Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2009

Роль составляющих интеллектуального капитала на разных этапах развития отрасли

Дубовкин Павел Олегович, аспирант экономического факультета, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия

The role of intellectual capital at different stages of development of the industry - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 55

Аннотация:
Данная статья посвящена изучению логики изменения роли различных составляющих интеллектуального капитала фирмы на разных этапах развития отрасли. Предложена модель интеллектуального капитала, соответствующая целям формирования стратегии управления интеллектуальным капиталом. Основное внимание уделяется вкладу составляющих интеллектуального капитала в создание и поддержание уникальности фирмы как источника ее прибыли. Даются рекомендации по стратегическому управлению интеллектуальным капиталом.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Дубовкин П.О. Роль составляющих интеллектуального капитала на разных этапах развития отрасли // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 6. – С. 13-20.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Усиление конкуренции в «новой» экономике повышает требования к качеству управления интеллектуальным капиталом (ИК) фирм, а возрастание неопределенности на рынках увеличивает потребность в моделях, способных давать правильные предсказания в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Рассмотрим вопрос об изменении роли различных составляющих ИК фирмы на разных этапах развития отрасли. Основное внимание уделяется вкладу составляющих ИК в создание и поддержание уникальности фирмы как источника ее прибыли.

Исходной предпосылкой является тезис о том, что источником прибыли фирмы является ее уникальность. Этот тезис находится в соответствии с современной теорией микроэкономики. Уникальность фирмы определяется, в первую очередь, ее интеллектуальным капиталом, так как составляющие ИК наиболее трудно воспроизводимы конкурентами.

Общепринятого в научной среде определения термина «интеллектуальный капитал» не существует, поэтому здесь мы будем использовать определение, данное Ал-Али. Согласно этому определению, термин «интеллектуальный капитал» используется обычно для обозначения нематериальных активов, которые бизнес может использовать, чтобы создавать ценность.

Важно создать такую модель структуры ИК, которая бы в максимальной степени позволяла выделить роль его составляющих на различных этапах развития отрасли. Существуют разнообразные подходы к построению структуры ИК. В частности, следует отметить работы Эдвинсона, Хаанса и Ловендаля, Брукинга, Салливана и Ал-Али.

Одна из наиболее известных моделей интеллектуального капитала разделяет его на человеческий, клиентский и структурный капитал. Эта модель описана у Ал-Али: «Человеческий капитал включает компетенции работников, навыки, умственные способности и скрытое знание. Клиентский капитал включает отношения с покупателями, обратную связь, вклад в отношении продукта/услуги, предложения, опыт и скрытое знание. «Покупатель» определяется в широком смысле, чтобы включить поставщиков, дистрибьюторов и других игроков, которые могут вносить вклад в цепочку создания стоимости. Структурный капитал – это знания организации, содержащиеся в базах данных, практиках, ноу-хау и культуре. Он обозначает все возможности организации, которые позволяют ей реагировать на вызовы рынка и удовлетворять потребности рынка».

Описанная выше модель ИК хороша тем, что включает в себя очень широкий круг компонентов ИК, а также позволяет разделить их способом, удобным для распределения сфер ответственности различных менеджеров при осуществлении практической деятельности по управлению ИК. Но такая модель не очень подходит для целей стратегического управления ИК, так как для этого она должна удовлетворять следующим условия:

1) обеспечивать управление ИК как единым целым, позволять разработку единой стратегии управления ИК;

2) большой горизонт планирования при управлении ИК (до десятков лет) требует учитывать конечность сроков действия правовых режимов интеллектуальной собственности и соответствующие различия между компонентами ИК.

Для обеспечения выполнения этих условий модель ИК должна быть структурирована таким образом, чтобы отразить различия в принадлежащих фирме правомочиях на разные компоненты ИК. С учетом вышеизложенного можно представить ИК организации состоящим из следующих компонентов:

  • человеческий капитал (ЧК);
  • интеллектуальные активы (ИА);
  • интеллектуальная собственность (ИС) – является подмножеством интеллектуальных активов;
  • капитал бренда (под брендом организации здесь и далее будем подразумевать совокупность всех принадлежащих организации брендов).

