Инновационный бизнес. Функционирование бизнес-инкубаторов и других техноструктур

Дудин М.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (15), Март 2008

Цитировать:
Дудин М.Н. Инновационный бизнес. Функционирование бизнес-инкубаторов и других техноструктур // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 3. – С. 3-12.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9935711
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В бизнес идут люди только определенного склада ума и характера. Но даже самым самостоятельным и самодостаточным из них нужна помощь и на местном, и на государственном уровне. Для решения этого вопроса во всем мире сложилась практика организации специальных инфраструктур поддержки малого бизнеса. Одно из ведущих мест здесь занимает создание бизнес-инкубаторов.

Ключевые слова: предпринимательство, поддержка малого бизнеса, малое предпринимательство, бизнес-инкубаторы



В бизнес идут люди только определенного склада ума и характера. Но даже самым самостоятельным и самодостаточным из них нужна помощь и на местном, и на государственном уровне. Для решения этого вопроса во всем мире сложилась практика организации специальных инфраструктур поддержки малого бизнеса. Одно из ведущих мест здесь занимает создание бизнес-инкубаторов.

Возникновение первых бизнес-инкубаторов можно отнести к 50-м годам XX века. Пионером в этой области стали США. За ними последовали Япония и Западная Европа. Однако эта идея не сразу пробила себе дорогу.

В шестидесятых годах одними из первых начали создавать творческие коммуны архитекторы и дизайнеры, перестраивая занимаемые здания так, чтобы можно было создать оптимальную для бизнеса и взаимодействия среду. Чуть позже, в середине семидесятых, инкубаторы стали появляться при промышленных предприятиях. Стремительный рост их числа начался в период между 1985 и 1995 годом. Со временем выгоды инкубаторов оценили государственные власти, университеты и общественные организации самых разных стран.

Россия не исключение. В настоящее время в рамках реализации федеральной программы поддержки малого бизнеса в стране создается 120 российских бизнес-инкубаторов в 60 регионах, из них открыто 38 общей площадью 88 тыс. кв. м, создано 5 тыс. новых рабочих мест, на площадях этих инкубаторов действует около 500 компаний. Из 38 инкубаторов 15 созданы как инновационные. Для них характерна проблема заполнения резидентами, однако, как правило, это трудность лишь первого года функционирования инкубаторов бизнеса, и это время надо использовать для информирования малого бизнеса, необходимо «заручиться его доверием».

В среднесрочной перспективе в РФ должно быть создано 500 инкубаторов бизнеса, причем не только федеральных и региональных, но и муниципальных. Кроме того, инкубаторы создаются и при вузах. На эти цели из федерального бюджета ежегодно направляется 200 млн. рублей. В 2006 году было профинансировано 10 таких проектов, в 2007 году - 15. В ближайшие три-четыре года Минэкономразвития России планирует открыть подобные структуры практически в каждом крупном городе страны.

Много это или мало, можно судить на примерах других стран. В мире насчитывается порядка 3950 инкубаторов бизнеса, в Китае действует 800 инкубаторов, а вскоре там их будет 1000. В островном государстве Сингапур - 114. Пионер в этой области США по разным оценкам насчитывают от 850 до 1100 инкубаторов бизнеса. Главным отличием американских инкубаторов от европейских является более чёткая ориентация на новые высокотехнологические фирмы, более серьёзная финансовая поддержка и, наконец, способность американской экономики практически полностью брать на вооружение новые разработки, что даёт самый сильный стимул для деятельности, как инкубатора, так и фирм, в нём находящихся.

Принимая во внимание количество действующих бизнес-инкубаторв в разных странах, можно констатировать следующее. За последние 50 лет в промышленно развитых странах оформился и получил широкое развитие принципиально новый подход к управлению научно-техническим прогрессом и реализации достижений науки в производстве на базе создания бизнес-инкубаторов, территориальных научно-технических и производственных комплексов — научных парков, технополисов, технопарков учебно-исследовательских центров и т.д.

Следует отметить, что идея деятельности бизнес-инкубаторов с течением времени претерпела ряд изменений: от представления о них как о зданиях или группе зданий, «выращивающих» новые фирмы и формы предпринимательства, до бизнес-инкубаторов, которые должны стать составной частью чего-то большего. Американцы первыми пришли к выводу, что место бизнес-инкубатора в различных техноструктурах, в так называемых технополисах. По сути своей технополисы — это компактные научно-промышленные городки, занимающиеся разработкой инновационных технологий и развитием наукоёмких производств.

