Механизм транслирования знания в эпоху глобализации

Гнилитская Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (17), Май 2008

Цитировать:
Гнилитская Е.В. Механизм транслирования знания в эпоху глобализации // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 5. – С. 10-17.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11169537
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Проблемы исследования среды транслирования нового знания и выявления структуры механизма его распространения важны для систематизации хозяйственных сред, под которыми понимаются специфическое,но единое пространство осуществления деятельности экономических агентов по рациональной организации процессов производства, распределения и потребления благ. Глобальные изменения, имеющие место в настоящее время, оказывают серьёзное качественное воздействие на функционирование механизма транслирования знания, усиливая при этом роль наднационального регулирования и степень влияния транснациональных компаний.

Ключевые слова: управление знаниями, глобализация, знания



Проблемы исследования среды транслирования [1] нового знания и выявления структуры механизма его распространения важны для систематизации хозяйственных сред, под которыми понимаются специфическое, но единое пространство осуществления деятельности экономических агентов по рациональной организации процессов производства, распределения и потребления благ. Глобальные изменения, имеющие место в настоящее время, оказывают серьёзное качественное воздействие на функционирование механизма транслирования знания, усиливая при этом роль наднационального регулирования и степень влияния транснациональных компаний.

Хозяйственное пространство определено границами страны и контролируется государством. Однако, это открытая система, то есть следует учитывать проникновение извне нового знания, то есть принимать во внимание изменение механизма его транслирования [2] под воздействием динамичных и ускоряющихся процессов глобализации мирохозяйственных связей. Эффективность хозяйственного механизма распространения нового знания можно определить по ряду критериев:

во-первых, по количеству структурных компонентов;

во-вторых, по полномочиям каждого из звеньев (при этом полномочия государства и отдельного индивида в процессе транслирования знания различны);

в-третьих, по превалирующей в конкретном обществе системе целей.

От целей государственной политики в большой степени зависят мероприятия по распространению нового знания и эффективность механизма его практической реализации, а от каждого индивида зависит качество восприятия нового, отношение к политике государства и предпринимательская активность.

Сформулируем особенности, характеризующие механизм транслирования знания в современном мире:

1) различное качество организации взаимодействия звеньев, воспринимающих знание;

2) различие целей каждого из уровней реализации механизма знаний;

3) уровень и качество вовлечённости государства в мировые хозяйственные связи.

В современном мире конкуренция приобретает межгосударственный характер. Ключевым звеном в рассматриваемом механизме выступает национальное государство, организующее хозяйственные взаимодействия на подконтрольной ему территории.

Под инновацией понимаются новое знание, технология, продукт, услуга, метод организации взаимосвязей, ранее не применявшиеся на анализируемом хозяйственном пространстве. Степень новизны может быть различной и зависит от нескольких параметров:

‑ от интенсивность производства нового знания;

‑ от скорости перехода нового знания в конкретные продукты и услуги;

‑ от степени восприятия индивидами происходящих изменений и адаптивности индивидов. При этом следует помнить, что хозяйственная среда формируется на протяжении длительного времени и не способна изменяться быстро.

Приоритетная роль в процессах производства и транслирования знания в современном мире принадлежит транснациональным компаниям (ТНК). Они в настоящее время имеют лидирующие позиции на мировом рынке, реализуют конкурентоспособные модели продвижения бизнеса, активно инвестируют за рубежом, используя прямые иностранные инвестиции как инструмент закрепления присутствия в принимающей стране и применяя стратегический механизм слияний и поглощений (M&As).

ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства и международной торговли, около 80% мирового банка патентов и лицензий на новую технику и «ноу-хау». Динамика продвижения ТНК во многом определяет позиционирование крупного международного капитала. Именно создание сетей характеризует современный этап развития мирового хозяйства.

ТНК оказывают серьезное влияние на хозяйственные системы стран базирования в институциональном и политическом смысле, причём имеются региональные и отраслевые приоритеты. Среди отраслей экономики, в которых превалируют ТНК, следует назвать телекоммуникации, автомобилестроение, нефтепереработку, электрическое и электронное оборудование. Ведущие страны базирования головных компаний ТНК: Великобритания, США, Франция, Германия, Япония.

ТНК выступают движущей силой нескольких ключевых процессов современного мирового хозяйства: инвестиции, трудовая миграция, технологии, конкуренция. По международным нормам, принимающее государство имеет право «регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике» [2].

На практике это представляется не всегда реально выполнимым, поскольку возможности ТНК существенно превосходят возможности ряда национальных государств. Государство формирует правила организации взаимодействия и целенаправленно изменяет их. Именно в период трансформации системы хозяйства возрастает роль национального государства как определённого якоря, сдерживающего разрушительные процессы.

Россия исторически в большей степени связана со странами Европы, что и сегодня проявляется через структуру внешнеторговых потоков. Необходимо учитывать, что «экономическая система стран континентальной Европы представляет собой совокупность трёх основополагающих механизмов – это конкурентная рыночная основа, базирующаяся на частной собственности, государственном регулировании и корпоративистских обязательствах» [3].

Обозначенные особенности в значительной степени определяют институциональную специфику национальных хозяйственных систем европейских государств. В эпоху глобализации формируется новый механизм функционирования системы мирового хозяйства. Наднациональное регулирование постепенно берёт верх над внутринациональными нормами, распространяясь на всё более широкий перечень областей деятельности.

