Анализ современных проблем управления государственным образовательным учреждением

Ланцева Т.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (25), Январь 2009

Цитировать:
Ланцева Т.В. Анализ современных проблем управления государственным образовательным учреждением // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 1. – С. 93-96.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11741325
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В последнее время в нашей стране был проведен ряд реформ всех сфер жизнедеятельности, целью которых было всестороннее развитие рыночных отношений. Естественно, что этот процесс затронул и сферу образования, причем от начального его уровня до высшего.

Ключевые слова: инновации, высшее образование, образование, инновационное управление вузом, научные организации



В последнее время в нашей стране был проведен ряд реформ всех сфер жизнедеятельности, целью которых было всестороннее развитие рыночных отношений. Естественно, что этот процесс затронул и сферу образования, причем от начального его уровня до высшего.

К факторам, которые определяют необходимость реформ системы образования, можно отнести следующие изменения [1]:

- стремительный рост человеческих знаний;

- усиление конкуренции на локальных и мировых рынках;

- усложнение окружающей среды организации;

- сокращение времени реакции на вызов окружающей среды;

- ориентация производства услуг и товаров на индивидуальные потребности клиентов;

- глобализация бизнеса.

Интересы образовательных учреждений, условия их существования постоянно меняются, и поэтому не может оставаться неизменной система управления ими. Именно система управления образовательными учреждениями особенно нуждается в перестройке, так как ныне используемые инструменты и методы управления не позволяют в должной степени адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Сегодня становится ясно: чтобы выжить в условиях рынка, образовательные учреждения должны перейти на маркетинговое управление, принимать решения во всех сферах деятельности вуза, обеспечивающие нормальное функционирование.

Естественно, что для осуществления деятельности образовательному учреждению нужны определенные ресурсы, которые объективно необходимы вузу для поддержания деятельности и развития. Очевидно, что среди всех потребностей базовыми являются экономические потребности, прежде всего финансовые. Если провести классификацию потребностей образовательного учреждения и выстроить их иерархию, то финансовые потребности будут лежать в основании иерархии:

Рис. 1. Иерархия потребностей высшего учебного заведения

Как уже было замечено, фундаментом иерархии являются финансовые потребности; следующая ступень иерархии – потребность в человеческих ресурсах: преподавательских кадрах и административных сотрудниках; третья ступень – потребность в экономической безопасности; последняя (высшая) ступень – потребность в общественном признании вуза.

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – от низших к высшим. Потребности более высокого порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит государственное образовательное учреждение на вершину пирамиды – полную самореализацию.

Финансовые потребности государственного образовательного учреждения являются потребностями «низшего» порядка и должны удовлетворяться в первую очередь, ведь от них зависит само существование вуза и его «выживание» в системе рыночных отношений.

Действительно, главная проблема высшего образования – это недостаточное бюджетное финансирование. В этих условиях важным источником обеспечения потребностей и развития государственных образовательных учреждений становится привлечение внебюджетных средств за счет предоставления платных образовательных услуг. И хотя в настоящее время существует достаточно много споров о платном образовании, тем не менее, это основной способ адаптироваться к условиям рынка и выжить.

Мировой опыт свидетельствует, что ценность работника как носителя человеческого капитала, то есть уровень оплаты его труда, зависят от качества полученного образования и даже от того, какое конкретно учебное заведение специалист окончил. Но в то же время, научные работники и преподаватели высших учебных заведений, даже самых престижных, все равно оплачиваются в России существенно ниже, чем квалифицированные рабочие, не говоря уже о западных коллегах [5].

Сегодня нужны новые подходы в системе образования, которые смогут помочь:

- молодым людям получить качественное образование;

- преподавателям давать такое востребованное образование.

Необходимы новые подходы к обучению и новые программы, новые формы оплаты труда преподавателей.

В настоящей работе предлагается к обсуждению вариант повышения эффективности работы преподавательского состава, повышения качества образования. Для этого представляется целесообразным использовать в качестве дополнительной критериально-бонусную систему оплаты труда преподавателя на всех стадиях обучения.

