Статья опубликована в журнале «Вопросы инновационной экономики»2 / 2017
DOI: 10.18334/vinec.7.2.38150

Проблемы формирования доверительных отношений между стейкхолдерами в процессе принятия решений в инновационном предпринимательстве

Мельников Олег Николаевич, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Яремчук Алексей Петрович, бакалавр кафедры «Инновационное предпринимательство», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Improving the return on investment in innovative entrepreneurship - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 34

Тезисы:
Предприниматель не может не обладать лидерскими качествами, а лидер – это всегда стратег. Менеджер – тактик.

Доверие является тем связующим звеном, которое обеспечивает бесперебойность выполнения работ от инновационной идеи до ее воплощения в экономический продукт, востребованный рынком

Инновация – это то, что выходит за пределы существующей материальной, духовной и управленческой системы выпуска экономических продуктов, востребованных рынком

Предпринимательство – это всегда выход за пределы существующей рыночно-производственной системы, как и лидерство, которое проявляется именно в момент выхода за пределы устоявшейся системы

Уровень инвестиций, вкладываемых в выполнение инновационного проекта, зависит не только от его сложности и ресурсоемкости, но и от того, как и кем будет организовано его исполнение

Опыт показывает, что китайские бизнесмены всегда в начале выстраивают доверительные отношения с партнером (приглашают на совместный обед, делают подарки и т.п.) и только убедившись, что этому партнеру можно доверять, они приступают к совместной работе

Сегодня все больше отечественных бизнесменов понимает, что успех в бизнесе во многом зависит от правильно выстроенных доверительных отношений между партнерами по бизнесу

Доходность как важнейший экономический фактор зависит от множества факторов: имиджа фирмы, имиджа товара(услуги), надежности поставок и послепродажного обслуживания, качества выпускаемого продукта и т.д. Именно эти факторы обеспечивают требуемый уровень доверия между компанией, выпускающей инновационные продукты, и потребителями

Коэффициент доверия отражает сложившийся уровень доверия между бизнес-партнерами (В2В), либо бизнесом и потребителями (В2С) при заключении договоров между компаниями в конкретном сегменте рынка в данный момент времени

Поиск инвестора и сам процесс инвестиций можно классифицировать как фактор входа в организуемую бизнес-систему. Замыкает ее (фактор выхода) получение дохода при реализации выпускаемого на рынок инновационного товара или услуги

Для оценки влияния уровня доверия между партнерами на предполагаемую доходность от инвестиций необходимо до заключения сделки помимо данных, традиционно учитываемых при оценки ожидаемой доходности ROI, принимать во внимание влияние на данный показатель сложившегося уровня доверия как между инвесторами и менеджментом организаций, так и между организацией и потребителями ее продукции.

Аннотация:
В статье представлены результаты исследований влияния доверительных отношений и атмосферы доверия между инвесторами, менеджментом и потребителями на принятие ими решений на создание, производство и реализацию инновационных товаров и/или услуг. Показано, что развитие инновационного предпринимательства не может быть эффективным без управления процессом формирования атмосферы доверия по всей цепочке бизнес-процесса – от инвесторов до потребителей инновационного продукта. Приведены и предложены к практическому использованию шкалы ранговой оценки уровня доверительных отношений, складывающихся между инвесторами и менеджментом организаций (в рамках В2В отношений) и между компаниями и потребителями (в рамках В2С отношений). Отмечено, что в настоящее время показатель доходности от инвестиций, направляемых на развитие инноваций – ROI, учитывает лишь внешние факторы, возникающие при осуществлении рыночных отношений, и не учитывает влияние внутренних факторов, которые оказывают на него существенное влияние. Прежде всего, это касается доверия, имеющего место в отношениях между всеми участниками бизнес-процессов.

