Статья опубликована в журнале «Миграция и социально-экономическое развитие»4 / 2016
DOI: 10.18334/migration.1.4.38091

Страны – экспортеры рабочей силы в Россию: миграционные стратегии

Ткаченко Марина Федоровна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой международных экономических отношений, Российская таможенная академия, Россия

Мигранян Азгануш Ашотовна, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт экономики Российской академии наук, Россия

Countries, which are exporting labor force to Russia: migration strategies - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 65

Тезисы:
► большинство государств СНГ даже не имеют точного представления о количестве работающих граждан за пределами своих государств
► правовой статус трудящегося мигранта, выезжающего за рубеж с целью трудоустройства или в поиске работы, определенно закреплен только в миграционном законодательстве Белоруссии и Молдовы в виде дефиниции «трудящийся-эмигрант»
► наибольшее внимание вопросам защиты прав трудовых мигрантов, находящихся за рубежом, уделяют такие страны как Белоруссия, Молдова, Киргизия и Таджикистан
► вопросы реэмиграции и реинтеграции практически не решаются на законодательном уровне, никаких действенных механизмов по возврату трудовых мигрантов не закреплены в базовых миграционных законах стран СНГ

Аннотация:
В статье рассмотрена миграционная стратегия стран-экспортеров рабочей силы в СНГ. Авторами определены проблемы, связанные с эффективной реализацией миграционной стратегии стран-доноров рабочей силы на пространстве СНГ. По мнению авторов, наибольшее влияние следует уделить урегулированию законодательной базы экспорта трудовых ресурсов в странах СНГ и разработке отлаженной системы статистического учета трудовых мигрантов.

JEL-классификация: F22, J15, R23

Цитировать публикацию:
Ткаченко М.Ф., Мигранян А.А. Страны – экспортеры рабочей силы в Россию: миграционные стратегии // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2016. – Том 1. – № 4. – С. 213-226. – doi: 10.18334/migration.1.4.38091

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Трудовая миграция в некоторых странах постсоветского пространства является действенным механизмом решения экономических проблем, при этом далеко не все государства – экспортеры рабочей силы имеют четко определенную миграционную стратегию в правовом и практическом аспектах. Более того, большинство государств СНГ даже не имеют точного представления о количестве работающих граждан за пределами своих государств.

На наш взгляд, миграционная стратегия стран-экспортеров должна определяться наличием следующих направлений деятельности:

1.    Контроль за выездом граждан из страны и контроль соблюдения их прав в стране приема, включая статистический учет и контроль за деятельностью посредников при трудоустройстве.

2.    Разработка программ по реэмиграции и реинтеграции трудящихся мигрантов, работающих за рубежом.

Как показал анализ нормативно-правовой базы и систем статистического учета, ни одно из указанных направлений в полной мере не может быть реализовано в странах-экспортерах рабочей силы.

Наиболее проработанное законодательство с точки зрения контроля и обеспечения интересов трудовых эмигрантов имеют такие страны как Белоруссия, Кыргызстан и Молдова.

Рассмотрим некоторые из проблем, связанные с эффективной реализацией миграционной стратегии стран-доноров рабочей силы на пространстве СНГ.

1.    Весомое значение в контроле за миграционными потоками имеет отлаженная система статистического учета. Однако существующая методология миграционного учета в странах СНГ свидетельствует о том, что учет эмиграции из стран-доноров рабочей силы не совпадает с учетом иммиграции в странах приема. Ближе всего к реальным оценкам Таджикистан, остальные страны с учетом нелегальной составляющей сильно преуменьшают объемы выехавших за рубеж (таблица 1).

С учетом углубления либерализационных процессов в миграционной сфере на фоне расширения ЕАЭС большой проблемой становится то, что по Договору о ЕАЭС не требуется получения разрешения на работу или патента для граждан из государств-членов ЕАЭС, что ведет к сокращению учтенных перемещений.

Таблица 1

Организация текущего учета граждан, выезжающих на работу за границу

Страна

Основание учета

Азербайджан

Не ведет учет трудящихся-мигрантов, выехавших на работу заграницей. В Миграционном кодексе республики Азербайджан отмечено, что выехавшие граждане могут встать на консульский учет в стране приема, сведения по ним будут переданы в Государственную миграционную службу Азербайджана.

Армения

Не ведет учет трудящихся-мигрантов, выехавших на работу заграницей.

