Методология оценок оборота компаний на рынке ИТ-услуг

Полынская Г.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (25), Январь 2009

Цитировать:
Полынская Г.А. Методология оценок оборота компаний на рынке ИТ-услуг // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 1. – С. 97-105.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11741326

Аннотация:
Информационные технологии (ИТ), являясь основой процесса глобализации, соединяют различные рынки, в том числе и финансовые. Наращивание объема информации о товарах и услугах, повышение ее достоверности и оперативности, возможность быстрого перетекания капиталов с помощью использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствуют усилению конкуренции на рынках. Кроме того, наиболее результативным способом увеличения конкурентоспособности стало инновационное совершенствование товаров и используемых технологий. Поэтому важность информации о положении на рынке ИКТ, ее актуальность и точность зачастую является необходимостью для принятия решений в бизнесе и государственном управлении.

Ключевые слова: информационные технологии, консалтинг, инфоком-менеджмент, консультационные услуги, информационно-коммуникационные технологии

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Информационные технологии (ИТ), являясь основой процесса глобализации, соединяют различные рынки, в том числе и финансовые. Наращивание объема информации о товарах и услугах, повышение ее достоверности и оперативности, возможность быстрого перетекания капиталов с помощью использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствуют усилению конкуренции на рынках. Кроме того, наиболее результативным способом увеличения конкурентоспособности стало инновационное совершенствование товаров и используемых технологий. Поэтому важность информации о положении на рынке ИКТ, ее актуальность и точность зачастую является необходимостью для принятия решений в бизнесе и государственном управлении.

Как любой быстро развивающийся рынок, где спрос превышает предложение, рынок ИКТ является привлекательным для инвесторов. И клиенты, ищущие надежного партнера на долгие годы, и инвесторы, желающие выгодно вложить свои средства, нуждаются в каких-либо инструментах для ориентации на данном рынке. Правильность их выбора необходима и самому рынку для его эволюции в нужном направлении, развития здоровой конкуренции и естественного отбора.

В современном, крайне динамичном обществе наиболее актуальными для понимания ситуации и принятия решения являются прикладные исследования, проводимые специализированными международными компаниями, такими как IDC, Gartner, IT research, ACNielsen, PricewaterhouseCoopers и др. Стоит отметить, что большинство существующих профессиональных исследований в области ИТ мало доступны для обычных пользователей или для научной среды, так как являются платными или сделаны на заказ для конкретных клиентов. В такой ситуации основным инструментом являются свободно публикуемые рейтинги и аналитические обзоры.

В развитых странах такие материалы дают достаточно точную информацию о рынке в целом и компаниях, работающих на данном рынке, в частности. Данные, используемые в исследовательских отчетах, получены с помощью официальной финансовой отчетности, добровольно предоставленной компаниями. Помимо этого отслеживаются открытые тендеры и производственные мощности. В результате оценки рынка являются достаточно точными и достоверными.

Однако если в развитых странах экономика является прозрачной, то российский рынок ИКТ относительно молодой и динамично развивающийся. Кроме того, очень малое количество российских организаций готовы предоставить полную информацию о своей деятельности. Большинство компаний работают «в серую», финансовая отчетность существенно не домеряет обороты. Поэтому аналитические агентства вынуждены опираться на добровольно предоставляемую информацию и открытые источники (СМИ, конференции и т.д.). У подобной информации есть два существенных недостатка – она субъективна и нет никакой возможности проверить ее достоверность. Одно из ведущих международных исследовательских агентств IDC для оценки российского рынка ИТ разработало довольно-таки обширную анкету для компаний-участников. Считается, что данные должны подтверждаться официальной финансовой отчетностью (НДФЛ 3) либо независимым аудитом, проведенным консалтинговыми компаниями. К сожалению, очень мало компаний, готовых подтвердить данные таки образом. В результате IDC пошла на существенные послабления. Например, для подтверждения оборота компании достаточно подписи генерального директора. В итоге оценки рынка ИТ существенно превышали действительный доход рынка.

Понимая данную проблему, IDC совместно с «Сообществом независимых аналитиков «Линекс» разработало методику оценки достоверности дохода ИТ-рынка. Результаты исследования выложены в Интернете, но сама методология является закрытой, поэтому нет возможности оценить эффективность данной методики.

