Экономические интересы России на постсоветском пространстве в условиях формирования новых региональных объединений

Джабиев А.П.1
1 Российский университет транспорта

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2017)

Цитировать:
Джабиев А.П. Экономические интересы России на постсоветском пространстве в условиях формирования новых региональных объединений // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 4. – С. 363-374. – doi: 10.18334/eo.7.4.38338.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32337787
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются и анализируются современное состояние и перспективы развития интеграционных процессов и реализация экономических интересов России на постсоветском пространстве. Аргументирован вывод о том, что важнейшим стратегическим направлением России является выработка эффективной политики по формированию широкомасштабной евразийской зоны сотрудничества в сфере обеспечения экономических интересов нашей страны.

Ключевые слова: интеграционные процессы, экономические интересы, постсоветское пространство



Введение

В условиях развития мирохозяйственных связей невозможно представить себе развитие национальной экономики любой страны в изоляции от внешнего мира, благосостояние которой зависит не столько от внутренних ресурсов и потенциала, сколько от масштабов ее экономических связей с другими государствами. Внедрение в жизнь приоритетных внешнеэкономических направлений многих стран мира приобретает первостепенное и широкомасштабное значение только посредством их интеграции с мировым хозяйством в целом.

Современная экономическая система государства невозможна без ее включения в интеграционный процесс, то есть, в систему мирохозяйственных связей, ибо «…страны расширяют свое участие в глобальной экономике, поскольку это повышает эффективность их собственной экономики…» [5, с. 58] (Zagashvili V., 2016).

В условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей интеграционные процессы в экономическом пространстве носят региональный характер, поэтому представляется весьма актуальным рассмотрение в данной статье проблем современных интеграционных объединений на постсоветском пространстве (евразийском регионе).

Очевидным стал тот факт, что с распадом СССР геополитическое влияние России существенно изменилось в неблагоприятную для нее сторону – оно самым серьезным образом уменьшилось. Практически по всему периметру российских границ с новыми независимыми государствами Россия оказалась незащищенной, откуда исходят вызовы и угрозы для нее в сфере экономики и политики. Но вместе с тем, Россия для многих стран – практически безальтернативный рынок их традиционных товаров, услуг и труда, источник сырья и энергии, коридор для выхода на рынки третьих стран [3] (Grinberg R. S., 2006). Поэтому для Российской Федерации евразийский регион становится жизненным пространством, обеспечивающим ей статус сверхдержавы. В этой связи основной целью нашей страны в данном регионе является сохранение своего превосходства в области геоэкономики и геополитики. Экономические интересы России в сфере экономики в евразийском регионе тесно связаны с геополитическими интересами, но в контексте нашей статьи необходимо попытаться рассмотреть вопросы чисто экономического характера.

С учетом этих обстоятельств, в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса и введенных международных санкций ЕС и США актуальным является всестороннее изучение и исследование проблем, связанных с пространственной реализацией экономических интересов России в евразийском регионе.

Региональная экономическая интеграция как формирование единого хозяйственного комплекса

Следует откровенно признать, что императивом XXI века является образование региональных экономических объединений в целях глобального развития. В настоящее время интенсивный и бурный рост региональной экономической интеграции становится важнейшей тенденцией, неотъемлемой частью развития мирохозяйственных связей. Подтверждением тому является беспрецедентный рост числа региональных торговых соглашений за последние десятилетия. Именно по этой объективной причине, по такому пути развития интеграционных процессов сформировались такие региональные объединения, как Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА), Объединения стран Восточной и Юго-Восточной Азии (АСЕАН–АТЭС) и др.

В конечном результате, объединяются мегаполисы и крупнейшие регионы мира, являющиеся стратегическим направлением социально-экономического развития мирового сообщества. Когда крупнейшие мегополисы создают экономические региональные объединения, они способны влиять на международную торговлю и на мировую экономику в целом.

После распада СССР на бывших его территориях произошли кардинальные трансформации, где существенно уменьшилось геополитическое и геоэкономическое влияние России, связанное с процессом становления и реализации национальных интересов республик бывшего СССР. Следовательно, на фоне этих негативных тенденций на территории постсоветского пространства осуществляется поиск новых взаимоприемлемых форм интеграционных процессов в целях налаживания и развития взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Формирование региональной экономической интеграции в евразийском регионе – одна из ключевых проблем развития современной экономики на постсоветском пространстве, открывающая новые возможности для преодоления стагнации и кризисных явлений в системе глобальной экономики. Экономическая сущность региональной интеграции постсоветских стран состоит в том, что настало время объединения национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это обусловлено не только устранением таможенных барьеров между странами, но и согласованием перспективных направлений между странами по налаживанию хозяйственных связей и выработке согласованных магистральных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.

