Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2018
DOI: 10.18334/rp.19.5.39105

Особенности глобального рынка информационных товаров

Тагаров Бато Жаргалович, доцент кафедры экономической теории и институциональной экономики, Байкальский государственный университет, Россия

Features of the global information market - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 3

Тезисы:
• Причиной недостаточного внимания к роли информации в экономике в течение длительного времени было преобладание неоклассической модели, предполагавшей полную информированность субъектов рынка, а также незначительное влияние информационного фактора на экономический рост.
• Развитие науки и информационных технологий сделало информацию важнейшим фактором конкурентоспособности субъектов экономики.
• Повышение ценности информации обусловило рост спроса на информационные товары и развитие информационного рынка.
• Информационный рынок можно разделить на два подвида: рынки, товаром на которых является информация, имеющая ресурсный характер; рынки, где информация приобретается для удовлетворения потребностей индивида.
• Специфику функционирования информационного рынка определяет следующая черта информации: процесс передачи и тиражирования информации с развитием информационно-коммуникационных технологий становится практически мгновенным.
• В результате информационные рынки становятся глобальными, а их конкурентная среда приближается к совершенной конкуренции. Это приводит к выравниванию цен на простые информационные товары.
• Производство и тиражирование информации обладает сильным эффектом экономии от масштаба. Поэтому цена и целесообразность информационного продукта будут зависеть от объема его рынка сбыта.
• Создание информационного продукта, особенно наукоемкого, обладает высоким уровнем неопределенности. Неопределенными являются результат производства, период времени, необходимый для производства, и объем ресурсов.
• Высокий уровень неопределенности, связанный с производством нового информационного товара, затрудняет доступ к инвестициям. Поэтому важным источником финансирования производства наукоемкой информации во всем мире является государство.

Аннотация:
В статье рассмотрены подходы к определению информации как экономической категории. Показано изменение взглядов на информацию в связи со становлением информационной экономики и приведены ее основные черты. Выделены основные виды информационного предпринимательства и основные направления ее применения в предпринимательской деятельности, а также в жизни населения. Определены специфические черты информационных товаров. Рассмотрены основные последствия специфики информации как товара для предпринимательской деятельности и экономики в целом. Проведен анализ различий рынков простых и сложных информационных товаров и влияния глобализации информационного рынка на конкурентоспособность развитых и развивающихся стран.

JEL-классификация: D40, D83, L15

Цитировать публикацию:
Тагаров Б.Ж. Особенности глобального рынка информационных товаров // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 5. – С. 1425-1436. – doi: 10.18334/rp.19.5.39105

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Белл Д. Социальные рамки информационного общества. / Социология: хрестоматия для вузов/ Кравченко А.И. - М.: Академический Проект: Фонд "Мир", 2004. – 106-122 с.
Информационная индустрия в России. Issek.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/209633223.html.
Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова; Под ред. Г.Н. Поварова. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стра, 1983. – 354 с.
Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. / Математическая теория связи. - М.: ИИЛ, 1963. – 830 с.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М., 2000. – 607 с.
Нижегородцев Р.М. Информационная экономика. / Кн. 2: Информационная Вселенная: Управление беспорядком. - М., 2002. – 163 с.
Тагаров Б.Ж. Информационная экономика: сущность и методические основы оценки развития. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 136 с.
8. Горев В.П. «Новая» экономика и старая политэкономия // Известия иркутской государственной экономической академии. – 2012. – № 2(82). – С. 5-8.
9. Платонов В.В. «Парадокс Солоу» двадцать лет спустя, или об исследовании влияния инноваций в информационных технологиях на рост производительности // Финансы и бизнес. – 2007. – № 3. – С. 28-38.
10. George A. Akerlof The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // Quarterly Journal of Economics. – 1970. – № 3. – С. 488-500.
11. Rothschild M. Stiglitz J.E. Equilibrium in Competitive Insurance Markets: An Essay on the Economics of Imperfect Information // Quarterly Journal of Economics. – 1976. – № 4. – С. 629-649. – doi: 10.2307/1885326.
12. Грибанова Н.Н. Шуплецов А.Ф. Особенности планирования и прогнозирования компаний на основе информационных моделей // Baikal Research Journal. – 2017. – № 3. – С. 8. – doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).8..
Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. - СПб.: Экономикус, 2008. – 352 с.
Бернстайн У. Манифест инвестора: Готовимся к потрясениям, процветанию и всему остальному. - М.: Альпина Паблишер, 2013. – 229 с.
15. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. – 1962. – № 5-2. – С. 9-49. – doi: 10.1086/258724.
Оставят без куска хлеба: россиянам пересчитают прожиточный минимум. Gazeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/01/10/11608472.shtml.
17. Шавкунова И.С. Культурные и личностные детерминанты стратегии принятия экономических решений // Психология в экономике и управлении. – 2017. – № 2. – С. 18-25. – doi: 10.17150/2225-7845.2017.9(2).18-25.
18. Анохов И.В. О категории интереса в экономической теории // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2010. – № 3. – С. 5-8.
Зарплаты в научно-образовательном секторе разных стран: сравнительный анализ. Trv-science.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://trv-science.ru/2009/03/03/zarplaty-v-nauchno-obrazovatelnom-sektore-raznykh-stran-sravnitelnyjj-analiz/#_ftn1.
Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. - М.: Высшая школа экономики, 2011. – 384 с.
22. Чжан Д. Современное состояние цифровой экономики в Китае и перспективы сотрудничества между Китаем и Россией в области цифровой экономики // Власть. – 2017. – № 9. – С. 37-46.
Индекс NASDAQ Composite. World.investfunds. [Электронный ресурс]. URL: http://world.investfunds.ru/indicator/view/264/.
Сколько тратят на НИОКР государство и бизнес. Ect-center.com. [Электронный ресурс]. URL: http://ect-center.com/blog/rashodi-niokr..
Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы науки: 2018. / статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 320 с.