Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»4 / 2017
DOI: 10.18334/eo.7.4.38641

Инструменты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли: Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации

Дробот Елена Валерьевна, Доцент кафедры таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, кандидат экономических наук, доцент, Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Tools for ensuring security and facilitating global trade: WCO Framework Standards - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 55

Аннотация:
В статье рассматривается деятельность Всемирной таможенной организации (WCO) в области обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли. В статье представлена структура нового стратегического плана WCO на 2017–2018 гг. и 2018–2019 гг. Особое внимание в статье уделено анализу содержания Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE). Материалы, изложенные в статье, могут представлять интерес для специалистов в области мировой экономики и международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, аспирантов и студентов.

JEL-классификация: F13, F15, F52, F53

Цитировать публикацию:
Дробот Е.В. Инструменты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли: Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 4. – С. 309-320. – doi: 10.18334/eo.7.4.38641

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Развитие международной торговли в современных условиях осуществляется под влиянием различных сложных и противоречивых по своему воздействию факторов. Среди них можно выделить:

увеличение сложности глобальной цепочки поставок (современный конечный продукт является результатом производства множества предприятий из различных стран мира);

развитие экономических и таможенных союзов, предусматривающих отсутствие таможенных границ (т. е. именно данные формы экономической интеграции, по сути, и предполагают полную экономическую либерализацию внутри интеграционных объединений);

действие международных соглашений, конвенций и стандартов, таких как пакет соглашений ГАТТ/ВТО, направленный на снижение таможенных тарифов и снятие барьеров на пути перемещения товаров и услуг на мировом рынке, конвенции и стандарты Всемирной таможенной организации (WCOWorld customs organization), обеспечивающие безопасность и облегчение таможенного контроля и др.

Перемещение товаров и услуг через таможенные границы связано не только с осуществлением таможенного контроля (эта функция ложится на таможенные администрации, и задача WCO здесь состоит в том, чтобы обеспечить универсализацию применяемых правил и технологий таможенного контроля), но и с необходимостью обеспечения безопасности цепочки поставок от производителя до конечного потребителя (здесь речь идет об угрозах террористических атак и нападений в процессе перемещения грузов).

В связи с этим интерес представляет исследование направлений деятельности такой организации, как WCO в части разработки и применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли (SAFEthe SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade).

Следует отметить, что в российских научных публикациях данный вопрос не нашел достаточного отражения. Различные аспекты таможенного сотрудничества освещены в работах А. П. Джабиева [1] (Dzhabiev, 2016), Е. В. Дробот [2–5] (Drobot, Ivko, 2017; Drobot, Klevleeva, 2014; Drobot, Sinelnikov, 2013; Drobot, Potekhina, 2017), А. Р. Клевлеевой [3. 6. 7] (Drobot, Klevleeva, 2014; Klevleeva, 2016; Klevleeva, 2017), А. Р. Костина [9] (Kostin, Posmetukhina, 2014), С. О. Костылевой [10] (Kostyleva, 2017), Д. В. Репина, М. В. Самик [13] (Repin, Samik, 2017) и др. В 2010 г. вышла книга К. А. Корнякова и Ю. Н. Егорова «Рамочные стандарты ВТО и таможенный контроль» [8] (Kornyakov, Egorov, 2010). Также данной тематике посвящены статьи В. А. Лазарева [11] (Lazarev, 2016), Ю.В. Малевича [12] (Malevich, 2007), Е. А. Холиной [14] (Kholina, 2012), И. И. Чуевой [15] (Chueva, 2017). Однако за последние 7 лет вышло две новые редакции SAFE (в 2012 г. и в 2015 г. соответственно), причем редакция 2015 г. в русском переводе отсутствует и в рассматриваемых работах не представлен анализ современной структуры SAFE.

Всемирная таможенная организация и история разработки SAFE

Созданная в 1952 году под названием «Совет таможенного сотрудничества» Всемирная таможенная организация является межправительственной международной организацией, цель которой повышение эффективности работы таможенных администраций стран мира. Членство в WCO в настоящее время имеют 182 страны, на которые приходится 98 % мирового торгового оборота.

В стратегическом плане WCO на 2017–2018 и 2018–2019 гг. представлена миссия и стратегические цели организации (рис.).

Рисунок. Структура стратегического плана WCO на 2017–2018 гг. и 2018–2019 гг.

