Становление национальной системы квалификаций в России

Брагина З.В.1, Никерина Е.В.2, Кабанова Л.В.3
1 Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
2 Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области
3 Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2018)

Цитировать:
Брагина З.В., Никерина Е.В., Кабанова Л.В. Становление национальной системы квалификаций в России // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 3. – С. 699-714. – doi: 10.18334/et.5.3.39287.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36366087

Аннотация:
Цель статьи: показать необходимость и возможность организации непрерывной и согласованной деятельности организаций, участвующих в формирования квалификации специалиста. В статье рассмотрен мировой опыт национальных квалификационных структур. Показано, что национальные системы квалификаций дают возможность всем категориям заинтересованных сторон, включая студентов, их родителей, работодателей, работников, кандидатов на обучение из числа взрослого населения, определить свои предпочтения в отношении способов освоения квалификаций и получить признание освоенной квалификации. Представлено становление национальной системы квалификаций (НСК) в России дан анализ барьеров этого процесса и пути их преодоления. Приведены практические результаты выполнения государственных решений о становлении НСК в одном из депрессивных регионов - Костромской области. Анализ опыта создания региональной системы независимой оценки квалификаций позволил выделить четыре обособленных, но взаимосвязанных блока: выстроена организационная структура региональной НСК; созданы организации, непосредственно осуществляющие оценку квалификаций; задействована эффективная технология управления процессом – программное управление; разработана и действует система контроля и анализа хода выполнения государственных решений по развитию НСК в регионе. В каждом блоке представлен механизм его функционирования В анализе проблемы авторы используют системный подход, что привело к выводу необходимости переосмысления ценности формального и неформального обучения, значения профессионального опыта, как активных технологий формирования квалификаций, а так же, признание того, что и сама «квалификация» подвергается интенсивной корректировке, на которую адекватно может ответить только непрерывная и согласованная деятельность организаций, участвующих в её формирования.

Ключевые слова: непрерывное образование, постиндустриальная экономика, квалификация, система образования, Национальная система квалификаций, рынок труда компетенции, компетентностная парадигма образования, профессиональный опыт, центры оценки квалификаций

JEL-классификация: J24, I29, J20, I20

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...

Источники:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» / Российская газета. - Федеральный выпуск №7014 (146). – 2016. - 6 июля
Путин В.В. Совещание по вопросу разработки профстандартов 9 декабря 2013 года. Портал Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19812.
Совещание с членами Правительства. 14 июля 2016 года. Портал Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52510.
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: http://socdep.adm44.ru/dep/z_people/index.aspx.
Портал ТПП Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: https://kostroma.tpprf.ru/ru/mobile/news/248958.
Портал центра оценки квалификаций ЖКХ Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.xn---44-vddscy4dd.xn--p1ai/about/o-nas.html.
Портал департамента АПК Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkkostroma.ru/news/9018a24c-40bc-42d2-8164-2c17d9de7dcf.aspx.
Ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования Костромской области на 2017-2019 годы». Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/446255178.
Указ Президента РФ от 16.04.2014 N 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161826.
Песков Д. Вузы больше не являются основным поставщиком кадров для национальной экономики. Портал Агентства Стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/6113.
Доклад академика В.А. Садовничего на заседании НСПК 28 июня 2016 г. (презентация). Портал Ассоциации классических университетов России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.acur.msu.ru/ru/nsk_main.php#matters_nspk.
Национальная система квалификаций: смыслы, достижения,. Портал Центра экономического развития и сертификации - ЦЭРС ИНЭС Р. [Электронный ресурс]. URL: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=5485#ixzz5KBo2MZoE .
13. Андрух О.Н., Чандунели М.К. Оценка удовлетворенности потребителей услуг в сфере профессионального образования // Известия института инженерной физики. – 2014. – № 31. – С. 94-97.
14. Кононенко Т.Е., Бондаренко О.В Особенности рынка образовательных услуг и проблема взаимодействия вузов с работодателями // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 53-55.
Портал Cовета по профессиональным квалификациям в области информационных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://spk-it.ru/news/?ELEMENT_ID=2317.

Страница обновлена: 15.09.2023 в 05:25:10