Постсоветский регион – важнейшее экономическое пространство, где при тесном взаимном сотрудничестве с бывшими республиками СССР, а ныне самостоятельными государствами можно реализовать национальные интересы России не только в области экономики, но и политики и военно-стратегическом направлении.

Исторически сложилось так, что расширение российского экономического присутствия в странах СНГ является закономерной тенденцией, объективным процессом. Поэтому в условиях возрастающих вызовов и угроз для России жизненно важным является экономическое, политическое, духовное и культурное присутствие в евразийском пространстве. Для реализации национальных интересов в данном регионе России потребуется время для поиска наиболее эффективных способов. Основными инструментами присутствия России на территориях многих бывших республик СССР являются такие важные направления как финансовые, экономические, организационные, информационные, консультационные. Эти важнейшие экономические направления могут способствовать развитию взаимовыгодной внешнеторговой, кооперационной и производственной деятельности национальных предпринимательских структур. Необходимо признать тот объективный факт, что Россия остается ближним соседом стран постсоветского пространства, и интеграционные процессы неизбежны, ибо они отвечают долгосрочным национальным интересам не только России, но и постсоветских стран.

Кардинальные изменения, которые происходят в настоящее время на постсоветском пространстве, неразрывно связаны с продвижением Североатлантического блока на Восток. Страны-участники НАТО продвигаются к российским границам, отрезают нашу страну от Балтики, контролируют все её транспортные узлы на Запад, пытаются превратить Калининградскую область в оторванный от основной российской территории анклав.

Интеграционный вектор развития российской экономики – стратегическая цель перевода экономики на инновационную модель роста

Несмотря на то, что Россия находится под жесткими международными санкциями по всем направлениям жизнедеятельности человека, интеграционный вектор развития российской экономической политики на постсоветском пространстве полностью отвечает стратегической цели перевода экономики нашей страны на инновационную модель развития. Результаты интеграционной политики будут значительными тогда, когда будет налажена струк­турная перестройка и техническое перевооружение производственной политики России.

В условиях меняющейся внешней среды и глобальной конкуренции региональные интеграционные объединения образуются с целью повышения экономического потенциала государств. Развитие интеграционной политики на евразийском регионе не является исключением, ибо формирование и развитие региональных экономических объединений выступает ведущим мотивом евразийского проекта, его основной движущей силой. С учетом этих тенденций, на базе пяти республик бывшего СССР сформировано региональное объединение – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), являющийся экономически и географически выгодным региональным объединением, расположенным между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, является успешной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Хотя после начальной фазы быстрого роста прогресс замедлился, ЕАЭС следует рассматривать не как исключение из правил, а как один из действующих таможенных союзов со своими достижениями и проблемами [1] (Vinogradov E.Yu., 2016).

Евразийство – выход за свои национальные границы для выстраивания многополярного мира [8] (Muntiyan V.I., 2012). Поэтому евразийская интеграция в рамках ЕАЭС для бывших республик СССР – исторический шанс противодействовать всему спектру современных вызовов и угроз, сохранить в условиях меняющейся внешней среды возможности и перспективы самостоятельного развития, контроль над ресурсами, позволяющими обеспечить высокое качество жизни людей, проживающих на территории постсоветского пространства.

В силу своего технико-экономического положения Россия играет роль своеобразного интеграционного стержня постсоветского пространства. Поэтому Россия должна взять на себя функцию лидера евразийской интеграции, ибо на протяжении многих столетий она является центром объединительного процесса стран огромного пространства Евразии для развития экономического и политического сотрудничества государств между Европой и Азией.

Очевидным становится тот факт, что современное глобальное общество переживает сложную эпоху смены систем ценностей, испытывает системный кризис. Пора осознать тот факт, что глобальная экономическая политика вместе со своими международными организациями – МВФ, Всемирный банк и ВТО и другие международные финансовые и торгово-экономические организации зашли в тупик. США, стремительно теряют свой авторитет и влияние в мировом сообществе, сталкиваясь с внутренними и внешними системными проблемами. События последнего времени показали, что роль сформированной западной модели типа Европейского союза чрезмерно преувеличена и идеализирована, давшего серьезную трещину в области экономики и политики, исчерпал свой ресурс развития. Экономическое сотрудничество России с упомянутыми международными организациями становится год за годом все тяжелее по политическим соображениям. Поэтому для преодоления и минимизации новых вызовов и угроз Россия должна и обязана заявлять о своем присутствии в постсоветском регионе для защиты своих жизненных интересов, ревниво относясь к появлению в нем новых сильных игроков из дальнего зарубежья.

