Качество человеческого капитала организации и его структура

Шабурова А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (27), Март 2009

Цитировать:
Шабурова А.В. Качество человеческого капитала организации и его структура // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 3. – С. 28-31.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838114
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время в России складывается устойчивая система всеобщего управления качеством. Главной идеей относительно использования человеческого капитала в данной системе является обеспечение активного соучастия работников предприятий в процессе совершенствования качества посредством их мотивированного вовлечения. Поэтому философия всеобщего управления качеством на современном этапе должна затрагивать вопросы, касающиеся именно качества человеческого капитала организации.

Ключевые слова: человеческий капитал, управление качеством, качество человеческого капитала, структура человеческого капитала

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время в России складывается устойчивая система всеобщего управления качеством. Главной идеей относительно использования человеческого капитала в данной системе является обеспечение активного соучастия работников предприятий в процессе совершенствования качества посредством их мотивированного вовлечения. Поэтому философия всеобщего управления качеством на современном этапе должна затрагивать вопросы, касающиеся именно качества человеческого капитала организации.

Ведущие специалисты в области качества, такие как Дж. Джуран, Э. Деминг, Ф. Фейгенбаум, Ф. Кросби, Г. Тагучи рассматривают категорию качества с трех точек зрения: потребителя, производителя и общества. Аристотель выделял следующие виды качества: устойчивое и переходящее, природное и приобретенное и др., в современной теории управления качеством выделяют его различные типы в зависимости от того или иного классификационного признака (рис. 1) [1].

Применительно к исследованию категории «качество человеческого капитала» целесообразно применять системный подход.

Рис.1. Классификация типов качества [1]

На уровне предприятия качество рабочей силы целесообразно обсуждать как качество отдельного работника [2].

Проблема повышения качества человеческого капитала встала в настоящее время в ряд первоочередных по следующим причинам:

- глубина и продолжительность системного кризиса в РФ указывает на фактическую невозможность выхода из него любым иным путем, кроме как на принципиально ином качестве социально-экономического развития;

- вступление развитых стран в фазу постиндустриального развития с одновременным усилением зависимости экономики РФ от системы международного разделения труда.

Значимость проблемы качества рабочей силы в современной экономике России обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, это угроза деградации и исчерпания человеческого капитала страны, что связано, в первую очередь, с низким уровнем жизни основной массы населения, сокращением его численности, падением качества массового образования и здравоохранения. Воспроизводство качественной рабочей силы, рост качества человеческого капитала возможны лишь при более полном удовлетворении потребностей людей в жизненных средствах, обеспечивающих накопление знаний, умений, навыков и других способностей человека.

Bo-вторых, проблема также обусловлена становлением рыночных отношений в сфере труда, что приводит к возникновению ряда противоречий, связанных, прежде всего, с несоответствием сложившейся профессионально-квалификационной структуры кадрового потенциала предприятий страны новым видам труда, требующим иных, более качественных профессиональных и квалифицированных способностей человека. Выполнение этих видов труда происходит преимущественно специалистами, имеющими низкий уровень подготовки.

В-третьих, влияет и низкая доля человеческого капитала в национальном богатстве страны. В России богатство создается в основном за счет природного капитала, который из-за низкого качества человеческого и воспроизводственного капиталов неэффективно используется в экономике, а функционирование наиболее сложных, наукоемких видов производств, научных исследований – свертывается.

Именно в этих сферах деятельности возрастает потребность в человеческом капитале более высокого уровня, в инновационной активности людей, что в свою очередь содействует росту качества трудовых ресурсов страны.

Важнейшими составляющими качества человеческого капитала организации, которые могут быть самостоятельными объектами управления, являются:

- качество профессионально-квалификационных способностей работника;

- качество интеллектуальных способностей работника;

- качество духовных способностей работника;

- функциональное качество труда работника.

При управлении этими составляющими важны два элемента, на которые необходимо воздействовать:

- развитие ключевых компетенций работника, которые он приобретает в процессе своей подготовки при различных формах обучения, переобучения, повышения квалификации и которые необходимы организации;

- соответствие имеющихся способностей работника видам и сложности выполняемого им труда, устанавливаемых при обмене и использовании.

Концепция автора в отношении структурных элементов, определяющих качества человеческого капитала организации, представлена на рис. 2.

Рис. 2. Качество человеческого капитала организации

Таким образом, качество человеческого капитала будет определяться качеством трудового потенциала работника, компетентностью, производительностью и сложностью его труда.

На взгляд автора, складывающаяся в экономике России ситуация с качеством человеческого капитала во многом обусловлена тем, что на многих предприятиях не изменён подход, рассматривающий работника как объект дешевой рабочей силы, за счет которого можно снизить себестоимость продукции, уменьшив заработную плату и вложения в него. Это неизбежно влечет за собой использование малообученного персонала и, с другой стороны, не позволяет работодателям получать высокие доходы, так как имеющиеся работники не готовы к использованию современного оборудования, внедрению инноваций, производству качественной продукции.


Источники:

1. Салимова Т.А. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2007.
2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М. : Норма, 2003.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:59:07