Для большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой стратегия на приоритетное развитие научно-промышленных парков - это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего уровня, интеллектуализации всего народного хозяйства. В настоящее время этот прорыв настойчиво осуществляет Китай, создавая сеть технополисов.

Одной из важных функций технополисов является сдерживание «утечки мозгов», что весьма актуально для современной России, которая превратилась в мирового лидера в этой сфере. Развитие сети технополисов и действующих в их рамках бизнес-инкубаторов, где создаются благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс, а также открыть реальную возможность для применения своих знаний возвращающихся в страну ученых, накопивших опыт работы в ведущих западных научно-исследовательских центрах

Технополис является идеальным местом для функционирования бизнес-инкубатора. Для создания технополиса необходимо присутствие некоторых требований, а именно:

  • наличие академических или иных научно–исследовательских институтов, которым отводится решающая роль в осуществлении разработок и подготовке квалифицированных специалистов, а также их координации;
  • не открытие новых университетов и НИИ, а использование старых;
  • наличие наукоёмких предприятий и фирм, привлекающих внимание владельцев капитала, желающих вложить средства в новое дело;
  • близость к городу;
  • размещение технополисов как компактной территории.
  • От общего определения технополиса, данного выше, представляется целесообразным перейти к обозначению его разновидностей. Основных таких разновидностей существует пять: инновационные центры, научные и исследовательские парки, технологические парки, технологические центры, конгломераты.

    Нетрудно заметить, что во всех пяти типах (видах) технополисов речь, так или иначе, идет о высоких технологиях и наукоемких отраслях. Это в опреде­ленной степени согласуется с тем, что было сказано выше об ориентации бизнес-инкубаторов на работу с высокотехнологичными фирмами.

    Фирмы, которые становятся клиентами бизнес-инкубатора, должны быть по возможности высокотехнологичными. Если же брать высокотехнологичные фирмы, то вопрос в первую очередь стоит о малых и средних фирмах, которые, как известно, наиболее успешно и быстро «прокручивают» высокотехнологичные инновации.

    Бизнес-инкубатор может существовать в двух видах: как самостоятельная организация с правами юридического лица или инкубатора технологий – наукоемкого предприятия, тесно связанным с университетом, технологическим парком или инновационным центром, предназначенного для «выращивания» новорожденных фирм.

    Бизнес-инкубатор как структура - это часть сложного комплекса, первое звено большой венчурной цепочки - способной повлиять на ускорение развития высокотехнологичных отраслей экономики и превратить их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Бизнес–инкубаторы, как уже говорилось, обеспечивают создание и стартовое развитие новых фирм. Одной из основных целей в этом процессе является помощь в деле инициирования инноваций в малых и средних фирмах.

    На становление только что возникшей фирмы и на нахождение ею своего места на рынке инкубатор обычно отводит 2-3 года, иногда 5 лет. В инкубаторы, как правило, принимаются вновь созданные фирмы. По истече­нии установленного срока она должна покинуть инкубатор. Удачливые клиенты, сумевшие хорошо поставить дело, переходят в более просторные поме­щения либо на территории техноструктуры, частью которой является инкубатор, либо вне ее. Неудачники просто выбывают из игры.

    Что же касается самого инкубатора, то иногда происходит его организация вне рамок какой-либо структуры и этим все заканчивается. В таком случае инкубатор можно рассматривать как зародыш какой-то техноструктуры или как усеченный вариант последней. В любом случае цели и задачи бизнес-ин­кубаторов и техноструктур, в которые они входят, определяются, прежде всего, спецификой региона, в котором они расположены, а также составом их учре­дителей. Учет региональных особенностей позволяет этим структурам эффек­тивно использовать промышленный и научный потенциал, содействуя эконо­мическому развитию региона.

