Интеллектуальный капитал россиян - как главный фактор развития экономики и инновационных процессов в РФ

Дудин М.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (13), Январь 2008

Цитировать:
Дудин М.Н. Интеллектуальный капитал россиян - как главный фактор развития экономики и инновационных процессов в РФ // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 1. – С. 78-84.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959344
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Только в условиях честной, прямой и предельно конструктивной социально-экономической ситуации возможно повышение интеллектуального капитала россиян - главного фактора развития инновационных процессов. В настоящее время экономика России вошла в десятку крупнейших экономик мира, а стоимость интеллектуального потенциала ее граждан сегодня достигает 400 млрд долларов США. По оценке зарубежных экспертов высокого уровня развития своей экономики Россия достигла благодаря успешному воплощению в практику результатов, полученных на поле приоритетных направлений, реализуемых в сфере образования.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, образование, зарубежный опыт, интеллектуальный потенциал, инновационный путь развития



Люди - это не активы и не ресурсы.

Они - драгоценности, которые нужно охранять.

У.Э. Деминг

Только в условиях честной, прямой и предельно конструктивной социально-экономической ситуации возможно повышение интеллектуального капитала россиян - главного фактора развития инновационных процессов. В настоящее время экономика России вошла в десятку крупнейших экономик мира, а стоимость интеллектуального потенциала ее граждан сегодня достигает 400 млрд долларов США. По оценке зарубежных экспертов высокого уровня развития своей экономики Россия достигла благодаря успешному воплощению в практику результатов, полученных на поле приоритетных направлений, реализуемых в сфере образования.

Росту экономики способствовало повышение интеллектуальных способностей россиян, модернизация производства, выход на внутренний и внешний рынок с инновациями, а также увеличение доходов государства и населения. Все эти успехи дают возможность гражданам России планировать своё будущее и надеяться на светлую жизнь в правовом, инновационном государстве.

Иными словами, повышение экономических показателей жизни нашей страны – это не что иное, как правильная инновационная политика государства, основанная на развитии интеллектуального капитала россиян и подкреплённая совершенствованием учебных заведений высшего образования инновационного типа – залога прогресса и знаний.

Интеллектуальный капитал конкретных людей и нации в целом, призван определять место, занимаемое государством в мировых экономических отношениях, его вес и конкурентоспособность, должен стать основой зарождения нового сильного Российского государства, получающего суммы, сопоставимые с бюджетом страны не от продажи сырьевых ресурсов, а за счёт внедрения инновационных технологий в экономику.

Понятие интеллектуального капитала ввел в научный оборот Дж. Гэлбрейт, который употребил этот термин в письме экономисту М. Калека в 1969 г. Первым, кто подробно обосновал этот термин, был Т. Стюарт. В статье, вышедшей в 1991 г. «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активом Америки» он определил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке. В дальнейшем понятие интеллектуального капитала дополняли и уточняли другие авторы.

Для рождения интеллектуального капитала недостаточно одного творческого потенциала. Базой его формирования являются следующие характеристики рабочей силы:

‑ природные качества (здоровье, психофизиологическая устойчивость), соответствующее воспитание, давшее индивиду возможность и желание упорно, дисциплинированно трудиться, систематически работая над собой;

‑ профессиональная подготовка, квалификационный уровень, сочетающийся с неуклонной работой над его повышением, поиск новых решений, постоянное повышение культурного уровня, расширяющее горизонт знаний и мышления;

‑ чувство хозяина.

В целом это формирует определенный творческий креативный менталитет, который является неотъемлемой движущей частью интеллектуального капитала, под которым понимается система характеристик, определяющих способность человека, то есть качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника предприятия, страны, материализуемое или проявляющееся в процессе труда, который создает товар, услуги, прибавочный продукт в целях их воспроизводства на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта, их совокупности.

Интеллектуальный капитал как объект управления должен рассматриваться в тесном функциональном взаимодействии с промышленным капиталом, так как в процессе превращений интеллектуальный капитал овеществляется в материальной продукции, создавая интеллектуальную составляющую рыночной ее стоимости, что предопределяет переход интеллектуального капитала в денежную форму. И, как правило, конечный результат от применения интеллектуального капитала это не что иное, как получение дополнительной прибыли для удовлетворения личных потребностей хозяина интеллектуального капитала.

Важен факт, что интеллектуальный капитал как экономическая категория может существовать только в рыночной экономике, когда способность к труду является товаром, приносящим не только стоимость, но и прибавочную стоимость. Рынок платит за то, что обладает ценностью. Именно в рыночном обществе неравенство людей в их интеллектуальных способностях наиболее резко бросается в глаза. Разрыв между тем, что на самом деле представляет собой человек и его имеющиеся успехи, с одной стороны, и тем, что он думает о своих возможностях и достижениях, с другой стороны, безжалостно обнажается.

Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной экономики. Именно интеллектуальный капитал задаёт темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальным капиталом в современных условиях могут обладать люди любых профессий, способные к творческому мышлению, так как их капиталом становится способность к неординарным поступкам и действиям.

