», с избранием цивилизованной траектории положительной динамики протекания социально-экономических процессов, прежде всего в русле повышения общественного благосостояния. Предсказательная функция геометрической модели заключается в «нащупывании» новых идей, в получении «выводов по аналогии» и т.п.

Речь идет о так называемых «Кристаллах Развития» (далее «КР»), которыми пользуются эксперты Всемирного банка для определения индекса развития человеческого потенциала и уровня развития общества.

«КР» позволяют наглядно сравнивать четыре статистических показателя каждой данной страны со средними значениями этих показателей в группе стран с соответствующим (низким, низким средним, высоким средним или высоким) уровнем дохода. Этими четырьмя показателями обычно являются ожидаемая продолжительность жизни, охват детей начальным образованием (валовой коэффициент зачисления в начальную школу), доступ населения к чистой питьевой воде и ВВП на душу населения. Величина каждого из этих показателей сначала «индексируется» (выражается в %) по отношению к среднему для соответствующей группы стран показателю, а затем откладывается на одной из четырех осей. Соединив четыре точки на четырех осях, получаем неправильной формы ромб – «КР» данной страны, форму которого легко соотнести с правильным ромбом средних показателей, все вершины которого находятся на одинаковом, соответствующем 100% расстоянии от центра. Любая вершина «Кристалла Развития», находящаяся за пределами «стопроцентного» ромба, свидетельствует о более чем средних достижениях страны в определенной области, и, наоборот, любая вершина внутри «стопроцентного» ромба сигнализирует об отставании от среднего уровня.

Предложенная методика Всемирного банка может служить плодотворным продолжением методики ПРООН в направлении объединения нескольких статистических показателей, отражающих достижения разных стран в области как экономического, так и человеческого развития.

В «КР» можно размещать наиболее значимые и приоритетные для России, например, показатели сравнения уровня её социально-экономического развития с уровнем других, более благополучных и более развитых стран мира. Такой подход позволяет обрести возможность наглядного сравнения достижений стран, относящихся к разным «доходным» группам. Страны со средним уровнем развития (по ИРЧП) должны «примеряться» к странам с более высоким уровнем развития как эталонным на тот или иной период*

С помощью «КР» можно выйти на очевидные причины низкого показателя ожидаемой продолжительности жизни, оказывающего наибольшее отрицательное влияние на индекс ИРЧП России. За точку отчета вычислений берется группа стран с высоким ИРЧП и, соответственно, все показатели средние по группе, относительно которых рассчитываются показатели каждой из включенных в группу страны (Исландия, США, Япония, Российская Федерация).

Как следует из рис. 1, в России уровень безработицы в 2005 году выше среднего по группе стран с высоким ИРЧП, выше и по выбросам диоксида углерода на душу населения, а доступ к чистой воде и канализации в нашей стране ниже средних по группе показателей. Кроме вышеперечисленных факторов, отрицательно влияющих на продолжительность жизни, есть и другие: ранняя смерть в результате алкоголизма, дорожно-транспортных происшествий, курения и туберкулеза, а также по многим другим причинам.

«КР» стран, представленные на рис. 1, характеризуют степень главным образом экологической безопасности, имеющей немаловажное значение в жизни человека (её продолжительности и качества).

Однако более информационно насыщенными являются «КР», построенные на основе пяти, на наш взгляд, наиболее интенсивно влияющих на качество жизни показателей* [4,82-94].

Рис. 1. Показатели, влияющие на продолжительность жизни (2005 г.)

Таблица 1

Расчетная таблица показателей развития человека (в долях от группы)


Индекс ожидаемой продолжительности жизни
Индекс уровня образования
Государственные расходы на здравоохранение (% от расходов группы в долл.)
Государственные расходы на образование (% от расходов группы в долл.)
Индекс ВВП
Группа
1,000
1,000
1,000
1,000
1,000
Исландия (1)
1,102
1,061
2,978
3,597
1,077
Республика Корея (26)
1,033
1,063
0,325
0,637
0,984
Российская Федерация(67)
0,781
1,037
0,134
0,161
0,854






Норвегия (2)
1,069
1,075
3,544
4,170
1,093

Россия, как видно из рисунка 2, по четырем показателям находится ниже группы стран (углы пятиугольника России находятся в пределах области «Группа»).

Единственной высокой позицией России в «КР» является индекс уровня образования. И это вполне закономерно, если учесть тот факт, что уровень образования в стране является наиболее высоким в мире, но слабо реализуемым в показателях уровня развития экономики и человека. А вот по показателю подушевого финансирования в сфере образования наша страна оказывается на одном из последних мест в мире. В результате снижается качество образования, степень его соответствия современным требованиям главным образом в результате массового «схода» в хорошее образование на места «с полным возмещением затрат».

Необходимо ориентироваться на те страны, которые серьезным образом обременяют себя затратами на образование. В Норвегии, например, государство выделяет на одного учащегося в системе среднего профессионального образования из государственного бюджета сумму средств большую, чем ВВП на душу населения (107,4%), в Исландии (94,1%).

Рис. 2. Кристаллы развития некоторых стран мира в 2005 г.

В заключение отметим, что для определения приоритетов, главных звеньев в цепи человеческого развития необходимо конструировать на регулярной основе динамические ряды «КР» с любым набором и любыми комбинациями наиболее «ответственных» за развитие человека показателей.


Источники:

1. Доклад о развитии человека 2007/2008 (ПРООН). – М., 2008.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2006/2007. – М., 2008.
3. Кант И. Соч., Т.4, Ч. 1. – М.: Наука, 1965.
4. Россия и страны мира. 2006: Статистический сборник // Росстат. – М., 2006, – 366 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:34:54