В последствии и другие исследовательские агентства пришли к выводу, что стоит оценивать корректность данных, предоставляемых компаниями. Так, в 2007 году российское исследовательское агентство CNews, вместе с проведением традиционной оценки рынка ИТ-услуг и публикацией рейтинга ведущих компаний, решило оценить корректность данных. Разработка методологии оценки была заказана автору.

Рынок ИТ принято делить на три крупных категории: оборудование, программное обеспечение (ПО) и ИТ-услуги. Для производства оборудования достаточно оценить производственные мощности завода-производителя. В российской действительности данные оценки являются излишними, т.к. все производство в основном сводятся к сборке компьютерного оборудования. Все же комплектующие импортируются в Россию, при этом список вендоров (поставщиков), занимающихся производством и импортом «железа», весьма ограничен. Это гигантские международные «монстры», типа IBM, Cisco, SUN и др. Данные компании без проблем предоставляют точную информацию о поставках и продажах оборудования по различным направлениям.

С поставками ПО в России все обстоит примерно так же, за тем небольшим исключением, что софтверных компаний в России значительно больше. Однако, их вклад довольно невелик по сравнению с мировыми гигантами.

Наиболее же интересным является направление ИТ-услуг. Практически все игроки на этом рынке – отечественные компании, нелюбящие предоставлять отчетность. С другой стороны, именно развитость этого направления дает возможность судить об уровне ИТ в стране. Сюда принято относить все, что не является чистыми продажами «железа» и программного обеспечения. Именно на ИТ-услуги приходится более половины всего оборота ИТ-рынка. Важность оценок данного сегмента и его игроков трудно переоценить.

Существует много методов оценки этого рынка. Например, по количеству и стоимости проектов в различных вертикальных секторах. Но эти данные в условиях закрытости информации достать крайне сложно. Для сектора ИТ-услуг наиболее простая оценка может быть сделана через количество существующих в компании консультантов по формуле:

Vi= Ni*Xi*n*k*365,

где Vi – оборот компании в год; Xi – средняя стоимость консультанто-часа; Ni – численность консультантов в компании (здесь мы исходим из предположения, что компании честно предоставляют информацию о количестве консультантов в штате); n – длительность среднего рабочего дня (по ТК рабочий день не должен превышать 8 часов; в случае нехватки квалифицированных сотрудников и большого количества проектов — что является нормой для российского сектора ИТ – средняя длительность дня консультанта в день составляет 10 часов); k – коэффициент амортизации сотрудника (больничные, выходные, праздники). Средний коэффициент амортизации сотрудника составляет 0,6, максимальный – 0,7 (в этом коэффициенте не учитывается простой консультанта в отсутствие профильного проекта).

Наиболее сложным является определение стоимости специалиста по разным категориям ИТ-услуг, так как диапазон разброса цен по разным направлениям ИТ-услуг может достигать 300%, что превышает разброс аналогичных значений для рынков большинства стран мира. Это говорит о проявлении значительной незрелости российского ИТ-рынка. Столь высокий разброс цен на однотипные контракты, реализуемые специалистами сопоставимых уровней компетенции, свидетельствуют о существенном влиянии нерыночных механизмов при заключении сделок. Поэтому непрозрачность рынка частично выражается в настойчивом сокрытии контрактных цен, что препятствует их упорядочиванию и снижению. Более того, проводимые клиентами тендеры совершенно не способствуют открытости или снижению цен, поскольку зачастую клиентам в отсутствие других предложений приходится выбирать между завышенными и сильно завышенными ценами.

Клиенты российских ИТ-специалистов, в своем подавляющем большинстве свято хранящие тайну цен заключаемых ими контрактов, в итоге не только снова и снова переплачивают при заключении новых контрактов, но и вынуждены потом работать над реализацией проектов с неэффективными ИТ-специалистами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, в России более 94% ИТ-проектов, проходят со срывами сроков реализации.

Колоссальный разброс цен, закрытость в ценообразовании и нерыночные механизмы борьбы с более конкурентоспособными предложениями позволяют успешно работать на рынке и малоэффективным поставщикам. В результате компании, инвестирующие средства в эффективную организацию своего бизнеса, вполне реально могут проигрывать менее эффективным конкурентам, что ведет к негативной селекции российских ИТ-специалистов.

