Человеческий капитал - как фактор опережающего экономического развития

Хараева М.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (27), Март 2009

Цитировать:
Хараева М.С. Человеческий капитал - как фактор опережающего экономического развития // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 3. – С. 20-27.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838113
Цитирований: 21 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
На различных этапах развития человечества определенные факторы играли свою роль в судьбе наций и народов. Человек, его потенциал в ХХI веке становятся главной движущей силой развития экономики, концентрированным выражением национального и государственного могущества. Поэтому все инвестиции в человека, его интеллект и здоровье – физическое и духовное – становятся заранее выгодными для государства и общества. Соответственно инвестиции в культуру, образование, духовную сферу следует рассматривать, как высокоэффективные, экономические инвестиции, как инвестиции в человеческий капитал.

Ключевые слова: инновационное развитие, человеческий капитал, человеческий потенциал, интеллектуальный потенциал, инвестиции в человеческий капитал

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На различных этапах развития человечества определенные факторы играли свою роль в судьбе наций и народов. Человек, его потенциал в ХХI веке становятся главной движущей силой развития экономики, концентрированным выражением национального и государственного могущества. Поэтому все инвестиции в человека, его интеллект и здоровье – физическое и духовное – становятся заранее выгодными для государства и общества. Соответственно инвестиции в культуру, образование, духовную сферу следует рассматривать, как высокоэффективные, экономические инвестиции, как инвестиции в человеческий капитал.

Однако человеческим капиталом (ЧК) эти инвестиции становятся только в том случае, если приносят его владельцу определенный доход. Если же человек получает профессиональное образование и нигде не работает, не использует свои знания в целях получения дохода, то они представляют собой человеческий потенциал. «Человеческий капитал, – по мнению одного из создателей теории человеческого капитала Г. Беккера – это имеющийся у каждого трудоспособного человека запас знаний, навыков и мотиваций». Это определение довольно широко распространено. Вместе с тем, имеются и другие определения. В частности, американские авторы учебника «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи говорят о следующем: «Человеческий капитал есть мера воплощения в человеке способностей приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию». [5] В этом определении есть очень важное дополнение, а именно «способность приносить доход». А человеческий капитал есть мера этой способности. На наш взгляд, это более правильное определение человеческого капитала, соответствующее сущности понятия «капитал».

Вложения в ЧК в развитых странах мира выступают основным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности как на микро-, так и на макроуровнях. Накопление и сохранение ЧК, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки – вот главным условием достижения устойчивого развития экономики.

Анализ динамики, структуры и размеров инвестиций в человеческий капитал в ряде экономически развитых стран и в России существенно различается как по источникам, так и по направлениям вложений. Абсолютные цифры вложений в различные составляющие человеческого капитала отличаются на порядок, в результате чего в России сложилась деформированная структура инвестиций в формирование человеческого капитала, затрудняющая его и качественное и количественное воспроизводство. [1] При этом отдельные составляющие (например, потенциал здоровья, численность населения) подошли к катастрофическому уровню.

Научные разработки, проводившиеся в последние десятилетия в области исследования социально-экономических процессов, показывают, что в условиях информационного общества человеческий капитал является важнейшим и главным фактором воспроизводства национального богатства, а достаточное инвестирование в него является абсолютно необходимым приоритетом для любой национальной экономики.

Человеческие ресурсы стали определяющими для достижения конкурентных преимуществ современных экономик. По данным Мирового банка, основанным на изучении экономик 192 стран, только 16% экономического роста обусловлены физическим капиталом, 20% – природным, а 64% – человеческим. Таким образом, ЧК для инвестиций является стратегическим приоритетом и основополагающим фактором экономического роста. Мировой и отечественный опыт показывают, что для экономического подъема в стране наряду с инвестициями в физический капитал необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала.

Носителями человеческого капитала являются человеческие ресурсы: количество и качество людей, пригодных по своим медицинским, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы.

«Сама территория, как бы велика и богата ресурсами ни была, не является участником процесса конкуренции. Территория вступает в конкуренцию с другими территориями только при наличии достаточного количества людей, постоянно живущих на ней, считающих ее своей Родиной, сформировавшихся под влиянием ее культуры и истории. Только такие люди способны освоить первичные ресурсы территории и трансформировать их в конкурентоспособные ресурсы более высоких порядков. Поэтому конкурентоспособность населения страны и есть конкурентоспособность государства. Это значит, что при минимальных природных и иных конкурентоспособных ресурсах побеждает в соперничестве та страна, которая имеет более конкурентоспособное население.

…Конкурентоспособность государства исчисляется как частное от деления мощности человеческих ресурсов на произведение всех остальных ресурсов страны. Если человеческий капитал меньше, чем произведение всех иных ресурсов страны то коэффициент конкурентоспособности страны становится менее единицы. В этом случае страна проигрывает в конкурентной борьбе своим мировым соперникам, которые осваивают ее природные ресурсы на выгодных для себя условиях и невыгодных для страны собственника этих ресурсов. Если человеческий капитал (числитель) больше, чем произведение всех иных ресурсов страны (знаменатель), то коэффициент конкурентоспособности становится больше единицы, что предполагает победу в конкурентной борьбе с другими странами – владельцами аналогичных или иных ресурсов» [2].

Если экономический рост обеспечивается больше, чем на 60% за счет человеческого капитала, то формирование самого человеческого капитала на 2/3 зависит от профессионального образования, финансовых вложений в образование и науку. Финансовые вложения в образование хотя и растут в последние годы, но еще отстают от подобных вложений на одного человека в развитых странах. В условиях депопуляции населения в РФ это чревато отставанием России от лидирующих стран не только по количеству, но и по качеству подготавливаемых специалистов (на 10000 человек населения).