Источник: составлено автором по данным [17].

Итак, стратегической целью номер один является обеспечение безопасности и содействия международной торговле.

Именно для того, чтобы способствовать реализации данной цели, еще в 2005 г. были разработаны и приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE) [1].

Со времени этого исторического события многое было сделано для того, чтобы стимулировать внедрение Рамочных стандартов членами ВТО, в частности, в 2007 году в стандарты было внесено добавление основного раздела об условиях и требованиях к таможенным органам и уполномоченным экономическим операторам. Затем стандарты пересматривались в 2010 г. и в 2011 г. Редакция стандартов, принятая в 2012 г., включала подробно описание преимуществ технологии «единого окна». И, наконец, последняя новая редакция стандартов 2015 г. представляет собой расширенный подход к работе таможенных органов: в данной версии стандартов присутствует новый компонент, так называемая «третья опора», под которой подразумевается сотрудничество между таможней и другими правительственными и межправительственными ведомствами.

Однако остановимся подробнее на структуре и компонентах Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли 2015 г.

В качестве основных целей Рамочных стандартов заявлены следующие:

установление стандартов, обеспечивающих безопасность и упрощение цепочек поставок на глобальном уровне, чтобы способствовать определенности и предсказуемости мировой торговли;

интегрированное и гармонизированное управление цепочками поставок для всех видов транспорта;

увеличение роли, функций и возможностей таможенных органов в решении проблем XXI века;

укрепление сотрудничества между таможенными органами в целях повышения их способности к обнаружению поставок с повышенной степенью риска;

укрепление сотрудничества между таможенными органами и другими государственными органами, участвующими в поддержании международной торговли и безопасности;

укрепление таможенного и делового сотрудничества;

содействие бесперебойному перемещению товаров через обеспечение безопасности международной цепи поставок.

Далее в стандартах представлены четыре ключевых элемента.

Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при импортных, экспортных и транзитных отправках. Во-вторых, это применение всеми странами комплексного подхода к таможенному контролю, основанному на системе управления рисками с целью решения вопросов безопасности. В-третьих, применение при досмотре грузов и транспортных средств повышенной степени риска неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупногабаритные рентгеновские аппараты и детекторы радиации. В-четвертых, предоставление компаниям, которые соблюдают минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и используют эффективные методы работы, таможенных льгот.

Перейдем к анализу «опор» Рамочных стандартов, которых, как отмечалось выше, с 2015 г. стало три:

1) первая «опора» – система соглашений между таможенными администрациями;

2) вторая «опора» – партнерские отношения между таможенными службами и предпринимательским сообществом;

3) третья «опора» – сотрудничество между таможенными органами и другими государственными учреждениями.

Эти «опоры» предполагают наличие набора стандартов, скомпонованных таким образом, чтобы гарантировать легкое понимание и оперативное применение на международном уровне (табл. 1).

Таблица 1

Стандарты трех «опор» Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли 2015 г. 

Стандарты первой «опоры» – системы соглашений между таможенными администрациями

Стандарты второй «опоры» – партнерских отношений между таможенными службами и предпринимательским сообществом

Стандарты третьей «опоры» – сотрудничества между таможенными органами и другими государственными учреждениями

Стандарт 1 – Комплексное управление цепью поставок товаров.

Стандарт 2 – Право досмотра груза.

Стандарт 3 – Использование современных технологий в досмотровом оборудовании.

Стандарт 4 – Системы управления рисками.

Стандарт 5 – Отбор для проверки, профилирование и целевой отбор.

Стандарт 6 – Предварительная электронная информация.

Стандарт 7 – Целевой отбор и коммуникация.

Стандарт 8 – Показатели эффективности.

Стандарт 9 – Оценка безопасности.

Стандарт 10 – Морально-этические качества персонала.

Стандарт 11 – Досмотр в целях безопасности при отправке

Стандарт 1 – Партнерство.

Стандарт 2 – Безопасность. Стандарт 3 – Предоставление полномочий.

Стандарт 4 – Технология. Стандарт 5 – Коммуникация. Стандарт 6 – Облегчение

Стандарт 1 – Взаимное сотрудничество.

Стандарт 2 – Механизмы/процедуры сотрудничества.

Стандарт 3 – согласование программ безопасности.

Стандарт 4 – Согласование национальных мер контроля.

