Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2018
DOI: 10.18334/rp.19.1.38732

Исследование управленческих особенностей технологического стартапа

Елина Наталия Сергеевна, магистрант 2 года обучения, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Россия

Ковалева Марина Викторовна, Магистрант 2 года обучения, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Россия

Широкова Василиса Владимировна, Магистрант 2 года обучения, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Россия

Силакова Любовь Владимировна, доцент кафедры технологического предпринимательства и управления инновациями, кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Россия

Research on management features of a technological start-up - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 1

Тезисы:
На сегодняшний день не существует комплексной методики управления технологическим стартапом. Для создания такой методики необходимо выделить и систематизировать особенности технологических стартапов.
Особенностью инновационной деятельности является высокий уровень неопределенности в отношении необходимых затрат на разработку и сроков доведения разработки до рынка.
Сравнительный анализ абсолютных расходов на НИОКР в разных странах показывает существенное отставание показателей России от развитых стран. Примечательно, что в развитых странах участие частного сектора в финансировании НИОКР гораздо выше, чем участие государства.
Для снижения рисков при финансировании НИОКР разумно использовать механизм государственной поддержки по созданию технологических производств и внедрению их на рынок.
Основным способом привлечения финансов является государственная поддержка, реализуемая через различные фонды. При этом выявление спроса на инновационный продукт в самом начале развития проекта является необходимым условием.
Специфика технологических стартапов связана со сложностью продукта и необходимостью представления прототипа технологии для привлечения инвесторов и потенциальных клиентов.
Важными особенностями технологического стартапа являются: вариативная адаптация основной технологии и наличие специфических активов. Первая отражает возможность внедрения технологии в различные отрасли промышленности, вторая – уникальность используемых активов в рамках конкретного вида бизнеса.
В технологическом предпринимательстве значимые роли отводятся бизнес-партнерам, в силу сложности продвижения технологии, а также совместным решениям относительно производства и реализации продукта.

Аннотация:
В основе технологического стартапа лежит инновационный продукт или технология, созданные в результате инженерной или технической научной деятельности. Исследование направлено на выявление, обоснование и классификацию специфических особенностей технологических стартапов для управленческих целей.
В работе были выделены основные функциональные области деятельности стартапов такие как администрирование, маркетинг, финансирование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. На основе анализа этих областей в отношении технологических стартапов были выявлены особенности и предложен ряд мер, позволяющий эффективно учитывать эти особенности при создании и развитии технологического стартапа. Выявлены особенности управленческого подхода в отношении технологических стартапов.
Новизна работы заключается в выявлении и группировании особенностей технологического стартапа по функциональным областям. Кроме того, сформировано авторское обобщенное определение понятия «стартап». Полученные результаты являются универсальными и могут применяться при создании, развитии технологических стартапов и для целей управления инновационными технологическими проектами.

JEL-классификация: D23, D25, H81, M13, O32

Цитировать публикацию:
Елина Н.С., Ковалева М.В., Широкова В.В., Силакова Л.В. Исследование управленческих особенностей технологического стартапа // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 1. – С. 217-232. – doi: 10.18334/rp.19.1.38732

