Экономика XXI века - экономика, основанная на знаниях

Степанова Т.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (17), Май 2008

Цитировать:
Степанова Т.Е. Экономика XXI века - экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 5. – С. 18-22.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11169538
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 4/2008 «кэ») Экономика стран, переступивших индустриальную ступень развития, становится сегодня менее технократичной и более гуманизированной. На первый план в ней выходят задачи, направленные на решение проблем социальных технологий и экологии. Однако, как оказалось, в настоящее время практически все эти страны в той или иной степени не готовы к смене указанных ориентиров. В США, например, вследствие их «технократической» предыстории, эта проблема достаточно остра. Другие страны (в Европе, Япония), которые исторически оказались более социально ориентированными, находятся в несколько лучшем положении.

Ключевые слова: знания, инфокомный менеджмент, экономика знаний, социальные технологии

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Экономика стран, переступивших индустриальную ступень развития, становится сегодня менее технократичной и более гуманизированной. На первый план в ней выходят задачи, направленные на решение проблем социальных технологий и экологии. Однако, как оказалось, в настоящее время практически все эти страны в той или иной степени не готовы к смене указанных ориентиров. В США, например, вследствие их «технократической» предыстории, эта проблема стоит достаточно остро. Другие страны (в Европе, Япония), которые исторически оказались более социально ориентированными, находятся в несколько лучшем положении.

В современной экономике развитых стран сегодня наблюдается феномен усиления различий (не только между центрами и отсталой частью периферии мирового хозяйства, но и в них самих) уровней развития, в том числе и новых секторов экономики. Это сказывается и на резко возросшей дифференциации доходов жителей разных стран. Так, если в 1960 г. доходы 20% богатого населения мира превышали доходы 20% бедного в 30 раз, то сейчас в 82 раза [2]. Сегодня на долю 20% богатых стран мира приходится 86% мирового ВВП, 82% мирового экспорта и 93% пользователей Интернета.

При сохранении и усилении тенденций поляризации стран по уровню развития и использования интеллектуальных ресурсов возникает опасность монополизации отдельными странами глобального рынка данных ресурсов и превращение других стран не только в технологически отсталые государства, но и в интеллектуально периферийные. Это чревато разными последствиями, в том числе и усилением глобальной социально-экономической напряженности. Периферийные страны могут превратиться в своеобразные резервуары опасных для цивилизации научных изысканий и полигонов для их апробаций.

Таким образом, экономическое развитие национального хозяйства в условиях экономики, основанной на знаниях, не лишено определенных противоречий, являющихся движущей силой этого развития.

Знание является генерирующим источником социально-экономического развития стран. Это отражается во многих важных аспектах.

1. Знание необходимо для поиска альтернатив, связанных с ресурсообеспечением стран.

Так, страны, обладающие скудными природными ресурсами, активно занимаются ресурсосберегающими технологиями (Япония), используют альтернативные источники энергии ‑ энергию солнца, приливов и отливов, термальных источников и т. п. Страны, обладающие достаточными сырьевыми ресурсами, могут также иметь альтернативы в их использовании – экспортировать (Россия) или консервировать и использовать ресурсы других стран (США).

Поиск альтернатив традиционным (ограниченным) ресурсам заставляет страны переходить к тем ресурсам, которые можно в той или иной мере восполнять или, которые в большей степени возобновляемы и воспроизводимы, как, например, информация и знания. Хрестоматийным примером может служить Япония, сделавшая ставку на высокие технологии и интеллектуализацию техники. Это страна подарила миру первых роботов, играющих в шахматы, ухаживающих за детьми и престарелыми, роботы-игрушки, а также сложные компьютерные разработки, программы и многофункциональные телекоммуникационные средства.

2. Знания необходимы для выбора и обоснования вектора стратегического развития экономики страны.

Данное утверждение отнюдь не аксиома. Дело в том, что движение экономики связано с бифуркациями, представляющими собой скачок параметров системы после критического расхождения траекторий развития, и с флуктуациями‑ отклонениями параметров системы от состояния компенсированной и некомпенсированной устойчивости. Графически это можно изобразить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1 Бифуркации и флуктуации в развитии экономики

Данный график иллюстрирует наличие различных траекторий движения в точках бифуркации (О, О1) и различного рода флуктуации (кривые ОВ1, ОВ2). Это свидетельствует о том, что в экономическом развитии любой страны всегда достигается некое критическое состояние, выход из которого связан с изменением основных параметров развития системы ‑ ее институциональной основы, механизма государственного регулирования, деятельности рыночных субъектов и т.п. И вариантов таких изменений может быть несколько.

Например, усиление или либерализация госрегулирования косвенными или прямыми методами. Выбор того или иного вектора развития в данной критической точке достаточно ответственное и серьезное действие, предполагающее взвешенный подход со стороны многих субъектов ‑ государства, общественных и политических организаций, бизнеса, представителей работников, занятых в различных сферах национальной экономики. И в этой сложной ситуации знания, прежде всего, гуманитарные, научные определяют объективность и результативность данного выбора.

Иллюстрацией этих положений может быть исторический опыт нашей страны, прошедшей точки бифуркации в 1917, 1925 (свертывание нэпа), 1965 (реформа Косыгина), 1985 (перестройка Горбачева) и в 1998 гг. (августовский кризис). В каждой из этих точек бифуркации расходились траектории развития, но выбор падал только на одну из них.

При этом именно знания, предопределяющие действия различных субъектов, (представителей власти, бизнеса, электората) являлись той движущей силой, которая обуславливала выбор конкретного вектора экономического развития страны. Причем в указанных случаях другие социально-экономические альтернативы становились утраченными.

Так, после кризиса 1998 г. создалась благоприятная обстановка для импортозамещения и развития страны за счет использования ресурсов, формируемых внутренним рынком. Однако она не была реализована в полной мере, и основной вектор развития страны опять оказался связан с экспортом ресурсов. Поставленная задача удвоения российского ВВП к 2010 г. и борьба с бедностью также предполагает, прежде всего, генерацию знаний. Но важно понимать: за счет каких источников, факторов и механизмов это следует обеспечить?

3. Знания необходимы для поиска различных комбинаций факторов производства и нахождения наиболее оптимального варианта, обеспечивающего требуемое количество продукции и услуг.

Эту задачу решают и фирмы, и регионы, и субъекты, персонифицирующие национальную экономику в целом. Применение знаний должно основываться на современных информационных технологиях. Так, по экспертным оценкам, в нефтедобыче специалист находит оптимальное место бурения с вероятностью 40%, а специалист, использующий автоматизированные системы и работающий с математическими моделями месторождений - с вероятностью 60% [1].

Именно знания помогают при дефиците отдельного фактора производства найти более эффективные способы его использования или заменить его другими, искусственными и более дешевыми ресурсами, рассчитать затраты и получаемые результаты.

4. Знания являются источником инноваций, без которых экономический прогресс невозможен.

Эти инновации могут относиться к различным сферам деятельности субъекта и быть связаны с созданием новых технологий, техники, новых видов товаров и услуг, например, образовательные инновации, инновации механизмов регулирования и т.п.


Источники:

1. Иванченко, В. Информационные технологии и система управления // Экономист. – 2004. - № 4. – С. 37-41.
2. Fabre, T. Eluson exclus: Comment la mondialisation coupe le monde en deux // Expansion. - P., 2000. - № 612.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:18