    Бизнес - инкубаторы, очень гибкая система, способная служить эффективно в различных сферах экономики: от развития высоких технологий, сложных экспортоориентированных производств до содействия росту, например, сельскохозяйственных предприятий, предприятий сферы услуг, работающих на местный рынок. На предварительном этапе формирования бизнес-инкубаторов и стимулирования инновационной деятельности следует четко определить, что отличительной особенностью бизнес-инкубатора от всех предпринимательских структур является специфический характер выпускаемого ими продукта. Продукт деятельности бизнес-инкубатора - независимый хозяйствующий субъект, хорошо адаптированный к функционированию в специфических условиях внешней рыночной среды. Данная особенность является определяющей при рассмотрении принципиальных подходов при, организации бизнес-инкубаторов. Их функционирование предполагает более благоприятную внешнюю среду для вновь создающихся хозяйствующих субъектов (инкубируемых фирм) за счет предоставления целого ряда услуг либо по ценам, значительно более низким, чем вне инкубатора, либо бесплатно. Поэтому качественной характеристикой, определяющей потенциальную результативность функционирования бизнес-инкубатора, является соотношение между условиями внешней экономической среды и условиями, скорректированными за счет бизнес-инкубатора для инкубируемой фирмы. Следует подчеркнуть, что предоставление тех или иных услуг бизнес-инкубатором - лишь средство, обеспечивающее «производственный» процесс.

    На этом же этапе должны быть четко определены качественные параметры фирм, пользующихся поддержкой бизнес-инкубатора. Фактически речь идет о разработке бизнес-плана. Его особенностью является то, что он базируется не только на изучении определенного рынка товаров и услуг и поиске своего места на этом рынке, но и на изучении механизмов становления фирм в зависимости от конкретных социально-экономических условий, прогнозировании наиболее перспективных видов деятельности, поиске способов и конкретных мер формирования конкурентоспособных независимых хозяйственных субъектов для реализации этих видов деятельности.

    Поэтому, при оценке деятельности бизнес-инкубаторов должен использоваться системный подход. Исходя из этого, деятельность бизнес-нкубатора целесообразно оценивать по трем основным направлениям:

  • обслуживание субъектов малого предпринимательства;
  • оправдание вложенных учредителями и спонсорами средств;
  • социально-экономический эффект.
  • Что касается инвестирования в бизнес-инкубаторы, то оно может быть как государственным (целевое финансирование), так и частным. При этом важно иметь в виду, что во многих случаях предпочтение следует отдавать использованию местных ресурсов, а не внешнему финансированию, поскольку внешнее финансирование может инвестировать свои капиталы не в перспективные направления, а в те, которые дают отдачу сегодня. Именно поэтому необходимо обеспечить взаимодействие бизнес-инкубаторов и венчурных фондов. Сегодня в 18 субъектах РФ создается 20 венчурных фондов, ими управляют 8 управляющих компаний, суммарный объем этих фондов составляет 6,4 млрд. рублей, а до конца года он возрастет еще на миллиард. Финансирование компаний из венчурных фондов – это лишь один элемент поддержки малого бизнеса.

    Преимущество бизнес-инкубатора проявляется не столько в новых рабочих местах, созданных в самом инкубаторе, сколько в том, что здесь закладывается основа будущих предприятий. Покидая стены инкубатора, предприятия не только способны осуществлять самостоятельную деятельность, но и расширить свое дело, переходя в разряд среднего предпринимательства. Это позволит привлечь значительно большее количество работников (в среднем, 10-20 человек) и увеличить отчисления в местный и другие бюджеты. Процветающий бизнес становится финансовым источником для общественно полезных инициатив региона, является объектом инвестиционной привлекательности и гарантом экономической стабильности, формирует благоприятный имидж региона. Бизнес-инкубатор выполняет целый ряд функций в решение задач по обслуживанию предпринимательства, включая:

  • Помощь инновационным малым предприятиям в становлении и развитии бизнеса путем предоставления на льготных условиях сроком до нескольких лет офисных, складских помещений, научных лабораторий, оргтехники.
  • Предоставление консультативно-экспертных услуг в сферах бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, делопроизводства, организации административной работы, подбора кадров.
  • Организация и проведение обучающих курсов и семинаров для работников предприятий по бухгалтерскому учету, маркетингу, бизнес планированию, финансовому менеджменту, управлению предприятием и т.п.
  • Помощь предприятиям в получении финансирования через систему грантов, финансовая поддержка через структуру кредитных кооперативов, привлечение иностранных инвестиций.
  • Широкий доступ предприятий к информационному обеспечению.
  • Содействие в подготовке бизнес-планов, проведении маркетинговых исследований, продвижении и развитии продукции.
  • Для выполнения поставленных задач инкубаторы используют материальные ресурсы и организационную поддержку учредителей и спонсоров, оказывая при этом положительный социально-экономический эффект на внешнюю среду, в которой он функционирует.