В качестве примера приведен один из разрабатываемых вариантов оплаты труда преподавателя на всех стадиях подготовки специалиста [3].

1. На первой стадии формирования базы знаний у студента оплата труда преподавателя должна производится в студенто-часах, то есть сколько студентов прослушало лекции – столько получает преподаватель из расчета стоимости 1 человеко-часа. При этом студенты сами выбирают, у какого преподавателя они будут слушать лекции.

2. На второй стадии оплата производится по количеству студентов, сдавших уровневую тестовую базу. Уровневая тестовая база – это не менее 1000 тестов по каждой дисциплине. Тесты первого уровня должны охватывать весь пройденный материал, успешная сдача теста означает только получение удовлетворительной оценки. Для получения оценки «хорошо» студент сдает тесты второго уровня, «отлично» – третьего или же (по желанию) экзамена комиссии. Каждому уровню выбирается своя шкала, суммарная оплата работы преподавателя осуществляется по сумме набранных балов у студентов каждого уровня.

3. Научно-методологическая работа преподавателя учитывает разработанные им тесты, методички, написанные научные статьи, учебники.

4. Уровень образования преподавателя оценивается по ученой степени, званию, то есть может быть использована существующая практика.

5. Стадия конечной оценки теоретических знаний студента – это государственный экзамен, диплом.

6. Завершающая стадия – это реализации продукта – востребованность специалистов по коммерческим договорам.

Представляется целесообразным, что данная методика оплаты труда преподавателей позволит повысить заинтересованность студентов и преподавателей в повышении качества образования и разрешит проблему эффективного использования инвестиций.

Очевидно, что расширение платного образования и в дальнейшем переход российских вузов на полностью платное образование существенно увеличит финансовые возможности образовательных учреждений и позволит им эффективно реализовывать собственные потребности [2].

Но это не значит, что бремя оплаты высшего образования должно полностью лечь на плечи студента или его родителей. Необходимо расширить спектр возможных инвесторов.

В настоящее время финансирование высшего образования может осуществляться из трех источников [4]:

- сам студент или его родители;

- заинтересованные некоммерческие организации;

- коммерческие организации.

К сожалению, два последних источника финансирования высшего образования пока в России либо практически не используются, либо используются очень незначительно, так как нет заинтересованности со стороны внешних структур.

В сложившейся ситуации резкого недофинансирования государством высшего образования, единственным правильным выходом представляется налаживание эффективных связей вузов с коммерческими организациями. Эта схема выглядит привлекательной для обеих сторон: коммерческие фирмы инвестируют деньги в подготовку человеческого капитала, а вузы готовят квалифицированный кадровый потенциал для бизнес-структур, согласовывая с заказчиками учебные программы подготовки специалистов. Именно так функционирует система заказов кадров.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- для успешного функционирования высших учебных заведений в условиях рыночной экономики, в первую очередь, необходимо удовлетворение их базовых потребностей в финансовых средствах;

- для повышения эффективности работы преподавательского состава возможно изменение системы оплаты труда работников высших учебных заведений в зависимости от личного вклада в подготовку будущих специалистов;

- в условиях государственного недофинансирования высших учебных заведений, целесообразно привлечение к взаимно выгодному сотрудничеству всех возможных источников инвестиций.


Источники:

1. Охотенко М.А. Условия функционирования образовательных учреждений при рыночных отношениях» // научно-методический
журнал «Экономика образования». – Тверь. – 2007.– № 2.
2. «Фурсенко заявил о сокращении бюджетных мест в вузах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.lenta.ru.
3. Жуликов П.П., Ланцева Т.В. Пути повышения эффективности образования в российской высшей школе // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и будущая Россия». – М. : ИНИОН, 2008.
4. Ланцева Т.В. Новые подходы инвестирования в высшее образование : сборник трудов студентов и аспирантов «Современная экономическая наука: теория, практика, задачи, перспективы». – М. : МГУПИ, 2007.
5. Мазин А. Инвестиции в образование и рынок труда. – Россия перед вызовом ХХI века. – 2004.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:55:07