JEL-классификация: D20, E22, O32

Цитировать публикацию:
Мельников О.Н, Яремчук А.П. Проблемы формирования доверительных отношений между стейкхолдерами в процессе принятия решений в инновационном предпринимательстве // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – Том 7. – № 2. – С. 109-124. – doi: 10.18334/vinec.7.2.38150


Источники:
Айзатуллен В.С., Корягин Н.Д. Применение оценок доверия в экономике // Статистика и экономика. – 2013. – №5. – С.18-21
Гурова Ирина Павловна, Корчагина Наталья Андреевна Понятие доверия в экономических отношениях // Власть. – 2011. – №5. – С.48-50
Дорофеева Л. И., Ермолова О. В. Доверие как фактор конкурентоспособности предприятия // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2012. – №4. – С.3-8
Жаворонков П.В. Связь доверия с инновациями, новизной и конкурентоспособностью бизнеса // Вопросы инновационной экономики. — 2015. — Том 3. — № 2. — с. 48-53. — doi: 10.18334/vinec.3.2.35385 https://bgscience.ru/lib/35385/
Жернов Евгений Евгеньевич, Жернова Наталья Александровна О двух компонентах феномена доверия при формировании экономики, основанной на знании // Вестник КузГТУ. – 2013. – №1. – С.146-150
Киселица Е.П., Пинигина Е.П. Модель формирования бренда личности при продвижении бизнес-проектов // Лидерство и менеджмент. — 2014. — Том 1. — № 1. — с. 15-26. — doi: 10.18334/lim.1.1.17 https://bgscience.ru/lib/9420/
Козлова Оксана Николаевна Культуры доверия: опыт социологического анализа // ТРУДЫ СПБГИК. 2015. №. С.157-167
Кравец А.В. Инновационное развитие и становление предпринимательских кластеров: проблемы и пути их решения // Российское предпринимательство. — 2016. — Том 17. — № 22. — с. 3083–3096. — doi: 10.18334/rp.17.22.37026 https://bgscience.ru/lib/37026/
Лигновская Татьяна Анатольевна, Сазанова Светлана Леонидовна Институт доверия как основание современной экономики // Вестник ГУУ. 2015. №13. С.285-290
Лядов А., http://www.cfin.ru/management/people/culture/guanxi.shtml
Мельников О.Н., Жаворонков П.В. О влиянии доверительных отношений на эффективность бизнеса // Креативная экономика. – 2012. – № 4 (64). – с. 48-54. – URL: http://bgscience.ru/lib/4697/
Мельников О.Н., Яремчук А.П. Доверительные и этические отношения как социально-«цементирующий» фактор экономических достижений в инновационном предпринимательстве // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 1. – С. 29–44. doi: 10.18334/ce.11.1.37531
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. 730 с
Шпренгер Р. Восстание индивидуума. Почему мы обязаны полностью заново обдумать сущность управления. – Калуга: Духовное познание, 2007. – 312 с.
Чернышева М.Д. Особенности венчурного финансирования в современной России // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. — 2016. — Том 3. — № 2. — с. 165-182. — doi: 10.18334/grfi.3.2.36572 https://bgscience.ru/lib/36572/
Alhanaqtah Veronika Differentiation of Western Asian countries from the standpoint of trust // European journal of economics and management sciences. 2016. №4. С.36-39
Czarniewski S. Trust in Economic Relations and Business, University of Finance and Management in Bialystok // European Journal of Business, Economics and Accountancy Vol. 2, No. 3, 2014 ISSN 2056-6018 [Электронный ресурс] http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2014/11/TRUST-IN-ECONOMIC-RELATIONS-AND-BUSINESS.pdf
Evans A.M., Krueger J.I. The Psychology (and Economics) of Trust, Brown University // Social and Personality Psychology Compass 3/6 (2009): 1003–1017 // http://files.clps.brown.edu/jkrueger/journal_articles/evans-2009-psychologyoftrust.pdf
Kizilova Kseniya, Haerpfer Christian W Social capital as the factor of societal transformations in post-communist societies // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. №7-8. С.22-25
Machiavelli N. The Prince. 2nd ed. / N. Machiavelli. – Chicago : University of Chicago Press, 1998.
Raiser M. European Bank for Reconstruction and Development Trust in transition. Working paper No39 Prepared in April 1999. JEL Classification Number: L14, P30 // http://socsci2.ucsd.edu/~aronatas/project/academic/trust%20in%20transition.pdf
https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплаенс
. https://www.macstories.net/news/apple-q1-2017-results-billion-revenue-million-iphones-million-ipads-sold/
https://utmagazine.ru/posts/20397-kak-izmenilas-kompaniya-apple-za-poslednie-10-let?answer
http://www.reuters.com/article/samsung-elec-results-idUSS6N1BG01P
https://meduza.io/news/2016/10/27/samsung-otchitalas-o-rezkom-padenii-pribyli-iz-za-galaxy-note-7