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Аналитический отчет по итогам обзора рынка российских венчурных фондов за 2016 год: статистический сборник. Российская ассоциация венчурного инвестирования. РАВИ, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/ ( дата обращения: 15.12.2017 ).
Аналитический отчет по итогам обзора рынка российских венчурных фондов за 9 месяцев 2015 года: статистический сборник. Российская ассоциация венчурного инвестирования. РАВИ, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/ ( дата обращения: 15.12.2017 ).
3. Барыкин А.Н. Белые пятна теории и практики технологического предпринимательства // Менеджмент инноваций. – 2010. – № 3. – С. 204-215.
Барютин Л.С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. / Учебник ; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 518 с.
Бланк С. Стартап: Настольная книга основателя. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. – 485 с.
Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. - М.: ЮНИТИ, 2003. – 343 с.
Валдайцев С.В. Управление инновациями и интеллектуальной собственностью фирмы. / под ред. С.В.Валдайцева. - М.: Проспект, 2014.
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. / Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 267 с.
9. Грачева М.В., Ляпина С.Ю. Анализ и управление рисками инновационной деятельности // Инновации. – 2006. – № 1. – С. 38-46.
Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент. - М.: ИД «Вильямс», 2011. – 704 с.
11. Елина Н.С. Влияние лидера на эффективность коллектива // Сборник трудов V Всероссийского конгресса молодых ученых (Санкт-Петербург, 12-15 апреля 2016 г.). – 2016. – С. 151-155.
12. Елина Н.С. Исследование стратегий коммерциализации инноваций // Материалы VII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 54-57.
13. Елина Н.С. Роль техноброкерства в продвижении инноваций // Альманах научных работ молодых ученых. – 2017. – С. 54 – 57.
14. Иванова Н.Г. Инновационный бизнес в России: проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 4(48). – С. 188-192.
Индикаторы инновационной деятельности 2016: статистический сборник. / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с.
Инновационный бизнес: Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. / учеб пособие / Под ред. К.А. Хомкина. - М.: Дело, 2010. – 320 с.
17. Иншаков М.О. Инновационные стартапы в России: Проблемы создания и маркетингового продвижения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. – 2014. – № 1(24). – С. 66-75.
Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. / 3-е изд. - М.: Проспект, 2013. – 1104 с.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. / Пер с англ. - СПб. : Питер, 2000. – 464 с.
20. Куфтырев И.Г. Международный инновационный коридор как инфраструктурный фактор развития технологического предпринимательства // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 3-3. – С. 147-152.
Лукинова Е.И. Выпуск инновационной продукции организациями промышленного производства. Информационная бюллетень НИУ ВШМ серии «Наука, технологии, инновации». – 2017. – №37. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/data/2017/01/25/1113618301/NTI_N_37_25012017.pdf ( дата обращения: 15.12.2017 ).
Менеджмент технологических инноваций. / Учебное пособие / Под ред. С.В. Валдайцева, Н.Н. Молчанова. - СПб., 2003. – 333 с.
Молчанов Н.Н. Маркетинг технологичных продуктов и услуг. - СПб. : Издательство Политихнического университета, 2011. – 262 с.
Пецольдт К., Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н. Малое инновационное предпринимательство. / Учеб. пособие. - СПб.: Проспект, 2013. – 532 с.
Пять уроков самых успешных краудфандинговых кампаний. Коммуникативная платформа для малого бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://spark.ru/startup/trilan/blog/6646/5-urokov-samih-uspeshnih-kraudfandingovih-kampanij ( дата обращения: 15.12.2017 ).
Рис Э. Бизнес с нуля: метод Lean Startap для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. – 253 с.
Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР. / Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 148 с.
Рассел Д. Арчибальд Управление высокотехнологичными программами и проектами. / Пер. с англ. Мамонтова Е. В.; под ред. Баженова А. Д., Арефьева А. О. - М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2010. – 464 с.
Управление технологичным бизнесом: Классика Harvard Business Review. / Перевод с англ. А. Силонов ; под ред. ред. О. Нижельская. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 264 с.
30. Цапенко И.П. Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий: состояние и эффективность использования // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – № 4. – С. 3-15.
31. Чередников О. Ехнологичные стартапы в мире и России // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 10. – С. 68-75.
Dodgson M. The management of technological innovation. - Oxford: Oxford University Press, 2008. – 408 с.
Fact Sheet № 42, March 2017. Global Investments in R&D/UNESCO Institute for Statistics. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/fs42-global-investments-in-rd-2017-en.pdf ( дата обращения: 12.12.2017 ).
Graham, P. Startup=Growth. Paulgraham.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.paulgraham.com/growth.html ( дата обращения: 10.12.2017 ).
35. Nichols S.P., Armstrong N.E. Engineering Entrepreneurship: does entrepreneurship have a role in engineering education? // Antennas and Propagation Magazine. – 2003. – № 45(1). – С. 134-138.
36. Stevens, G., Burley, J. 3,00 Raw Ideas = 1 Commercial Success // Research Technology Management. – 1997. – № 40(3). – С. 16-27.