С учетом этих обстоятельств, создание ЕАЭС в составе Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России необходимо рассматривать как важный шаг на пути более глубокого вовлечения России в мировые цепочки производства поставок, равноправной и доверительной интеграции, прежде всего, с нашими основными партнерами – странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем более многие эксперты выявляют либеральный характер основополагающих и базовых принципов построения Евразийского экономического союза, показывают сходство с моделью регулирования рынков, созданной Европейским союзом [7] (Kondrateva N., 2016).

Формирование ЕАЭС – важный шаг восстановления торгово-экономических связей, разрушенных в 1990-е годы

Формирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве – стратегически верный путь к сохранению национальной идентичности, обеспечению национальных интересов бывших республик СССР. Начавшиеся интеграционные процессы на постсоветском пространстве должны способствовать восстановлению торгово-экономических связей, разрушенных в 1990-е после распада СССР, ибо для России сегодня первоочередное значение приобретает интеграция на евразийском пространстве. Для ее ускорения потребуются новые формы организации науки, включая создание сетевых организаций – независимых научных центров, объединяющих усилия действующих научных организаций для достижения конкретного практического результата в области интеграции [2] (Golovnin M., Zakharov A., Ushkalova D., 2016).

Дальнейшее формирование интеграционных процессов на постсоветском регионе опирается на такие объективные обстоятельства как сложившееся еще при функционировании СССР разделение труда по выпуску отдельных видов товаров, производство которых явилось экономически выгодным в связи с географическим положением, климатическими условиями, наличием природных и трудовых ресурсов. Ранее успешно функционирующие интегрированные производства, тесные торгово-экономические связи, единая сеть коммуникаций, военно-промышленный комплекс, культурная близость и многовековая идентичная история государств стали реальной основой для сотрудничества между постсоветскими государствами. «…Именно Россия с ее экономическим, технологическим и ресурсным потенциалом, емким рынком, развитой конфигурацией транспортных коммуникаций и производственных связей может обеспечить рациональную интеграцию экономического пространства стран СНГ в мировое хозяйство…» [9, с. 32] (Spartak A. N., 2010).

Глобальный финансово-экономический кризис остро поставил вопрос о перспективах дальнейшего развития глобальной экономики. Этот кризис уже привел к усилению конкуренции между ведущими державами за сферы влияния и ресурсы. Евразийский регион или республики бывшего СССР находятся под пристальным вниманием стратегических интересов основных мировых центров силы, а потому в предстоящие годы борьба за влияние в странах СНГ может быть особенно жесткой.

Являясь безусловным лидером евразийского проекта развития интеграционных процессов, Российская Федерация вынуждена прилагать усилия для последовательного преодоления различия подходов своих партнеров к поиску оптимального формата интеграционных приоритетов. Только сообща вместе, можно сделать значительно больше и лучше, чем каждая страна в отдельности, ибо территория бывшего СССР является сферой жизненно важных интересов не только России, но и всего постсоветского региона. Поэтому отдельной задачей развития взаимодействия со странами данного региона должно стать внешнеполитическим и внешнеэкономическим приоритетом России. Именно благодаря России, Казахстану и Белоруссии был сформирован ЕАЭС и созданы все необходимые предпосылки для сохранения его позитивного баланса по углублению экономической интеграции, находится в динамичном равновесии, в конечном итоге, в перспективе должен приблизиться к ведущим интеграционным объединениям мира.