Беларусь

По числу выданных лицензий.

Казахстан

Не ведет учет трудящихся-мигрантов, выехавших на работу заграницей.

Кыргызстан

По выехавшим в организованном порядке.

Молдова

По индивидуальным трудовым договорам, заключенным между иностранным работодателем и гражданином до выезда трудящегося-мигранта из страны.

Таджикистан

По карточкам выезда миграционного учета граждан с указанием цели выезда.

Узбекистан

По разрешениям на работу.

Украина

Данные организаций, имеющих лицензию на деятельность, связанную с трудоустройством граждан за границей или заключивших договоры подряда с иностранными юридическими лицами.

Источник: данные Межгосударственного статистического комитета СНГ и национальных статистических агентств

2. Особым образом в законодательстве стран-экспортеров должен быть определен порядок защиты прав граждан за рубежом и их прав на легальный выезд и легальное пребывание за рубежом. Важную роль в эффективности государственной политики в сфере регулирования трудовой эмиграции играет правовое закрепление статуса гражданина, выезжающего на работу (или в поиске работы) за рубеж (таблица 2).

Анализ законодательства по странам СНГ показал, что правовой статус трудящегося мигранта, выезжающего за рубеж с целью трудоустройства или в поиске работы, определенно закреплен только в миграционном законодательстве Белоруссии и Молдовы в виде дефиниции «трудящийся-эмигрант», что свидетельствует о стремлении этих государств к более полному учету этой категории мигрантов и наделении их соответствующими права в момент пребывания за рубежом.

В законодательстве большинства стран СНГ (кроме Армении, Казахстана и Украины) закреплена возможность содействия трудоустройству за рубежом со стороны физических или юридических лиц при наличии лицензии, либо государственных миграционных органов (Бюро по трудоустройству граждан при Агентстве по вопросам трудовой миграции в Узбекистане). Законодательное закрепление вопросов содействия трудоустройству за рубежом и контроля ответственности этих организаций усиливает легальную составляющую миграционного потока в Россию.

Наибольшее внимание вопросам защиты прав трудовых мигрантов, находящихся за рубежом, уделяют такие страны как Белоруссия, Молдова, Киргизия и Таджикистан. При этом в законодательстве Белоруссии наиболее детально прописаны обязанности всех участников процесса трудоустройства за рубежом и их ответственность перед трудящимся-эмигрантом. Наиболее пассивное отношение в законодательном плане демонстрируют такие страны как Армения, Казахстан и Украина. В Узбекистане, на наш взгляд, получил распространение внесистемный подход регулированию миграционных процессов, основанный на ограничении выезда соотечественников за рубеж, резко негативное отношение к уезжающим на заработки и требование о принудительном возврате.

Большинство стран СНГ имеют двусторонние соглашения с Россией (кроме Азербайджана и Казахстана), что является несомненным плюсом при урегулировании прав трудящихся мигрантов из стран СНГ в России. Большинство стран-экспортеров рабочей силы в Россию имеют представителя/представительство ФМС (ныне – Главное управление по вопросам миграции МВД России) на своей территории, за исключением Азербайджана, Казахстана и Белоруссии, откуда наблюдается не столь массовый отток населения в пользу России. Узбекистан является единственной страной из числа главных поставщиков рабочей силы, где отсутствует представительство подобного рода.

Исходя из анализа законодательной базы, все страны-поставщики рабочей силы в Россию условно можно разделить на две группы:

- страны с контролируемой трудовой эмиграцией: Белоруссия, Молдова, Киргизия, Таджикистан;

- страны с неконтролируемой или слабо контролируемой трудовой эмиграцией: Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Украина.

3.    Следует сказать, что вопросы реэмиграции и реинтеграции практически не решаются на законодательном уровне. Никакие действенные механизмы возврата трудовых мигрантов не закреплены в базовых миграционных законах стран СНГ. В ряде стран большое внимание уделяется возврату соотечественников, которые могли уехать за рубеж по другим причинам, а не в целях поиска более лучших условий работы. Так, в законодательстве Казахстана определены права и гарантии при возвращении оралманов, в законодательстве Киргизии – кайрылманов, в законодательстве Украины – этнических украинцев. Возвращение трудовых мигрантов на родину рассматривается только как мера помощи в случае нарушения их трудовых прав за рубежом. Не существует никакой разработанной стратегии относительно использования труда и финансовых средств трудовых мигрантов, желающих вернуться на родину, что снижает потенциал трудовой реэмиграции.

