Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2018
DOI: 10.18334/ce.12.5.39032

Поведение субъектов рынка образования в условиях асимметричной информации

Тагаров Бато Жаргалович, Доцент кафедры экономической теории и институциональной экономики, Байкальский государственный университет, Россия

Behavior of education market subjects under conditions of asymmetric information - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 9

Тезисы:
• Из-за асимметрии информации на рынке труда особую важность для соискателя имеет возможность подачи информационного сигнала о своем качестве работодателю.
• Главным сигналом, снижающим асимметрию информации, на рынке труда является документ об образовании.
• Спрос на рынке высшего образования обусловлен не желанием получить знания и профессиональные навыки, а желанием получить документ об образовании.
• Специалисты вынуждены нести дополнительные издержки на получение образования, даже если оно не увеличит эффективность их труда.
• Для того чтобы диплом был эффективным информационным сигналом, необходимо выполнение двух условий: во-первых, он должен быть доступен для «хороших учеников» и недоступен для «плохих»; во-вторых, работодатель должен знать о трудности получения диплома в этом учебном заведении.
• Процесс обучения в вузе и итоговые испытания, которым подвергается выпускник, можно рассматривать как тест на уровень интеллекта и силу воли.
• Целью учебного заведения становится не качественное обучение учащихся, а превращение своего диплома в сигнал о хорошем качестве выпускника.
• Поскольку на рынке образования присутствует асимметрия информации, учебное заведение инвестирует средства не в повышение качества обучения, а в создании информации о высоком качестве обучения.
• В результате, взаимосвязь между наличием документа об образовании и реальной производительности соискателя становится незначительной.

Аннотация:
В данной статье автор рассматривает проблему асимметрии информации на примере рынка образования. В работе проводится анализ целей учебного заведения в условиях асимметрии информации на рынке труда. Отмечается, что большинство покупателей образовательных услуг интересуют не знания и навыки, а сигнальная функция документа об образовании. Формулируются условия эффективности документа об образовании, как средства снижения асимметрии информации. Исходя из данных условий, автор проводит анализ стратегии учебного заведения. Показывается влияние асимметрии информации между учебным заведением и целевой аудиторией на качество образования. В заключение автор делает вывод о характере зависимости производительности труда работника и уровнем его образования.

JEL-классификация: D22, D82, I21

Цитировать публикацию:
Тагаров Б.Ж. Поведение субъектов рынка образования в условиях асимметричной информации // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 5. – С. 607-618. – doi: 10.18334/ce.12.5.39032

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Vickrey W. Agenda for Progressive Taxation. - New York: The Ronald Press Company, 1947. – 496 с.
2. Mirrlees J.A. The Theory of Moral Hazard and Unobservable Behaviour // The Review of Economic Studies. – 1999. – № 1. – С. 3-21.
3. Эрроу К.Дж. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. – 1995. – № 5. – С. 98-107.
4. George A. Akerlof The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics. – 1970. – № 84(3). – С. 488-500.
5. Spence M. Job market signaling // Quarterly Journal of Economics. – 1973. – № 87(3). – С. 355-374.
6. Rothschild M., Stiglitz J.E. Equilibrium in Competitive Insurance Markets: An Essay on the Economics of Imperfect Information // Quarterly Journal of Economics. – 1976. – № 90(4). – С. 629-649.
7. Дженсен М., Меклинг X. Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия. Менеджмент. – 2004. – № 4. – С. 118-191.
8. Былков В.Г. Предложениe на рынке труда: методология, природа формирования // Baikal Research Journal. – 2017. – № 4. – С. 1. – doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).1.
Мир без высшего образования для всех может стать лучше. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/32308-mir-bez-vysshego-obrazovaniya-dlya-vseh-mozhet-stat-luchshe.
10. Суходолов А.П. «Прагматический поворот» траектории развития высшей школы: уроки истории // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2016. – № 2. – С. 167-174. – doi: 10.17150/1993-3541.2016.26(2).167-174.
11. Озерникова Т.Г. Пензина О.Н. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе // Baikal Research Journal. – 2018. – № 1. – doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.
12. Голиков Ю.А., Сульгина Л.Ю. Изменение цены товара под воздействием асимметрии информации // Российское предпринимательство. – 2011. – № 8. – С. 142-146.
13. Бурденко Е.В. Экономика знаний и интеграция российского образования в европейский рынок образовательный услуг // Креативная экономика. – 2017. – № 11. – С. 1107-1122. – doi: 10.18334/ce.11.11.38485.
14. Дондоков С.Б. Недобросовестное поведение вузов в образовательных отношениях // Вопросы экономики и права. – 2010. – № 11. – С. 73.
Бородина Д.Р., Гохберг Л.М., Жихарева О.Б. и др Образование в цифрах: 2017. / краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 80 с.
16. Соколова Л.Г. Концепция роста производительности в Российской Федерации // Baikal Research Journal. – 2017. – № 2. – doi: 10.17150/2411- 6262.2017.8(2).25.