Анализ современных глобальных процессов, осуществленный российскими исследователями, в последние годы позволяет нам сделать некоторые выводы:

1. Существует необходимость в создании условий и стимулов для развития ЧК.

Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, наметившиеся в начале текущего века, сложившаяся демографическая ситуация остается сложной и характеризуется низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, практически исчерпанным миграционным потенциалом.

Данные параметры и тенденции демографического развития не отвечают стратегическим интересам Российской Федерации и представляют угрозу национальной безопасности России.

Сокращение численности детей и подростков ведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в начальных и средних профессиональных, а в недалекой перспективе и в высших учебных заведениях, ослаблению в целом системы подготовки кадров. Это может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России.

В связи со старением населения возникает дефицит рабочей силы, увеличивается нагрузка на систему здравоохранения, обостряются проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.

Медленные темпы реформирования отечественного образования, здравоохранения и социальной защиты, несоответствие между государственными гарантиями медицинской помощи, образовательными стандартами, мерами социальной поддержки и имеющимися финансовыми ресурсами не обеспечивают необходимую доступность и качество медицинских и социальных услуг, образовательного процесса и имеют негативные последствия в долгосрочной перспективе.

Недостаточная эффективность систем образования, здравоохранения, социальной защиты в условиях становления постиндустриального общества является одним из факторов, ухудшающим условия и стимулы для развития ЧК [3].

2. Человечество стоит на пороге принципиально нового этапа в своем развитии. Современная история развитых государств прошла промышленно-индустриальную (XIX и первые две трети ХХ века), а сейчас находится на информационно-технологической стадии, которая, возможно, завершится в ближайшие годы, по некоторым оценкам через 7-15 лет. Третья стадия развития цивилизации, которая будет определять будущее передовых государств, может быть названа общекультурной или интеллектуально-духовной, когда качественные характеристики будут играть решающую роль. Резко усилившееся значение человеческого потенциала, общественных институтов и средств массовых коммуникаций приведут к тому, что произойдет интеграция интеллекта, культуры и духовной жизни в единый фактор, который в решающей степени будет определять политическую и экономическую жизнь развитых государств. 3. В начале XXI века развитые государства-лидеры глобализации фактически стали информационным обществом, а их экономика превратилась преимущественно в экономику знаний. Развитие этих тенденций приведет в ближайшие 10-15 лет к созданию общества и экономики, состояние которых будет определяться степенью развития интеллектуальных и нравственных ценностей. Этим будет определяться в основном мощь и конкурентоспособность государства. Уровень развития будет определяться не только и даже не столько объемом информацией и скоростью ее обработки и передачи как сегодня, а новым ее качеством, например, искусственным интеллектом, новыми источниками энергии, новыми материалами, а главное, – новой общественной организацией. Возникнет новое качество знания и культуры, новые ценности, которые радикально изменят роль человека в жизни общества, экономике государств.

4. На этой стадии развития масштабы национального богатства, объем ВВП страны, структура экономики, внешнеторговый баланс и прочие макроэкономические показатели в решающей степени будут определяться интеллектуальным, культурным, духовным и психическим потенциалом нации, как суммы объединенных потенциалов личностей, включая синергетический эффект. Природные ресурсы, промышленный и аграрный сектора экономики, накопленный золотовалютный резерв и прочие составляющие будут представлять постоянно уменьшающуюся, все менее значимую часть национального богатства, которая к 2020 году, по некоторым оценкам, может составить менее 10 % всего национального богатства развитых стран. Иными словами, интеллектуально-духовная составляющая станет решающей в национальном богатстве, важнейшим показателем государственной мощи (включая военную) и уровня развития общества. [4] 5. Сегодня Россия не согласна мириться с ролью аутсайдера, потому руководство страны сформулировало общенациональную амбициозную задачу – построение инновационной экономики к 2020 году. В этих целях разрабатывается новая стратегия, принципиально пересматривается существующая политика. Прежде всего, необходимо заглянуть «за горизонт», увидеть особенности перехода информационно-технологической стадии развития в интеллектуально-духовную и скорректировать приоритеты, а главное темпы развития страны уже сегодня, на стадии, когда приходится наверстывать отставание. Необходимо исходить из признания простого факта: последовательно продвигаясь к информационно-инновационному обществу (пока что, в действительности, только восстанавливая порушенное на индустриальном этапе), Россия (при нынешних темпах развития 6,5-7% ВВП в год), сможет по количественным, индустриальным показателям догнать аутсайдеров группы передовых государств лишь через 15-20 лет. За это время государства-лидеры глобализации смогут не только окончательно пройти информационно-технологическую стадию, но и перейти на качественно новый виток развития, когда вероятность их опережения станет проблематичной. Однако сегодняшний мировой финансовый кризис может внести существенные коррективы в этот процесс. Россия, имея определенный запас прочности (человеческие, природные, финансовые ресурсы, частично новые технологии и опыт стратегических прорывов в советский период) должна мобилизоваться для реализации поставленной амбициозной задачи.

Важным шагом на этом пути стало принятие Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, реализация которой должна обеспечить переход экономики РФ к инновационному социально-ориентированному типу развития. Главной целью и критерием эффективности методов его достижения должно стать совершенствования потенциала личности. Развитая производительная сила всех индивидов станет действительным богатством общества.


Источники:

1. Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. – М. : Изд-во Экономика, 2007.
2. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала : учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А.И. Юрьева. – СПб., 2006.
3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), текстовая часть.
4. А. Подберезкин «Человеческий капиталъ». Заключение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nasledie.ru, 2007.
5. Фишер C., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М. : Дело, 1993.
6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. – М.: ПРООН, 2002.
7. Буланов В.С. Доминирующие социально-экономические тенденции XX в. // Социальная политика и социальное партнерство. – 2007. – № 3.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:20:38