Стандарт 5 – Разработка мер по обеспечению непрерывности и повторяемости.

Стандарт 6 – Взаимное сотрудничество.

Стандарт 7 – Разработка соглашений или протоколов о сотрудничестве.

Стандарт 8 – Согласование программ безопасности.

Стандарт 9 – Согласование мер трансграничного контроля.

Стандарт 10 – Установление взаимного сотрудничества.

Стандарт 11 – Разработка соглашений или протоколов о сотрудничестве

Источник: составлено автором по данным [16].

Преимущества использования Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли

Каковы преимущества использования Рамочных стандартов?

Прежде всего, Рамочные стандарты – это база, с помощью которой страны могут стимулировать развитие мировой торговли, повышать степень защиты цепи поставок грузов от угроз террористических атак путем повышения эффективности работы и взаимодействия таможенных администраций. Рамочные стандарты предоставляют дополнительные возможности таможенным службам в части осуществления таможенного контроля на основе применения системы управления рисками – особое значение отводится обнаружению поставок с повышенной степенью риска, а также повысить эффективность администрирования товаров. Кроме того, использование Рамочных стандартов позволяет ускорить процесс помещения товаров под таможенные процедуры, а также выпуск грузов. Преимущества использования Рамочных стандартов можно дифференцировать, т.е. выделить преимущества для государств/правительств, таможенных служб и предпринимателей (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества использования Рамочных стандартов

Преимущества использования Рамочных стандартов для государств/правительств

Преимущества использования Рамочных стандартов для таможенных служб

Преимущества использования Рамочных стандартов для предпринимательского сообщество

1. Рост и развитие мировой торговли.

2. Обеспечение экономического роста и развития стран мира.

3. Защита международной торговли от опасностей и угроз международного терроризма.

4. Облегчение прохождения законных торговых потоков.

5. Усовершенствование и модернизация работы таможенных служб.

6. Повышение собираемость доходов (таможенных платежей).

7. Обеспечение эффективного применения национальных нормативно-правовых актов.

8. Усиление социально-экономической защиты.

9. Новые возможности для прямых иностранных инвестиций за счет улучшения инвестиционного климата.

10. Заключение новых договоров соглашений о международном сотрудничестве между таможенными администрациями и другими государственными службами.

11. Признание существования международных стандартов способно помочь правительствам повысить эффективность комплексного управления границей, обеспечить качественное управление и таможенный контроль.

12. Расширение полномочий и ответственности таможенных служб

1. Работа по созданию и развитию комплексной системы договоров и соглашений между таможенными службами стран мира для обеспечения непрерывного прохождения грузовых поставок по проверенным и безопасным международным цепочкам поставки товаров.

2. Обеспечение обмена современной информацией между таможенными службами в целях повышения эффективности управления рисками при таможенном контроле.

3. Расширение возможностей таможенных служб по выявлению товаров группы риска, усиление контроля на протяжении всей международной цепочки поставок и оптимальное и эффективное распределение таможенных ресурсов.

4. Укрепление таможенного сотрудничества позволяет таможенным службам на начальных этапах проводить контроль логистической цепочки поставок товаров (например, таможенная служба страны-импортера может обратиться в таможенную службу страны-экспортера с просьбой осуществить таможенный досмотр товаров и транспортных средств).

5. Возможности взаимного признания результатов таможенного контроля.

6. Получение полного представления о логистической цепочке поставок товаров и создание предпосылок для упрощения системы отчетности путем ликвидации дублирующих требований.

7. Таможенные службы получают возможности справиться с вызовами новой международной торговой среды путем создания базы для реформирования и модернизации.

8. Гибкость Рамочных стандартов дает возможности таможенным службам внедрять их с учетом своего собственного уровня развития

1. Создание условий для повышения безопасности и облегчения мировой торговли, что обеспечивает дополнительные возможности для развития предпринимательства.

2. Стимулирование и облегчение перемещения товаров покупателями и продавцами между различными странами.

3. Учет современных международных моделей производства и распределения в международной производственной и предпринимательской практике.

4. Уполномоченные экономические операторы (УЭО) получат такие льготы, как ускоренное оформление товаров таможнями, например, путем снижения доли досматриваемых грузов.

5. Экономия времени и сокращение издержек.

6. Создание единого набора международных стандартов и достижение, таким образом, единообразия и предсказуемости.