Однако, как пишет профессор Санкт-Петербургского государственного университета В.Т. Рязанов, «гипотеза о возможности замещения национально-воспроизводственного механизма глобальным и устранении национально-цивилизационного фактора в экономическом развитии на современном этапе представляется малооправданной» [4], с чем можно согласиться. В основе происходящих изменений мирового хозяйства как целостной системы лежат трансформационные процессы в институциональной сфере. Кроме того, следует обратить особое внимание на глобальный и постоянный характер происходящих изменений, реализующихся с возрастающей скоростью.

Инновационные приоритеты национального хозяйства трансформируются под воздействием научно-технического прогресса и международной торговли. В современном мире происходит интернационализация НИОКР и увеличение их стоимости, ТНК сохраняют преимущества в разработке и внедрению нового (с учётом патентования), возрастает отрыв ведущих в технологической сфере государств от остальных стран, укрепляется поддержка НИОКР со стороны государства. Рассмотрим существующие приоритеты государственной инновационной политики [5].

США стали лидером по внедрению новейших технологий в производство, страна активно поддерживает экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости. Имеющееся положение в законодательном обеспечении трансфера технологий и участия государства в финансировании исследований в США не всегда было таковым. Страна, являющаяся на сегодня одним из лидеров в инновационно-технологической сфере, несколько десятков лет назад имела совершенно иную ситуацию.

В начале XX века американская наука была сосредоточена в университетах и лабораториях частных компаний. На долю государства приходилось всего 10-20% национальных расходов на науку. Приоритеты государства сосредоточены на НИОКР по безопасности, развитии сетевых и информационных технологий, поддержке исследований молекулярных процессов, технологий, связанных с изменением климата, создании разработок по повышению качества образования.

Послевоенное развитие Японии связано с активной политикой государства, сделавшего ставку на стимулирование производства и практического применения инноваций. Создание эффективной инновационной системы превратилось в приоритет развития национального хозяйства. В настоящее время Япония выделяет четыре приоритетные области, научному и инновационному развитию которых правительство оказывает наибольшую поддержку. Приоритетами выступают науки о жизни, информационные технологии и телекоммуникации, экологические науки, нанотехнологии и новые материалы.

В Великобритании, с XIX века являющейся лидером в сфере зарубежного инвестирования, со второй половины XX века стержнем экономической политики государства является создание условий для инновационной активности частного сектора с целью укрепления позиций страны на мировых рынках.

Великобритания имеет три приоритета государственной инновационной политики: фундаментальные исследования и подготовка кадров; формирование системы мотивации для распространения инноваций в частном секторе; стимулирование развития сотрудничества между субъектами инновационной системы для ускорения трансляции новаций.

Правительство Великобритании увеличивает расходы на НИОКР, рассматривая сферу науки и инновации в качестве системоформирующего условия развития экономики знаний. Государство проводит институциональные изменения по формированию механизмов стимулирования инновационной активности.

Для Франции приоритетами государственной политики являются наука и высокие технологии. В сфере научно-технологической политики Франция реализует следующие приоритеты: поддержка государственного сектора НИОКР; осуществление научно-исследовательских проектов по приоритетным направлениям науки; создание условий для стимулирования инновационного процесса на промышленных предприятиях.

Главными факторами для государства при выборе направления развития хозяйства выступают:

‑ имеющийся спрос;

‑ сектора со значительным потенциалом роста;

‑ междисциплинарный характер исследований;

‑ широкое развитие инициативы предприятий по инноватике.

Проводятся исследования по изучению перспектив развития новых технологий для национальной промышленности, позиций Франции по их применению, формированию технологических приоритетов.

Институциональная среда рутинна, однако именно она является средой транслирования знания. Поэтому приоритетное внимание при изучении механизма распространения нового знания необходимо уделять закономерностям формирования институциональной среды. Институциональные среды не однородны по качеству транслирования и восприимчивости знания.

Мировая практика свидетельствует о том, что наибольшая восприимчивость среды, с одновременной эффективной фильтрацией вредных новаций, характерна для наиболее успешных в технологическом отношении стран мира и формируется она при активной поддержке их национальных государств.

Особенности трансляционного механизма национальных хозяйственных систем проявляются на уровне:

1) государства (степень государственного регулирования, законодательные акты и налоговые льготы, приоритеты государственной политики),

2) предпринимательских структур (менталитет, мотивация),

3) транснациональных компаний (степень проникновения на национальный рынок) и международных организаций (патентование).

За счёт формирования устойчивого спроса на инновации эффективный трансляционный механизм активного распространения знаний способствует интенсивному экономическому росту и развитию хозяйственной системы в целом.


Источники:

1. UNCTAD Investment Brief. – Geneva: Investment Issues Analysis Branch of UNCTAD, 2006. – Num. 5. – p. 2.
2. Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 года. – ст. 2 (b). – Международное право. Сборник документов / Отв. ред. и автор предисловия А.Н. Талалаев. – М.: Юридическая литература, 2000. – с. 425.
3. Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: культура, богатство и власть в XXI веке / Пер. с англ. – М.: МГИМО (У), РОССПЭН, 2004. – с. 170 – 171.
4. Рязанов В.Т. Экономическая стратегия России в условиях растущей глобализации мировой экономики // Философия хозяйства. – Альманах Центра общественных наук и экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. – 2004. – № 3 (33). – с. 13.
5. Гнилитская Е.В. Национальное хозяйство в эпоху глобализации: Монография. – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2007. – с. 326 – 478.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:29