На фоне данных проблем исследование, проведенное Сообществом независимых аналитиков «Линекс», имеет очень высокую значимость. Кратко ознакомимся с результатами данного исследования:

  • проанализирована динамика цен на ИТ-услуги в мире и в России. До 2005 года мировые цены испытывали тенденцию к снижению. Однако в 2006 году ситуация изменилась – падение цен сменилось их ростом. В России цены как росли, так и продолжают расти (см. рис. 1).
  • Рис. 1. Изменение цен на ИТ-услуги в мире, 1999-2005 гг.

    Источник: Сообщество независимых аналитиков «Линкес».

  • рассчитан разброс цен на специалистов ИТ-услуг для российского рынка на 2006 год (см. рис. 2)
  • Рис. 2. Цены на российские ИТ-услуги по разным категориям в 2006 году

    Источник: Сообщество независимых аналитиков «Линкес».

    Для оценок использовались средние цены, при этом компании распределялись по группам: Топ-20; ИТ-специалисты 1-го эшелона (наиболее влиятельные игроки российского рынка ИТ-услуг, обычно такие компании также являются лидерами по объему представляемых ими услуг в своей области); ИТ-специалисты 2-го эшелона (остальные специалисты).

    Таблица 1

    Анализ средних цен ИТ-специалистов по всем видам услуг

    Категории ИТ-услуг
    Средние цены Топ-20
    Диапазон цен для Топ-20
    Средние цены 1-го эшелона, как % от средних цен Топ-20
    Диапазон цен
    Средние цены 2-го эшелона, как % от средних цен Топ-20
    Диапазон цен
    Средние международные цены, как % от средних цен Топ-20
    Диапазон цен
    Обслуживание и поддержка
    $318
    23-226%
    113%
    60-153%
    54%
    23-108%
    151%
    36-226%
    Разработка
    $486
    20-244%
    113%
    77-160%
    58%
    20-99%
    164%
    59-244%
    Системная интеграция
    $649
    23-216%
    122%
    71-207%
    59%
    23-104%
    169%
    68-216%
    Внедренческий консалтинг
    $902
    27-245%
    132%
    93-245%
    59%
    27-96%
    167%
    67-245%
    ИТ-консалтинг
    $1 252
    25-215%
    129%
    84-215%
    55%
    25-85%
    160%
    85-215%
    БП консалтинг [1]
    $1 985
    23-162%
    141%
    119-162%
    65%
    23-126%
    131%
    89-162%
    Средние проектные цены
    $777
    24-188%
    123%
    81-159%
    63%
    24-131%
    141%
    53-188%
    Источник: Сообщество независимых аналитиков «Линкес».

    Если воспользоваться результатами данного исследования применительно к имеющимся рейтингам, то получим следующую картину: выручка от направления ИТ-консалтинга для небольшой компании или компании, внедряющей ПО, будет составлять:

    Vmin= Ni*32*n*k*365.

    Максимально возможный оборот топовой компании:

    Vmax= Ni*150*n*k*365.

    Соответственно, средней оборот консалтингового направления в ИТ-компании будет составлять:

    Vmiddle= Ni*91*n*k*365.

    В итоге получаем:

    Vmax = Ni*150*10*0,7*365

    Vmiddle= Ni*91*8*0,6*365

    Таким образом, мы можем оценить максимально возможный и усредненный по рынку обороты каждой компании от ИТ-консалтинга за год. Если при этом знать основное направление деятельности компании, то диапазон значений можно сузить еще больше, взяв за базу более точный диапазон цен на услуги соответствующих специалистов.

    Если оборот компании выше среднего, то степень соответствия рынку оценим по следующей формуле:

    .

    Результат показывает, во сколько оборот компании выше возможного среднего, в процентах от максимально возможного превышения.

    Если оборот компании ниже среднего, то степень соответствия рынку оценим по следующей формуле:

    .

    Результат показывает, во сколько оборот компании ниже возможного среднего, в процентах от возможного среднего оборота.

    Кроме того, логично было бы предположить, что данный результат для рынка в целом должен быть равен 0. Поэтому, посчитав его для рынка в целом по той же формуле, можно скорректировать результаты по каждой компании на это значение.