7. Сокращение многочисленных и сложных требований в отношении отчетности.

8. Обеспечение условия, при которых УЭО выгодно вкладывать средства в эффективные системы и мероприятия по повышению безопасности, включая целевой отбор и досмотр грузов незначительного риска, а также ускоренное оформление их грузов

Источник: составлено автором по данным [16].

Заключение

Подводя итоги, обобщим возможности использования Рамочных стандартов для облегчения и развития мировой торговли.

Во-первых, Рамочные стандарты обеспечивают развитие предварительного электронного информирования о товарных поставках. Речь идет о гармонизации требований к предварительной электронной информации по импорту/экспорту и транзиту.

Во-вторых, Рамочные стандарты нацелены на дальнейшее развитие системы управления рисками в таможенном деле с целью предотвращения угроз безопасности.

В-третьих, Рамочные стандарты предусматривают проверку экспортируемых грузов с высокой степенью риска с помощью неинтрузивных методов проверки.

В-четвертых, Рамочные стандарты предусматривают развитие бизнес-партнерства. Таможенные органы предоставляют выгоды компаниям, которые соблюдают стандарты безопасности цепочки поставок и передовые практики, в виде таможенных льгот.



  [1] 168 членов WCO подписали письмо о намерении реализовать стандарты SAFE.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Джабиев А.П. Международное таможенное сотрудничество как ключевое условие оптимизации инновационного бизнеса // Креативная экономика. – 2016. – № 6. – С. 611-624. – doi: 10.18334/ce.10.6.35337.
2. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Особенности оперативно-розыскной деятельности в таможенной службе Российской Федерации // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – doi: 10.18334/tek.1.2.37637.
3. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р. Особенности международного таможенного сотрудничества // Эко. – 2014. – № 1. – С. 3-7. – doi: 10.18334/.37335.
4. Дробот Е.В., Синельников Е.В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела // Эко. – 2013. – № 2. – С. 63-69. – doi: 10.18334/.37345.
5. Дробот Е.В., Потехина Н.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Эко. – 2017. – № 3. – С. 229-246. – doi: 10.18334/eo.7.3.37803.
6. Клевлеева А.Р. Анализ угроз и рисков, возникающих при осуществлении таможенного контроля, с использованием системы управления рисками и выборочного контроля // Эко. – 2016. – № 4. – С. 109-117. – doi: 10.18334/eo.6.4.37385.
7. Клевлеева А.Р. Основы управления рисками при таможенном контроле // Эко. – 2017. – № 1. – С. 119-134. – doi: 10.18334/eo.7.1.37393.
Корняков К.А., Егоров Ю.Н. Рамочные стандарты ВТО и таможенный контроль. / Монография. - М.: Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования \, 2010. – 110 с.
9. Костин А.А., Посметухина Е.А. // Российское предпринимательство. – 2014. – № 3. – С. 75-88. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8487.
10. Костылева С.О. Роль таможенных органов в осуществлении таможенного контроля за незаконным перемещением объектов интеллектуальной собственности // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – doi: 10.18334/tek.1.2.37629.
11. Лазарев В.А. Стратегические инновации в таможенной сфере России под влиянием всемирной торговой организации // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 9-1. – С. 146-150.
12. Малевич Ю.В. Рамочные стандарты как способ повышения безопасности международной цепи поставок товаров // Развитие транспорта и логистики: проблемы, тенденции и технологии. – 2007. – С. 97-99.
13. Репин Д.В., Самик М.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Теневая экономика. – 2017. – № 3. – doi: 10.18334/tek.1.3.38425.
14. Холина Е.А. Рамочные стандарты безопасности как залог упрощения мировой торговли в деятельности всемирной таможенной организации // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2012. – № 9. – С. 115-121.
Чуева И.И. Рамочные стандарты безопасности и облегчение внешней торговли: основные положения // Актуальные научные исследования: экономика, управление, инвестиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов : в 3 ч. Белгородский университет кооперации, экономики и права. Белгород, 2017. – С. 156-160.
SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade - 2015 edition. Wcoomd. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/safe-package/safe2015_e_final.pdf?la=en.
WCO Strategic Plan for the years 2016-2017 to 2018-2019. Wcoomd. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/administrative-documents/strategic-plan-part-i-members-and-public.pdf?db=web.