В качестве одного из важнейших элементов для продвижения экономических интересов России в евразийском регионе является дальнейшее укрепление и расширение ЕАЭС, который является эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Россия должна целенаправленно укреплять свои национальные интересы, активизировать свое участие в интеграционных процессах в этом динамично развивающемся регионе в целях реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Наиболее важным регионом с точки зрения экономических интересов России можно отнести Центральную Азию (ЦА), где в краткосрочной и среднесрочной перспективе широко представлены интересы Российской Федерации, характеризующиеся как интересы национальной безопасности и экономической стабильности нашей страны, исторически привязанная к этому геополитическому региону.
Экономические интересы России в ЦА тесно переплетены с геополитическими, но в аналитическом плане можно попытаться выделить чисто экономические сферы взаимодействия, формируемые в рамках существующих в ЦА благоприятных для ведения бизнеса факторов [6] (Naumkin V.V., 2013). У России есть свои традиционные экономические интересы в Центральной Азии, где исторически имело место российское экономическое присутствие и эти интересы близки к традиционному российскому образу жизни. В регионе размещены стратегические сырьевые ресурсы, которые в России имеются в недостаточном объеме. Это, прежде всего медно-порфировые месторождения, размещенные в Казахстане и Узбекистане, по добыче меди, молибдена и золота, ориентированные в основном на внешние рынки. Особое значение для России имеет экономика Казахстана, которая является многопрофильной, и представляет собой важный ресурс для стабилизации и роста экономики нашей страны. Хорошей иллюстрацией к сказанному может служить Карагандинский металлургический комбинат, поставляющий в Россию около 2 млн т проката в год.
Важным ресурсом продвижения экономических интересов России представляют месторождения урановых руд Киргизии. Например, Карабалтинский горнорудный комбинат, перерабатывающий химический концентрат природного урана, осуществляют выпуск готовой продукции в виде закиси-окиси урана.
Россия должна стать лидером или моделью евразийского проекта по привлечению бывших республик СССР в состав ЕАЭС в целях свободного выхода к границам Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы выполнить миссию евразийской державы.
Глобальные вызовы и угрозы настоятельно требуют обеспечение незыблемости продвижения экономических интересов России. В числе приоритетов остается дальнейшее повышение эффективности содействие разработке минерально-сырьевой базы для расширения и укрепления собственной ресурсной базы и приобретения необходимых полезных ископаемых. Возрастающее значение приобретает укрепление позиции России по повышению эффективности стратегического управления позиционированием российских энергетических ресурсов на международных рынках в качестве гаранта международной энергетической безопасности.
С развалом СССР Российская Федерация испытывает острую нехватку необходимых полезных ископаемых – хромовая и марганцевая руда, свинец, уран, цинк, молибден и т.д. Поэтому сегодня наша страна вынуждена закупать эти сырьевые ресурсы в республиках бывшего СССР, но к их рынкам активно подбираются крупные игроки – США, ЕС, Китай.

По мнению Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, регион Центральной Азии имеет хорошие перспективы развития топливно-энергетического комплекса [10]. Поэтому для устойчивого экономического роста в условиях повсеместного исчерпания природных ресурсов нашей страны, весьма важное место занимают сырьевые и минеральные ресурсы, размещенные в регионе Центральной Азии. Нефть, газ, запасы урана, золота, цветных и редкоземельных металлов, другие полезные ископаемые являются основными источниками устойчивого социально-экономического развития России.

Россия как лидер евразийской интеграции должна стать объединительным центром евразийского пространства

Исторически сложилось так, что именно Россия должна взять на себя функции лидера евразийской интеграции, ибо она является объединительным центром или «стержнем» евразийского пространства. Безусловно, Россия обладает масштабными возможностями в реформировании экономики, оказывает решающее влияние на решение политических и экономических вопросов на постсоветском пространстве. Объединение рынков товаров, услуг, рабочей силы и капитала способствует формированию огромного международного региона с цивилизованными нормами и правилами международной торговли. Все это дает основание быть России доминирующей державой, требующей четкой последовательности действий, рассматривать как пространство, с которым связаны жизненно важные интересы России.

ЕАЭС как региональное объединение создано для снижения торговых издержек, увеличения производственного роста и повышения конкурентоспособной продукции, объединяющейся в единое экономическое региональное объединение национальных экономик на постсоветском пространстве. ЕАЭС формирует ключевые элементы для восстановления научно-технологического и производственного потенциала по созданию конкурентоспособной продукции. С принятием Таможенного кодекса ЕАЭС операторам внешнеэкономической деятельности упрощены совершения таможенных операций, существенно сокращены заполнение многочисленных таможенных документов.

Выступая на пленарном заседании Санкт-Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 г., Президент РФ В. Путин высказал весьма интересную мысль, о создании «большого евразийского партнерства» между странами ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, которые составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности. Поэтому весьма важным и своевременным является идея дальнейшего расширения ЕАЭС на основе новой инновационной, технологической платформе и мощной геополитической модели интеграционного взаимодействия, привлекая вышеупомянутых международных организаций к совместному экономическому сотрудничеству.

В то же время необходимо отметить, что оставаясь связующим звеном постсовет­ской геополитической и геоэкономической конструкции, Россия до сих пор не сформулировала привлекательную концепцию в евразийском регионе. Наша страна не располагает достаточными ресурсами, не достигла уровня экономической привлекательности, чтобы располагать их к себе. Упуская такую возможность, мы стали свидетелями острой конкуренции различных проектов, идей и подходов, касающихся будущего этого региона, благодаря чему очевидными потенциальными конкурентами России следует отнести США и ЕС, чьи предложения для некоторых стран СНГ являются более привлекательными и перспективными.

