Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2009

Виртуализация потребностей и сферы потребления

Антипов Константин Валерьевич, канд. экон. наук, зав. кафедрой управления рекламным бизнесом, Московский государственный университет печати, Россия

Virtualization of needs and consumption sphere - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Автор сформулировал и доказал экономический закон виртуализации потребностей в системе общественного воспроизводства.
Цитировать публикацию:
Антипов К.В. Виртуализация потребностей и сферы потребления // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 27-36.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Система общественного воспроизводства в любом ее виде и на всех этапах развития, так или иначе, ориентирована в своем функционировании и развитии на удовлетворение потребностей людей. Последние в свою очередь при всем их возрастающем многообразии входят в тот или иной сегмент их квадратичной матрицы, предложенной автором (см. табл. 1).

Таблица 1

Квадратичная матрица потребностей людей в системе общественного воспроизводства

 Потребности в целенаправленной

     деятельности, раскрывающей

         потенциал личности и

             индивидуальности

Потребности в

разного рода

материальных и духовных

благах, созданных трудом

или данных природой

Потребность в физической деятельности, в т.ч. в общественно-полезном физическом труде (потребности в физическом труде)

Потребности в интеллектуальной, духовно-психологической деятельности, в т.ч. в общественно-полезном интеллектуальном труде (потребности в интеллектуальном труде)

Потребности в материальных благах, данных природой или созданных трудом (материальные потребности во благах)

+

-

Потребности в интеллектуальных и духовно-психологических благах, в т.ч. престиж и статус (идеальные потребности во благах)

-

+

Разработанная автором матрица потребностей позволяет достаточно четко определить роль и место процесса удовлетворения потребностей в системе общественного воспроизводства, не давая поводов к толкованию этого процесса исключительно в качестве потребительской деформации данной системы, когда ориентация общественного воспроизводственного процесса на удовлетворение тех или иных потребностей людей трактуется как сущностная характеристика потребительного общества. При этом потребительский характер общества понимается как его практически тотальная ориентация на престижно-потребительский образ жизни, поддерживаемый все более разнообразным и изощренным потреблением разного рода товаров и услуг. Причем эта ориентация обусловлена рыночно-капиталистической системой хозяйствования, целевой доминантой которой является возрастание прибыли как средство накопления денежного капитала. Это предполагает постоянное расширение объемов продаж, что может быть обеспечено только при генерировании в обществе престижно-потребительского образа жизни. В такой трактовке потребности и потребление сводятся лишь к их рыночно-потребительскому сегменту, а потребность в творчески-созидательном труде остается за бортом внимания. Кроме того, подчеркивание престижно-рыночного характера потребностей камуфлирует принципиальное различие материальных и идеальных потребностей, как и принципиально различный характер процесса их удовлетворения.

Квадратичная матрица потребностей людей в системе общественного воспроизводства позволяет, во-первых, вывести потребности людей за рамки их престижно-потребительского сегмента и представить их в полном системном виде, включая и потребности в творческо-созидательном выражении потенциала личности и индивидуальности в процессе общественно-полезного труда. Во-вторых – становится возможным достаточно последовательно проводить грань между материальными и идеальными потребностями в ходе их формирования и удовлетворения.

Это существенно важно для понимания процесса виртуализации потребностей в современной системе общественного воспроизводства, что порождается процессом трансформации индустриального общества в информационное на основе интенсивного осуществления научно-технического прогресса, приобретающего свойство системно-непрерывного характера [1].

В последнее время часто употребляется термин «виртуальная экономика» [2], которому соответствуют понятия: виртуальные потребности, виртуализация потребностей.

Виртуальная экономика – относительно новое явление. Она понимается и трактуется неоднозначно. Соответственно, различно понимаются термины – виртуальные потребности, виртуализация потребностей. В данной связи, автор оговаривает собственное понимание всех этих понятий, давая им следующие определения.

Виртуальная экономика – экономические отношения и деятельность людей по поводу производства, обмена, распределения и потребления реальных или идеальных, в том числе и мнимых благ на базе компьютеризации потоков информации.

Говоря предельно кратко, виртуальная экономика базируется на взаимодействии процесса производства и потребления информационного продукта и его компьютеризации.