В современной действительности руководители инновационных предприятий научились управлять интеллектуальным капиталом. Использование механизмов соционики в решении проблем управления интеллектуальным капиталом даёт в руки руководителям организаций эффективный инструмент формирования команд, способных предложить новую идею и успешно реализовать её на практике. Современные руководители проводят и оплачивают для своих сотрудников тренинги и лекции, создают корпоративную библиотеку, или базу знаний. Не уступают им и многие родители, тратя на обучение и воспитание детей, большие суммы денег – зная, что расходы на обучение и воспитание – это инвестиции в светлое будущее и наращивание семейного капитала.

Таким образом, создается сообщество интеллектуального капитала, двигаясь по пути прогресса, оно подталкивает экономику России в рамки жёсткой конкуренции с мировой инновационной экономикой. Международная конкуренция стран требует постоянного пополнения свежего интеллектуального капитала.

Президент Российской Федерации 5 сентября 2005 года объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства: "Во-первых, именно эти сферы призваны определить качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, непосредственно решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и сможет исправить последствия кризиса 90-х годов, а также создать необходимые стартовые условия для развития так называемого интеллектуального капитала".

Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет доступность современного элитного образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям нашего времени. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

Современная концепция модернизации российского образования на период до 2010 года основана на повышении интеллектуальных способностей граждан за счёт внедрения новых инновационных форм обучения, а также создании и развитии на базе высшей школы новой инновационно-инвестиционной инфраструктуры, выполняющей функцию среды, соединяющей образование, науку и производство товаров и услуг.

Концепция модернизации российского образования должна не только обеспечить становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнёра в мировом инновационном процессе интеллектуального капитала. Чем больше людей включено в программу модернизации, тем устойчивее и здоровее экономика России. В концепцию включено дошкольное обучение, начальное образование, среднее профессиональное и среднее полное образование, высшее профессиональное и среднее полное образование, высшее профессиональное и послевузовское образование, а также аспирантура и докторантура.

В сложившейся ситуации для скорейшего решения поставленных задач необходимо искать новые формы обучения за счёт коммерциализации образовательных учреждений. Поэтому не является странным тот факт, что каждый второй диплом высшего образования уже сейчас выдаётся негосударственными вузами на платной основе. Развитие интеллектуального капитала требует больших финансовых вложений, особенно для получения высшего образования. Россияне вынуждены платить за подготовку и поступление вузы и ежемесячно в течение всего времени обучения

В связи с повышением спроса на образование, интеллектуальный капитал нашей страны пополняется, больше становится желающих и получающих несколько высших образований, изучающих иностранные языки и проходящих профессиональную переподготовку.

Президент Российской Федерации, отвечая на вопросы заданные в прямом эфире о значимости интеллектуального капитала страны заметил, что для повышения интеллекта молодых россиян необходимо ввести инновационные программы обучения по всем видам образования, в том числе и в подготовке будущих учёных – кандидатов, докторов наук.

Решение проблем экономики и судьба всей страны зависит от интеллектуальных способностей россиян основанных на знаниях, полученных в учебных заведениях. В этом сегодня состоит главная миссия системы образования Российской Федерации. Благодаря концепции модернизации образования Россия вошла в пятёрку развитых стран мира по удельному весу лиц с высшим образованием в численности экономически активного населения.

В России имеется интеллектуальный капитал с хорошей общеобразовательной подготовкой и много специалистов с высшим образованием. Но парадокс российской действительности заключается в том, что значительное число таких специалистов с международным уровнем квалификации не находит себе применения в отечественной экономике. К большому сожалению даже высококвалифицированные работники чувствуют себя только ресурсами – многих из них сегодня ещё заставляют «колоть орехи королевской печатью», поэтому мы видим эмиграцию из страны наиболее квалифицированных кадров. Действительно, стоимость труда в России в среднем составляет не более 1 - 2 долл. в час по сравнению, например, с 30 долл. в час в Германии – разрыв колоссальный, причина оттока интеллектуальных ресурсов на лицо.

Подводя итог можно отметить, что развитие экономической системы, разрешение противоречий обусловленных вероятностной духовной природой интеллектуальной деятельности человека, прямо зависит от движения интеллектуального капитала. Исследование интеллектуального капитала россиян – как главного фактора развития экономики и инновационных процессов в РФ, чрезвычайно актуально для нашей страны. В условиях рынка грамотное управление именно этой составляющей может значительно повысить эффективность бизнеса и обеспечить отрыв от конкурентов.


Источники:

1. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11.02.2002 № 393.
2. Анисимов А.Г. Становление инновационного уклада [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/future/future/formation. – Загл. с экрана.
3. Громыко Ю.В. Искушение инновациями [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.mmk-mission.ru/prom/innovat/20020918-gromyko.html. – Загл. с экрана.
4. Давыдов А.В. О некоторых социально-политических последствиях становления сетевой структуры общества. / Юбилейный Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ, апрель 2004, №13.
5. Доклад о развитии науки и технологий за 2005 г. / Министерство образования, науки, спорта и культуры Японии.
6. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, 2002.
7. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / под ред. П. Н. Завлина и др. – М.: Центр исследований и статистики науки, 2003.
8. Инновационная экономика. Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. – М.: Наука, 2001.
9. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебное пособие. – М.: КомКнига, 2005 – 304 с.
10. Модернизация региональных систем образования. Официальный сайт Министерства образования науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.mon.gov.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:15:16