Основной элемент человеческого капитала – люди со своими знаниями и навыками. Знания и навыки людей могут быть использованы организацией, но они не принадлежат ей, так как люди могут разорвать свои отношения с организацией. Интеллектуальные активы – кодифицированные знания, находящиеся в распоряжении организации. Такие знания уже не привязаны к конкретному сотруднику и могут быть управляемы как отдельные объекты. Та часть интеллектуальных активов, которая защищена юридически, составляет интеллектуальную собственность фирмы. К ИС относятся, в первую очередь, патентные права и объекты, составляющие коммерческую тайну организации. Также в состав ИС включаются авторские права на произведения.

Состав блоков модели и их взаимосвязь схожи с моделью, предложенной Салливаном. Отличием является то, что капитал бренда вынесен в отдельный блок, так как по своей роли в стратегическом управлении ИК и законодательному регулированию прав эта часть ИК существенно отличается от прочих интеллектуальных активов. Можно выделить следующие важные особенности брендов:

  • капитал бренда может сформироваться только за определенное время и в результате наличия у организации человеческого капитала и интеллектуальных активов;
  • в отличие от патентных прав, которые имеют ограниченный срок действия, права на бренд не имеют таких ограничений;
  • бренды позволяют сделать денежные потоки более равномерными и дают больше времени для реакции на угрозы со стороны конкурентов.

Блоки модели ИК взаимосвязаны. Первичным является человеческий капитал. Сотрудники организации в процессе своей интеллектуальной творческой деятельности формируют кодифицированные знания, находящиеся в распоряжении организации и составляющие ее интеллектуальные активы. Часть этих интеллектуальных активов может быть оформлена как ИС организации (например, получены патенты). ИА организации обеспечивают ее преимущества на рынке (лучшее качество товара и/или более низкие цены), которые значимы для покупателей. В результате формируется капитал бренда.

Выше мы показали логику процесса генезиса ИК фирмы. Но для полного понимания картины эволюции ИК необходимо рассмотреть и процесс его деградации. Человеческий капитал непосредственно связан с сотрудниками организации, поэтому его качество определяется проводимой политикой в области привлечения и обучения кадров и мало зависит от этапа жизненного цикла отрасли. ИА (кодифицированное знание) обычно не теряются организацией, но их ценность определяется их уникальностью. Между тем происходит процесс диффузии знаний и информации, который снижает уникальность (и ценность) объектов ИА, не защищенных в режиме интеллектуальной собственности. Режим ИС также имеет определенные временные рамки, после чего права ИС теряется, а также и ценность соответствующих ИА. Если происходит деградация ИА, и организация теряет свою уникальность на рынке, то со временем начинается и процесс деградации стоимости актива бренда, так как для покупателей продукты организации перестают выделяться по своим значимым характеристикам из ряда подобных, представленных на рынке.

Мы рассмотрели модель ИК организации и взаимосвязь ее основных компонентов. Теперь перейдем к вопросу о том, как роль этих компонентов меняется на разных этапах развития отрасли (используем статистический материал [OECD, 2008] и [US PTO]). Здесь считаем, что рассматриваемая отрасль является относительно наукоемкой и предполагает технологическое развитие, так как именно для таких отраслей наиболее актуальны вопросы управления ИК. Условно можно выделить следующие этапы развития отрасли (в реальности четкой границы между ними быть не может):

  1. Формирование. Отрасль только создается, используемые технологии бурно развиваются, существует большой потенциал дальнейшего развития. На рынке присутствует множество мелких предприятий, конкуренция между которыми не слишком сильна.
  2. Этап бурного технологического развития. Потенциал для развития технологий все еще велик, на рынке наблюдается значительная конкуренция между производителями. Развитие технологий и конкуренция в этой сфере все еще остаются основой, на которой базируется конкуренция в отрасли.
  3. Этап замедления технологического развития. В рамках существующих концепций возможно улучшение технологий, но вряд ли возможно создать продукт, сильно превосходящий продукты конкурентов по потребительским свойствам. На рынке обычно остаются всего несколько довольно крупных компаний. Конкуренция в области технологического лидерства все еще играет значительную роль, но ни одна из фирм не способна получить решающего технологического превосходства над конкурентами. Технологическое отставание одного из игроков не приводит к его быстрому уходу с рынка.
  4. Зрелость отрасли. Отрасль, в которой предел развития технологий практически достигнут. Фирмам трудно выделять свою продукцию среди продукции конкурентов.

Какова же роль различных компонентов ИК на разных этапах развития отрасли?