Виртуальные потребности – потребности людей во благах идеального характера, во все возрастающей степени опосредуемые компьютерной техникой.

Виртуализация потребностей – процесс абсолютного и относительного увеличения идеальных потребностей людей, во все большей мере опосредуемых компьютерной техникой.

Увеличивающий возможности удовлетворения растущих виртуальных потребностей в обществе рост на базе НТП производительных сил и эффективности материального и интеллектуального реального производства выступает в качестве важнейшей составной части реального прогресса общества в целом. При этом данные часть и целое взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи, усиливая развитие друг друга.

Реальный прогресс общества в целом порождает экологические виртуальные потребности (термин автора), т.е. такие, которые соответствуют объективным требованиям законов экологии человека, природы, общества. Например, потребности в компьютеризированной информации, потребляемой как для развития и совершенствования человеческой личности, так и для осуществления общественно-полезной интеллектуально-информационной деятельности.

В отличие от воздействия на формирование и развитие виртуальных потребностей в обществе реального прогресса общества в целом, влияние рыночно-капиталистической системы, использующей виртуальное пространство и протекающую в нем жизнедеятельность людей для максимизации продаж, прибыли и накопления денежного капитала, выражается во внедрении в общество во все возрастающих масштабах антиэкологических виртуальных потребностей (термин автора). Они определяются как соответствующие престижно-потребительскому образу жизни, находящемуся в антагонистическом противоречии с экологическим образом жизни, характеризуемым соответствием объективным требованиям законов экологии человека, природы, общества. В самом общем виде все разнообразные потребности человека могут быть разделены по критериюэволюция-деградация на две группы:

  • группа 1 – потребности, соответствующие развитию умственных и физических способностей человека, его духовно-нравственного начала, ведению им здорового образа жизни в соответствии с объективными требованиями законов экологии человека, что тянет за собой потребности, связанные с возрождением и облагораживанием природы, а также с гармонизацией и синергетизацией социальных потребностей людей;
  • группа 2 – потребности, соответствующие удовлетворению естественных желаний человека, базирующихся на искусственном стимулировании их интенсивности, и помноженных на чувство-потребность престижа, достигаемого не столько выдающимися способностями и общественно-полезным трудом, сколько за счет обладания разного рода престижными благами, реальная ценность которых многократно преувеличивается за счет их виртуальной составляющей. Потребности этой группы, с использованием методов косвенной и прямой рекламы, искусственно стимулируются рыночно-капиталистической системой с целью ее выживания на основе расширения объемов продаж. Данная группа потребностей носит антиэкологический характер, она находится в антагонистическом противоречии с объективными требованиями законов экологии человека, природы, общества.

Именно различие этих двух групп потребностей положено в основу построения матричной таблицы, характеризующей антагонистическую противоположность экологических и антиэкологических потребностей людей.

В этой противоположности исключительно велика роль виртуального фактора, следовательно, и рекламы, прямой и косвенной, выступающей орудием формирования виртуальной составляющей потребностей людей.

Таким образом, удовлетворение экологических виртуальных потребностей, как и всех других экологических потребностей людей, связано с развитием, эволюцией человека и общества. Напротив, удовлетворение антиэкологических потребностей, в том числе и виртуальных, порождает тенденцию деградации человека и общества.

Соответственно, обществу и государству необходимо стимулировать, с использованием всего потенциала прямой и косвенной рекламы, формирование и развитие у людей экологических потребностей (соответствующих законам экологии человека, природы, общества), одновременно противодействуя антиэкологическим потребностям, уделяя особое внимание виртуальной стороне потребностей.

Понятие свободы, как известно, имеет не только философское и религиозное, но и социально-экономическое измерение. В социально-экономическом измерении свобода может выступать как с положительным знаком, когда она относится к действиям личности в соответствии с законами экологии человека, природы, общества [3], так и с отрицательным знаком, когда свобода предоставляется в связи с удовлетворением антиэкологических потребностей людей, к чему призывает идеология рыночного либерализма [4], взявшая на себя функцию апологетики свободы накопления капитала на базе поощрения желаний, разрушающих психику и организм человека.