    Деятельность бизнес-инкубаторов зависит от многих факторов и в первую очередь от госполитики той страны, где он находится. Изменения в этой сфере в последнее время потрясают разные страны, а с начала этого года коснулись и нашей страны - с 1 января 2008 года изменились акценты госполитики в отношении к малому предпринимательству: «поддержка» уступила место «развитию».

    С реализацией нового закона о предпринимательстве, малый бизнес России будет классифицироваться по европейским критериям. Впервые государство вводит новое понятие "микропредприятия" с численностью занятых до 15 человек, в категорию "малые предприятия" попадают компании, в которых трудятся от 16 до 100 человек, а к "средним предприятиям" относятся те, где насчитывается от 101 до 250 человек.

    Необходимо отметить, что средние компании впервые могут рассчитывать на госпомощь по экспорту и по субсидированию процентных ставок - правда, они не будут размещаться в бизнес-инкубаторе, зато наряду с малыми и с крупными - якорными компаниями могут быть представлены в технопарке.

    Новым законом также закреплены полномочия за субъектами Российской Федерации, то есть теперь поддерживать малый бизнес регионы должны в обязательном порядке, а не по желанию. Следующая новация в законе коснулась распоряжения госимуществом. Эта тема сегодня имеет повышенное внимание со стороны предпринимателей, так как, по данным Минэкономразвития России, 30 процентов представителей малого бизнеса в настоящее время арендуют площади у муниципалитетов. Согласно новому закону, региональная и муниципальная власть с 1 января 2008 г. получила два варианта возможных действий. Первый - продать имущество через приватизацию, а второй - сохранить, сдавая в аренду предпринимателю, тем самым обеспечить устойчивый долгосрочный рост занятости в экономике территории. Среди последних изменений в сфере госрегулирования малого и среднего предпринимательства – принятие решения о создании межведомственной комиссии по развитию малого и среднего бизнеса, под руководством министра финансов. Это означает, что будет выработан план действий всех федеральных органов исполнительной власти на 2008-2010 гг. по развитию малого и среднего бизнеса в соответствующих секторах.

    В этой связи возникает серьёзный вопрос: на что должен ориентироваться российский бизнес–инкубатор? На выращивание молодой высокотехнологичной фирмы, на выращивание хоть какой–нибудь фирмы или стараться удержать на плаву старые, но подлежащие надежды фирмы? Или и то, и другое, и третье? В зависимости от ответа на эти вопросы можно разработать политику и стратегию российских бизнес–инкубаторов, правовую основу их деятельности и, наконец, финансирование. Очевидно, что политика и стратегия должны ориентироваться на будущее в зависимости от того, какое место Россия хочет занять в мировой экономики.

    Из сказанного сделаем вывод, что ожидается стремительный рост бизнес–инкубаторов - инновационных локомотивов развития новейших высоких технологий, обеспечивающих территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов.

    Подводя итог, можно утверждать, что одним из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на местном уровне является создание инкубаторов бизнеса.

    Если местное самоуправление действительно заинтересовано в развитии малого предпринимательства на территории своего муниципалитета, то именно бизнес-инкубатор дает возможность:

    во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий;

    во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей.

    Таким образом, бизнес–инкубаторы помогают формировать у предпринимателей ‑ владельцев малых наукоёмких фирм ‑ понимание того, что они могут достичь успеха лишь в том случае, если освоят механизм коммерциализации своих знаний и технологий.


    Источники:

    1. Опора России на Северо – Западе [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.oporanw.ru/readarticle.php?article_id=15– Загл. с экрана.
    2. Бизнес в инкубаторе [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes.html– Загл. с экрана.
    3. Функционирование малого бизнеса [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4320– Загл. с экрана.
    4. Бизнес-инкубатор как инструмент муниципальной политики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:www.nsbi.da.ru – Загл. с экрана.
    5. 2-ая конференция по бизнес-инкубированию: Материалы конференции [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:www.conf-2.mbm.ru/default.aspx?s=0&p=6– Загл. с экрана.
    6. Создание и функционирование бизнес-инкубатора [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.ksp.assembly.spb.ru/printdoc?nd=80482240&nh=0&ssect= – Загл. с экрана.
    7. Комитет по информационному предпринимательству [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://cci.ru/newsitem.asp?id=11367 – Загл. с экрана.
    8. Бизнес-инкубаторы: льготная аренда для молодых мозгов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.metrinfo.ru– Загл. с экрана.
    9. Бизнес-инкубаторы – для молодых предпринимателей [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://www.ubo.ru/articles/?cat=136&pub=1252– Загл. с экрана.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:22:41