На этапе формирования технологически интенсивной отрасли основную роль играет уникальный человеческий капитал, так как ИА только формируются, а для формирования сильного бренда еще не прошло достаточно времени. Кроме того, круг покупателей узок, это энтузиасты, для которых технические характеристики продукта важнее его бренда. Так как конкуренция в отрасли достаточно слаба, бренду и другим объектам ИС зачастую уделяется относительно мало внимания. Такое отношение следует признать ошибочным, так как именно ИС является наиболее важной частью ИК на последующих этапах развития отрасли.

На этапе бурного технологического развития структура ИК уже достаточно сбалансирована, при этом основную роль играют ИА. Регистрации и защите ИС уделяется больше внимания, чем прежде. Это связано со следующими факторами:

  • увеличение количества патентоспособных технологий, имеющихся в распоряжении компаний;
  • усиление конкуренции и попытки использовать ИС как дополнительное оружие в конкурентной борьбе;
  • увеличение размеров компаний и способность эффективно управлять портфелями патентов и других объектов ИС.

Существенно увеличивается роль брендов, так как рынок уже достаточно широкий, на нем присутствует много потребителей, не являющихся компетентными в данной технической отрасли. На этом этапе компании должны стремиться сформировать сильный бренд, так как впоследствии могут возникнуть сложности. Для этого, возможно, следует несколько снизить стоимость продукции/услуг, чтобы привлечь потребителей и сформировать у них благоприятное мнение об организации.

На этапе замедления технологического развития может нарастать конкуренция внутри отрасли. Основная роль в структуре ИК принадлежит сформированному на более ранних этапах бренду, так как продукты зачастую очень сложны, а на рынке присутствуют потребители, недостаточно технически компетентные. Права ИС очень активно используются. На этом этапе могут быть попытки получить патенты на технологии, которые разработаны организацией достаточно давно, попытки патентовать любые патентоспособные технологии. Это (так же как и повышенное внимание к стоимости торговых марок) служит цели сохранения уникальности компании, ее преимущества перед конкурентами на рынке на максимально длительный срок, так как технологическое лидерство уже не дает долгосрочных преимуществ.

На этапе зрелости срок действия патентов и других прав ИС на изобретения в большинстве случаев уже истек. Поэтому вполне возможен вход новых участников отрасли, цены на товары и услуги достаточно низки. Так как компании не выделяются по техническим характеристикам своей продукции, нет основы для поддержания сильных брендов. В отраслях, где ярко выражен эффект от масштаба производства, преимущества получают компании, обладающие большими объемами физического и финансового капитала. Там, где этот эффект не очень силен, вновь существенную роль может начать играть человеческий капитал, так как в этих условиях это единственное, что обеспечивает уникальность компаний. В таком случае рекомендацией может быть максимальное внимание к вопросам кадровой политики.

Мы описали логику развития ИК на разных этапах развития отрасли. Данная модель может быть полезна для предпринимателей, чтобы предсказывать будущую структуру отрасли и особенности конкуренции в ней, а также для понимания роли различных составляющих ИК компании в будущем. Это необходимо для построения эффективной стратегии управления ИК, обеспечивающей уникальность компании на максимально длительный срок.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Comprehensive Intellectual Capital Management / New Jersey: John Wiley & Sons, Inc, 2003.
2. Brooking A. Intellectual Capital /International Thomson Business Press, 1998. [Edvinsson, 1997] L. Edvinsson and M. Malone, Intellectual Capital / New York: Harper Business, 1997.
3. Haanes, K. and Lowendahl, B. «The Unit of Activity: Towards An Alternative to the Theories of the Firm,» in Thomas, et. al. (eds), Strategy, Structure and Style /New York: John Wiley & Sons, Inc., 1997.
4. Jennewein K, M ller A, Bihn M. The Role Of Technology – Brands In The Appropriation Of Technological Innovation /Springer Verlag, 2004.
5. Compendium of patent statistics. OECD, 2008. [Электронный ресурс]. – http://www.oecd.org/dataoecd/5/19/37569377.pdf. [Sullivan, 2000] Sullivan P.H. Value-Driven Intellectual Capital / John Wiley & Sons, Inc., 2000.
6. US PTO Patent Statistics Reports за 2006-2008 годы [Электронный ресурс]. – http://www. uspto.gov/go/taf/reports.htm.