Аналитическая записка «системно-креативное мышление и управление в деятельности малого и среднего бизнеса»

Шевырёв А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (13), Январь 2008

Цитировать:
Шевырёв А.В. Аналитическая записка «системно-креативное мышление и управление в деятельности малого и среднего бизнеса» // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 1. – С. 30-34.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959336
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Российский бизнес лишь недавно пришёл к пониманию того, что именно качество управленческого мышления определяет и качество процесса управления, который, в свою очередь, обуславливает качество принятия управленческих решений.

Ключевые слова: малый бизнес, креативность, принятие решений, креативное мышление

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Российский бизнес лишь недавно пришёл к пониманию того, что именно качество управленческого мышления определяет и качество процесса управления, который, в свою очередь, обуславливает качество принятия управленческих решений.

К настоящему времени большинство организаций (особенно на Западе), уже полностью исчерпали возможности повышения своей конкурентоспособности за счёт реструктуризации, консолидации, поглощения и слияния, снижения цен и борьбы за качество (TQM, TOC). Они испробовали все пути роста. Проводили реинжиниринг (BPR), подвергались даунсайзингу, использовали франчайзинг и аутсорсинг, диверсификацию рабочих мест, внедряли новые концепции управления – процессный подход, методологии balanced Scorecard, EVA, ABC, электронную коммерцию, Knowledge Management (KM), ERP-системы, международные стандарты управления (MRP), методологии антикризисного управления, систему непрерывного измеряемого улучшения (CMI) и т.д. и т.п. Практически можно утверждать, что на сегодняшний день исчерпаны все видимые резервы повышения эффективности бизнеса.

Последней надеждой, по оценкам российских и западных специалистов, является использование креативного менеджмента, или менеджмента-маркетинга нестандартных идей. Сегодня российскому бизнесу нужен новый тип мышления – системно-креативный и новая технология его использования.

«Подобная технология позволяет в течение полутора-двух часов организованного мышления «почувствовать» суть проблемы намного глубже и продвинуться к решению намного дальше, чем за недели, а может быть и месяцы беспорядочных поисков» («Независимая газета»).

По результатам опроса участников XI Международного экономического форума в Санкт-Петербурге в июне 2007 года – 49% обеспечения экономического роста России к 2020 году составят креативные люди, 37% ‑ природные богатства России и 14% - промышленный комплекс.

Системная креативность позволяет увидеть альтернативы не только возможных решений (конструктивных точек зрения на создавшуюся проблемную ситуацию), но и новые возможности позитивного развития проблемной ситуации, создать необходимые самоорганизующиеся управленческие механизмы, связанные со становлением – самоорганизацией.

Сейчас в России идёт необходимый процесс «торможения-замораживания» негативных социально-экономических и политических эффектов, однако без параллельного создания и развития механизмов «самоорганизации-подсушивания» это приведёт лишь к временному улучшению (ремиссии) с последующим выходом на режим обострения и переходом к новому, более разрушительному, системному кризису.

Начало XXI века практически утвердило всеобщность смены техногенной цивилизации на постсовременную информационно-сетевую, которая акцентирует внимание на сетевых организационных структурах и работе в зоне, так называемого, «конструктивного хаоса». Подобные организационные формы ставят перед менеджментом и менеджерами определенные требования, ключевым из которых является императив постоянной и всеохватывающей системной креативности.

Сегодняшние организации, прежде всего коммерческие, должны найти для себя новые образы и формы, которые помогут им трансформироваться в интеллектуальные организации.

Современная бизнес-организация должна стать интеллектуальной, способной эффективно работать в условиях неопределённости, чутко реагируя на малейшие изменения в состоянии внешней среды и самого объекта управления.

Неотъемлемой частью интеллектуальной организации, ее «мозговым центром» является креативный ситуационный центр (КСЦ), предназначенный для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления деятельностью организации. Креативные ситуационные центры позволяют повысить качество управленческих решений, прежде всего за счет использования системно-креативного подхода к разработке и реализации управленческих решений.

В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, работающих в режиме реального времени (в России ситуационные центры функционируют в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ, аппаратах уполномоченных представителей Президента РФ, МЧС, ФСО, МВД, МО, ОАО РЖД, РАО ЕС и др. организациях).

Принципиальным отличием креативного ситуационного центра, разработанного нашей группой, от обычных ситуационных (ситуационно-аналитических) центров, является использование в процессе разработки, организации и реализации управленческих решений специальной технологии креативного мышления и управления.

Такая технология используются в среде программного комплекса «Технология творческого решения проблема» (ПК ТТРП-ЭВРИКА, свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693).

Основными задачами КСЦ бизнес-организаций являются:

‑ мониторинг состояния объекта управления и прогнозирование развития проблемной ситуации;

‑ формирование и развитие у менеджеров практических навыков системно-креативного управленческого мышления;

‑ формирование эффективных управленческих команд;

‑ эффективное управление командной креативностью в процессе решения конкретных управленческих проблем в режиме реального времени;

‑ разработка и реализация системно-креативных решений задач стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления сложными проблемными ситуациями.

Достаточно активно подобные креативные ситуационные центры начинают внедряться и в образование. Ими уже пользуются Московская академия экономики и права, Белгородский государственный университет, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, Институт прикладной информатики и экономики (г. Москва), Северо-западная академия государственной службы филиал (г. Калуга), Институт современной экономики (г. Москва), Институт социальных наук (г. Москва) и др.

Проведены десятки корпоративных тренинг-семинаров с использованием программного комплекса «ТТРП-ЭВРИКА» (ОАО Автоваз, ОАО Газпром и др.), спецкурс по креативному управленческому мышлению успешно использовался в программах МВА и магистратуры ведущих российских ВУЗов. К ним относятся Государственный университет управления, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Международная высшая школа бизнеса, Высшая коммерческая школа и др.

Для практической реализации поставленных задач предлагается весь комплекс образовательных услуг и программных продуктов, связанных с практической подготовкой менеджеров бизнес-структур и, прежде всего, формированием и развитием системно-креативного мышления, как основной составляющей управленческой подготовки менеджера, а также внедрение технологий и программного обеспечения креативного менеджмента в практическую деятельность:

1) экспресс-обучение системно-креативному мышлению, как основной составляющей управленческой подготовки менеджеров в мультимедийной программной среде методом обучения действием с проведением командных деловых игр;

2) внедрение технологий системно-креативного мышления и управления, а также поддерживающего их программного обеспечения в работу структур малого и среднего бизнеса;

3) обучающее консультирование и проведение экспертиз в области решения конкретных управленческих проблем, связанных с государственным и муниципальным управлением;

4) создание и организация работы креативных ситуационных (ситуационно-аналитических) центров бизнес-организаций, в том числе их программное обеспечение и техническое оснащение.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 10:06:44