    Интерпретировать эти результаты можно следующим образом:

    Р < -1 - заявленный компанией оборот значительно ниже среднерыночного (Возможные причины: отсутствие контрактов, оказание недорогих услуг);

    -1 < P <0 - заявленный оборот ниже среднерыночного;

    0 < P <1 - заявленный компанией оборот выше среднерыночного, но находится в пределах максимально возможного оборота;

    P > 1 - заявленный компанией оборот превышает максимально возможный.

    Результаты таких оценок можно посмотреть на любом стандартном рейтинге. Для примера изучим рейтинг CNews, опубликованный в 2007 году. Проанализируем ведущие компании российского рынка ИТ консалтинга и проанализируем их по представленной выше схеме. В результате можно увидеть следующее:

    Таблица 2

    Ведущие ИТ-консультанты России


    Название компании (Москва)
    Совокупная выручка от оказания услуг консалтинга и аудита в сфере ИТ в 2006 г., тыс.руб. (1)
    Совокупная выручка от оказания услуг консалтинга и аудита в сфере ИТ в 2005 г., тыс.руб. (2)
    Рост 2006/2005
    Штатная
    числен
    ность
    консуль
    тантов,
    2006
    Максимально возможная совокупная выручка от оказания услуг консалтинга и аудита в сфере ИТ (Vmax), тыс. руб.
    Усредненная совокупная выручка от оказания услуг консалтинга и аудита в сфере ИТ (Vmiddle, тыс. руб.
    Коэф
    фициент
    соот
    ветствия
    расчет
    ным
    показа
    телям
    выручки
    1
    IBS
    4 452 100
    3 138 465
    41,86
    1565
    16 302 190
    6 781 711
    -0,3
    2
    ТехноСерв А/С
    2 789 425
    5 898 783
    -52,71%
    205
    2 135 431
    888 339
    1,6
    3
    R-Style
    2 435 600
    н/д
    н/д
    860
    8 958 392
    3 726 691
    -0,3
    4
    Компьюлинк
    2 221 069
    1 689 300
    31,48%
    986
    10 270 901
    4 272 695
    -0,4
    5
    Борлас
    2 100 875
    1 444 608
    45,43
    672
    7 000 046
    2 912 019
    -0,2
    6
    АйТи
    2 031 980
    1 695 841
    19,82%
    540
    5 625 037
    2 340 015
    -0,1
    7
    Крок
    1 935 572
    1 156 388
    67,38%
    245
    2 552 100
    1 061 674
    0,6
    8
    OXS
    1 670 838
    966 649
    72,85%
    130
    1 354 176
    563 337
    1,4
    9
    Ай-Теко
    1 595 188
    971 280
    64,24%
    179
    1 864 596
    775 672
    0,8

    Как видно из таблицы, фактически все компании объявили обороты в пределах допустимых значений. Исключением являются OXS и ТехноСерв А/С. Данные компании являются достаточно непрозрачными, большая доля оборота приходится на проектные поставки. Вероятно, последний фактор объясняет сильное преувеличение в объявленных доходах. Как говорилось ранее, многие компании учитывают доход от проектных поставок в категории ИТ-услуг, в итоге получается двойной счет в расчетах и оценка рынка ИТ становится некорректной.

    Полученная методика является достаточно точной и проверенной автором на практике при исследовании ИТ-рынка для международной компании IDC и исследовательской российской компании CNews. Как и в любой другой методологии, существует ряд ограничений. Например, стоимость специалистов в компании может существенно отличаться от рыночной. Так же данная методика не может учитывать коррупционные схемы или другие сильные отклонения от нормы.

    Данный метод является важным при исследовании рынка информационных технологий, так как позволяет не только определить оборот той или иной компании в зависимости от количества консультантов каждого направления, но и оценить, сколько нужно консультантов для открытия какого-то направления, а также реализации конкретного проекта.


    Источники:

    1. Исследование Economist Intelligence Unit «Влияние ИКТ на экономику» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.microsoft.com/Rus/Government/analytics/EUI/part1.mspx. – Загл. с экрана.
    2. Как превратить знания в стоимость: Решение от IBM Institute for Business Value / Составители: Э.Лессер, Л.Прусак : пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2006.
    3. Отчеты Международного исследовательского агентства IDC, российского исследовательского агентства Cnews, сообщества
    независимых аналитиков «Линекс».

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:50:10