Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»1 / 2019
DOI: 10.18334/ce.13.1.39744

Феномен уберизации бизнеса и его границы

Тагаров Бато Жаргалович, доцент кафедры экономической теории и институциональной экономики, Байкальский государственный университет, Россия

Business uberisation phenomenon and its limits - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 20

Тезисы:
• Уберизация – это процесс переноса взаимодействий между покупателями и продавцами на цифровую платформу, создающую дополнительную ценность для покупателей и продавцов с помощью информационных технологий.
• Основными чертами бизнес-модели, выстраиваемой в процессе уберизации являются: снижение неопределенности для покупателей и продавцов, использование мобильных устройств, устранение посредников, вовлечение в производство неиспользуемых ранее ресурсов.
• Распределением ресурсов при уберизации управляет «невидимая рука» рынка. В отличие от свободного рынка ключевые правила взаимодействия задаются владельцем цифровой платформы, посредством которой производится обмен.
• В теории сложилось несколько взаимодополняющих друг друга подходов, объясняющих, почему в одних сегментах экономика процесс уберизации протекает эффективно, а в других – нет: теория трансакционных издержек, теория неявных знаний и теория QWERTY-эффектов.
• Процесс уберизации ограничивается величиной трансакционных издержек взаимодействия. Поэтому «убер-приложение» может быть эффективным только в том случае, если оно действительно способно снижать подобные затраты.
• Процесс уберизации эффективен в том случае, когда взаимодействие участников системы основано на обмене явным знанием. Если же необходима передача неявных знаний, то упрощение и стандартизация бизнес-процесса может только навредить.
• Процесс уберизации предполагает полную перестройку и «реинжинирг» существующей модели работы рынка. Это предполагает необходимость преодоления сопротивления субъектов, которым выгодно действовать в рамках имеющейся институциональной системы, а также решение проблемы сетевых эффектов.

Аннотация:
В данной статье автор анализирует процесс уберизации и определяет основные черты данной бизнес-модели. Рассматриваются основные подходы к определению термина «уберизация». Делается вывод о том, что процесс уберизации заключается в замене иерархических внутрифирменных отношения на горизонтальные рыночные. Проведен анализ теоретических подходов к определению возможности подобной замены: теории трансакционных издержек, теории асимметрии информации, теории неявных знаний и теории QWERTY-эффектов. Определены факторы эффективности процесса уберизации и его границы.

JEL-классификация: D02, D47, L26

Цитировать публикацию:
Тагаров Б.Ж. Феномен уберизации бизнеса и его границы // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 1. – С. 93-104. – doi: 10.18334/ce.13.1.39744

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Сафиуллина А.М. Uber бизнес-модели электронной коммерции // Экономический вестник. – 2017. – № 3. – С. 89-99.
Средства массовой уберизации. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2924107.
3. Попова И.В., Хусейнова А.А. «Уберизация» российской экономики: цель, недостатки, преимущества, перспективы // Молодой исследователь Дона. – 2017. – № 4(7). – С. 165-168.
4. Сизова И.Л., Хусяинов Т.М. Уберизация и формирование сетевой структуры занятости // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 80-88.
Тотальная уберизация: как это работает. Spark.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spark.ru/startup/wehive/blog/18798/totalnaya-uberizatsiya-kak-eto-rabotaet.
Botsman R., Rogers R. What's Mine Is Yours: The Rise Of Collaborative Consumption. – 2010. – 304 p
7. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. К вопросу о дискриминации на российском рынке труда // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 419-425. – doi: 10.17150/2500- 2759.2018.28(3).419-425.
8. Coase R.H. The Nature of the Firm // Economica. – 1937. – № 16. – С. 386-405.
9. Вольчик В.В., Нечаев А.Д. Теоретические подходы к идентификации трансакционных издержек // Journal of Economic Regulation. – 2014. – № 1. – С. 26-38.
Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. - СПб.: Лениздат, 1996. – 702 с.
11. Ясинский Ю., Тихонов А. Новая информационно-поведенческая парадигма: конец равновесной теории или ее второе дыхание? // Вопросы экономики. – 2007. – № 7. – С. 35-58.
Polanyi M. The Tacit Dimension. - London: Routledge & Kegan Paul, 1966. – 128 с.
13. Балашова М.А. О содержании понятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2013. – № 4. – С. 16-22.
Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: Олимп - Бизнес, 2011. – 384 с.
15. Васильева А.А., Солодова Н.Г. Управление производительностью труда научно-педагогических работников // Труд и социальные отношения. – 2018. – № 3. – С. 39-51. – doi: 10.20410/2073-7815-2018-29-3-39-51.
Дэвид П. Клио и экономическая теория QWERTY. / В книге: Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и как процесса Т.6. - Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. – 139-150 с.
17. Рудяков В.А. Оценка эффективности в условиях провалов рынка и институтов (эволюционный подход) // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 6(80). – С. 27-31.
18. Норт Д.К. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. – 1997. – № 3. – С. 6-17.
19. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. – 1999. – № 2. – С. 3-20.
20. Анохов И.В. Влияние институтов на научно-технический прогресс // Историко-экономические исследования. – 2017. – № 4. – С. 719-735. – doi: 10.17150/2308-2588.2017.18(4).719-735.
В Испании продолжается забастовка таксистов против Uber и Cabify. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/5413329.
22. Суходолов А.П., Колпакова Л.А., Спасенников Б.А. Проблемы противодействия преступности в сфере цифровой экономики // Всероссийский криминологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 258-267. – doi: 10.17150/2500-4255.2017.11(2).258-267.