Управление социальной реструктуризацией промышленного предприятия

Скляр Е.Н., Швыгова К.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (16), Апрель 2008

Цитировать:
Скляр Е.Н., Швыгова К.В. Управление социальной реструктуризацией промышленного предприятия // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 4. – С. 27-32.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9950094
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время деятельность большинства российских промышленных предприятий характеризуется положительной динамикой. С каждым годом все сильнее ощущается потребность в инновациях, использовании наукоемких и информационных технологий, а также в интеллектуальных и трудовых ресурсах. Это обуславливает необходимость научно-обоснованного выбора стратегии экономического и социального развития предприятий.

Ключевые слова: инновации, промышленные предприятия, социальное развитие, социальные отношения



В настоящее время деятельность большинства российских промышленных предприятий характеризуется положительной динамикой. С каждым годом все сильнее ощущается потребность в инновациях, использовании наукоёмких и информационных технологий, а также в интеллектуальных и трудовых ресурсах. Это обуславливает необходимость научно-обоснованного выбора стратегии экономического и социального развития предприятий.

Изучение зарубежного опыта доказывает необходимость социальной ориентированности в регулировании хозяйственных процессов. Одним из таких инструментов, позволяющим эффективно реализовать социальную стратегию предприятия, является социально ориентированная реструктуризация.

Социально ответственная реструктуризация – это намеренное изменение формальных взаимоотношений между элементами предприятия, подразумевающее использование одного или нескольких способов учета интересов всех его сторон, в том числе персонала предприятия [1]. Она включает в себя реорганизацию трудовых процессов, уменьшение уровней управления, упразднение структурных подразделений в результате использования аутсорсинга, придание самостоятельности структурным подразделениям, отказ от некоторых видов деятельности, сокращение рабочих мест и др.

Социальная реструктуризация предполагает изменения [1, 4]:

‑ в партнерстве с объединениями работодателей и представителями властей через информационные компании, освещающие предстоящие структурные изменения в компании;

‑ посредством организации мероприятий по профессиональной переподготовке;

‑ в оказании содействия в трудоустройстве, осуществлении компенсационных выплат сотрудникам, попавшим под сокращение и т.д.

Объектом социальной реструктуризации являются промышленные предприятия.

Субъектом (участниками реструктуризации) – руководители и коллектив исследуемых промышленных предприятий.

Предметом исследования (сферой потенциальных изменений) – производственные и социальные процессы.

Рассмотрим основные этапы социальной реструктуризации, а именно [3]:

‑ анализ исходного экономического и социального бизнеса (то есть выполнения социальных функций бизнеса во внешней и внутренней среде);

‑ анализ социальной среды предприятия с использованием SWOT-анализа;

‑ выявление социальных проблем реструктуризации производственных процессов;

‑ формирование основных направлений реструктуризации для решения социальных проблем;

‑ разработку проекта реструктуризации по выявленным направлениям;

‑ оценку результатов реструктуризации и корректировка узких мест.

В ходе реструктуризации компания решает ряд стратегических проблем, таких как:

‑ формирование социальной среды бизнеса (инфраструктуры);

‑ социальная ориентация производителей;

‑ определение структуры и объемов социальной поддержки на основе изучения социальных потребностей общества, персонала и др.;

‑ социальное позиционирование бизнеса и др.

Социальная среда бизнеса формируется под влиянием множества разнородных факторов (рис. 1), которые могут быть исследованы при помощи матрицы SWOT-анализа.

Рис.1. Исследование факторов социальной среды промышленного предприятия с целью выбора направлений социальной реструктуризации

Так, SWOT-анализ социальной среды одного из крупных брянских промышленных предприятий ЗАО «Термотрон-завод» показал, что к его сильным сторонам в области социальной политики следует отнести:

‑ наличие имиджа социально-ориентированного предприятия в глазах персонала, акционеров, общественности и др.;

‑ создание новых рабочих мест,

‑ невысокий уровень травматизма,

‑ значительные инвестиции в развитие персонала.

Выявлен также ряд слабых сторон:

‑ недостаточная активность профсоюзной организации;

-‑ недостаточный размер социальных инвестиций;

‑ невысокий уровень средней заработной платы отдельных категорий персонала;

‑ неэффективный социальный PR,

‑слабое информационное обеспечение персонала относительно реализуемых на предприятии социальных программ.

Как показал SWOT-анализ социальной политики, к основным задачам социальной реструктуризации ЗАО «Термотрон-завод» следует отнести:

‑ разработку научно-технических средств и социально-экономических форм, позволяющих на практике создавать условия для самореализации работника;

‑ создание и поддержание условий профессиональной деятельности работников, обеспечивающих их всестороннее и гармоничное развитие, максимальное развитие творческого и производственного потенциала каждого индивида;

‑ обеспечение максимальной привлекательности работы и удовлетворенность ею;

‑ гарантии занятости всего трудоспособного населения и др.;

Бесспорно, процесс социально ответственной реструктуризации бизнеса является достаточно затратным на начальных стадиях его осуществления. А дивиденды он принесет лишь только в долгосрочном периоде. В связи с этим топ-менеджменту промышленных предприятий затраты на ее осуществление следует рассматривать как социальные инвестиции.

К социальным инвестициям относят материальные, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства предприятий, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внешних и внутренних стейкхолдеров в предположении, что в стратегическом отношении предприятием будем получен определенный социальный и экономический эффект [2].

В заключении отметим, что в настоящее время реструктуризация большинства отечественных промышленных предприятиях затрагивает либо структуру управления, либо структуру бизнес-процессов, оставляя без изменений в подавляющем большинстве ее социальные аспекты. Между тем, на наш, взгляд, решение ряда социальных вопросов реструктуризации позволило бы существенно повысить ее эффективность и способствовать укреплению социального имиджа предприятия, что особенно важно в условиях острого дефицита рабочих кадров…


Источники:

1. Башарина Е.Н. Социально-ответственная реструктуризация бизнеса в рамках государственно-частного партнерства / Вестник Московского университета. Серия 21, 2007. – № 2.
2. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / под общ. Ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004.
3. Короткова Т.Л. Социально-этические проблемы реструктуризации бизнеса на макроуровне // Проблемы современной экономики, № 2(22), 2007.
4. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. Т. 18. М.: Комкнига, 2005.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:55:30