Весьма перспективным направлением развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС является расширение связей на базе государственно-частного партнерства, упрощение торговых процедур для дальнейшей либерализации внешней торговли, формирование инновационных кластеров и др. [4] (Dyatlov S.A., Ananev A.A., 2015).

Следует отметить, что в настоящее время Россией не в полной мере используется возрастание и воплощение в жизнь рентабельного транзитного ресурса из Центральной Азии и пограничных с ней азиатских стран в Европу через российскую территорию. Для нашей страны ключевым направлением является именно транзитная политика по развитию и обеспечению внешнеэкономических связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Основная сфера интересов России в данном регионе, прежде всего мониторинг транспортировки топливно-энергетических ресурсов. Из Российской Федерации поступают уголь, сырая нефть, нефтепродукты и электроэнергия. Из республик Центральной Азии Россия осуществляет крупные поставки энергоносителей в Западную Европу.

Поэтому для отстаивания интересов нашей страны особое значение приобретает формирование коридора Европа – Россия – Казахстан – Китай с восстановлением крупномасштабных поставок газа из Туркмении. В качестве одного из важнейших элементов реализации транзитной политики является необходимость активного взаимодействия с транзитными государствами СНГ. Приоритетный характер имеет развитие диалога со странами-потребителями и странами транзита для надежности поставок энергоресурсов. Россия также экономически заинтересована в реализации товаров готовой продукции в рынках сбыта данного региона – продовольствия, машин, текстильной продукции, продукция для транспортного машиностроения. Эти процессы напрямую затрагивают интересы России.

Заключение

1. Решая задачи обеспечения устойчивого экономического роста, необходимо разрабатывать меры по рациональному использованию природных ресурсов Евразийского региона для расширения и совершенствования международной производственной и научно-технической кооперации.

2. В условиях активного наращивания геополитической и геоэкономической деятельности мировых держав в евразийском регионе России следует выработать эффективную политику, основанную на формирование широкомасштабной евразийской зоны сотрудничества в сфере обеспечения экономических интересов нашей страны.

3. России необходимо преодолеть свои социально-экономические и внешнеполитические проблемы, чтобы реализовать свои национальные интересы на постсоветском пространстве, основываясь на принципах собственной национальной безопасности. Интеграционные проекты станут успешными только в том случае, если Россия будет демонстрировать высокую конкурентоспособность в постсоветском регионе по сравнению с новыми экономическими «игроками» и формирующимися центрами политического влияния стран Запада.

4.Формирование и развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве отвечает не только социально – экономическим, но и политическим интересам нашей страны, заключающимся в формировании у ее границ пояса дружественных стабильных государств в рамках стран СНГ.

5. Потери национальных интересов на постсоветском пространстве для России будет означать снижение международного авторитета нашей страны вплоть до уровня региональной державы. Поэтому с учетом сложившихся современных реалий и закономерностей, такую перспективу развития и формирования геостратегической стратегии следует расценивать как неприемлемую.


Источники:

1. Виноградов Е.Ю. Евразийский экономический союз без эмоций // Вопросы экономики. – 2016. – № 4. – С. 43-60.
2. Головнин М., Захаров А., Ушкалова Д. Экономическая интеграция: уроки для постсоветского пространства // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – № 4. – С. 61-69.
3. Гринберг Р. С. Стержень постсоветской конструкции: экономические и гуманитарные аспекты взаимодействия стран СНГ // Стратегия России. – 2006. – № 7. – С. 13-26.
4. Дятлов С.А., Ананьев А.А. Евразийская политическая экономия как теоретическое основание новой интеграционной целостности: сущность и организационно-институциональные формы // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 4. – С. 63-67.
5. Загашвили В. Диверсификация российской экономики в условиях санкций // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – № 7. – С. 52-60.
Наумкин В.В. Интересы России в Центральной Азии: содержание, перспективы, ограничители. / Российский совет по междунар. делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2013. – 64 с.
7. Кондратьева Н. Евразийский экономический союз: достижения и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – № 6. – С. 15-23.
8. Мунтиян В.И. Евразийский экономический союз инновационная парадигма развития СНГ // Евразийская экономическая интеграция. – 2012. – № 3. – С. 4.
9. Спартак А. Н. Стратегические интересы России на постсоветском пространстве // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – № 8. – С. 32-45.
Центральная Азия: роль в перестройке мировых рынков нефти и природного газа. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 104 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 21:05:14