Методами взращивания и направления потребностей, включая и виртуальные, являются, с одной стороны, воспитание и самовоспитание личности, ее образование и самообразование, а с другой – прямая и косвенная реклама в ее самом широком понимании, далеко выходящим за рамки рекламного бизнеса.

Взаимодействие комплекса факторов в рамках сети связей, обусловливающих виртуализацию потребностей в системе общественного воспроизводства, порождают действие объективного экономического закона виртуализации потребностей. Данный закон введен в научный оборот автором. Комплекс факторов, порождающих действие экономического закона виртуализации потребностей в системе общественного воспроизводства, включает в себя:

  • фактор 1 – экономический рост на базе НТП и производительных сил и эффективности материального и интеллектуального реального производства;
  • фактор 2 – возрастание возможностей удовлетворения растущих виртуальных потребностей;
  • фактор 3 – разрастание системной компьютеризации общественного воспроизводственного процесса;
  • фактор 4 – формирование, функционирование и развитие комплекса собственности на виртуальный продукт (комплекса интеллектуальной собственности);
  • фактор 5 – расширение воспроизводства как реально-виртуального продукта, так и виртуального продукта в его чистом виде;
  • фактор 6 – методы взращивания и определения направлений виртуальных потребностей (воспитание, образование, реклама).

Сетевое воздействие всего вышеопределенного комплекса факторов порождает действие закона виртуализации потребностей.

С учетом роли потребностей в системе общественного воспроизводства, эта виртуализация не может происходить без того, чтобы не осуществлялась виртуализация всей этой системы. Эти два вида виртуализации (части и целого) взаимодействуют по принципу простой и обратной связи. В данной связи правомерна постановка проблемы о формулировке и доказательстве закона виртуализации системы общественного воспроизводства.

На основе анализа и обобщения сетевых взаимодействий, лежащих в основе экономического закона виртуализации потребностей в системе общественного воспроизводства (ЭЗВПСОВ), автор разработал следующую формулировку данного закона: ЭЗВПСОВ – это объективная необходимость абсолютной и относительной виртуализации потребностей индивидов и общества в системе общественного воспроизводства по мере виртуализации системы общественного воспроизводства в целом в соответствии с ростом производительных сил и эффективности сферы материального и интеллектуального реального производства, а также в связи как с реальным прогрессом общества в целом, так и с воздействием на него рыночно-капиталистической системы. При этом все разнообразные виртуальные потребности подразделяются на экологические, т.е. соответствующие объективным требованиям законов экологии человека, природы, общества, и на антиэкологические, т.е. находящиеся в антагонистическом противоречии с этими требованиями. Факторами возрастания виртуальных потребностей являются развитие науки и образования, культуры и искусства, а также рыночно-капиталистической системы в ее установке на увеличение объема продаж и рост нормы и массы прибыли; методами взращивания и направления (формирования) виртуальных потребностей служат воспитание (самовоспитание), образование (самообразование), реклама в ее прямом и косвенном виде; виртуальные потребности удовлетворяются посредством реально-виртуальных и чисто виртуальных продуктов; комплекс собственности на виртуальный продукт превращает его в товар, в то время как реально-виртуальный продукт выступает в качестве товара в результате товарного характера общественного воспроизводственного процесса.

Закон виртуализации потребностей в системе общественного воспроизводства является одним из аспектов (сечений) экономического закона виртуализации системы общественного воспроизводства. Для целей нашего исследования непосредственный интерес представляет именно закон виртуализации потребностей, поскольку реклама как особый социально-экономический комплекс проявляет свое действие именно через влияние на формирование и развитие потребностей в обществе, в том числе и виртуальных потребностей, а с другой стороны, комплекс рекламы выступает в качестве одного из основных способов виртуализации потребностей. При этом комплекс рекламы, будучи одним из элементов системы общественного воспроизводства, взаимодействует с этой системой по принципу прямых и обратных связей через посредство сферы потребления, являющейся одной из четырех сфер системы общественного воспроизводства, наряду со сферами производства, обмена, распределения.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Экономическая теория, политическая экономия / под ред. И.К. Ларионова, Н.Н. Телипенко, В.Н. Щербакова. – М. : ИТК «Дашков и Ко», 2008.