Таким образом, вопросы трудовой эмиграции на пространстве СНГ остаются пока слабо урегулированными как на национальном, так и на двустороннем уровнях. С учетом того, что Россия является главной точкой притяжения из других стран СНГ следует сосредоточиться на унификации законодательства страны приема и стран-поставщиков рабочей силы с целью упрощения системы статистического учета и контроля за миграционными потоками, с одной стороны, и помощи российским миграционным властям в соблюдении прав трудящихся мигрантов из стран СНГ.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Миграционный кодекс Азербайджанской республики [Электронный ресурс] // Az.china-embassy.org. – Режим доступа: http://az.china-embassy.org/chn/lsfw/P020140523489700428458.pdf
2. Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» [Электронный ресурс] // Pravo.newsby.org. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/zakon0/z291.htm
3. Закон Кыргызской Республики от 13.01.2006 № 4 «О внешней трудовой миграции» [Электронный ресурс] // Kyrgyzembassy.ru. – Режим доступа: http://kyrgyzembassy.ru/?page_id=1715
4. Закон Республики Молдова от 10.07.2008 № 180-XVI «О трудовой миграции» [Электронный ресурс] // Base.spinform.ru. – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=24273
5. Закон Республики Таджикистан от 11.12.2011 № 881 «О миграции» [Электронный ресурс] // Migration.tj. – Режим доступа: http://www.migration.tj/index.php/ru/zakonodatelstvo/omigratio
6. Положение о порядке трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом от 12.11.2003 № 505.
7. Учет общей и трудовой миграции в государствах-участниках СНГ [Электронный ресурс] // Cisstat.com. – Режим доступа: http://www.cisstat.com/migration/p1_measuring%20of%20migration.pdf
8. Агаева Д.Р., Самик М.В., Ускова Е.Д. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Экономические отношения. – 2014. – № 2. – С. 32-35.
9. Большакова И.Н. Управление миграционными процессами в Приволжском федеральном округе // Российское предпринимательство. – 2014. – № 10. –
С. 105-117.
10. Воробьева О.Д. Эффекты и промахи трансформации институтов миграционной политики в России // Миграция и социально-экономические развитие. – 2016. – Том 1. – № 3. – С. 153-178. – doi: 10.18334/migration.1.3.38087
11. Гребенюк А.А. Теоретические подходы к изучению международной трудовой миграции // Миграция и социально-экономические развитие. – 2016. – Том 1. – № 1. – С. 17-38. – doi: 10.18334/migration.1.1.38078
12. Ионцев В., Ивахнюк И. Модели интеграции мигрантов в современной России: Научно-исследовательский отчет КРИМ-Восток RR 2013/12. – Европейский университетский институт, 2013. – 22 с.
13. Интеграционная политика в отношении мигрантов в России: основные подходы, риски и возможности для экономического развития: Монография / М.Ф. Ткаченко, С.Ю. Сивоплясова, Ж.А. Попова [и др.]; под общ. ред. М.Ф. Ткаченко. – М.: Экон-информ, 2014. – 110 с.
14. Лободанова Д.Л. Особенности формирования человеческого капитала в городах Северного Кавказа: случай Махачкалы // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 12. – С. 1689-1702. – doi: 10.18334/ce.9.12.2222
15. Полухина А.В., Савенко Е.И. Исследование угроз национальной экономической безопасности России: социологический опрос // Экономические отношения. – 2014. – № 1. – С. 21-26.
16. Прохорова А. Политика интеграции мигрантов в России: пример оценки с использованием индекса интеграции MIPEX // Демоскоп Weekly. – 2011. – № 479-480. – http://demoscope.ru/weekly/2011/0479/analit05.php (дата обращения: 15.04.2016).
17. Рязанцева М.В. Стимулирование притока трудовых ресурсов на территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 18. – с. 3091-3102. – doi: 10.18334/rp.16.18.1954
18. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Ткаченко М.Ф. Формирование центральноазиатского сегмента евразийской миграционной подсистемы // Международные процессы. – 2013. – Том 11. – № 34. – С. 45-62.
19. Назаршоева С.Ф. Современная трудовая миграция населения Таджикистана: основные векторы и модели // Востоковедные исследования на Алтае. – 2016. – № 10. – С. 53-58.
20. Сибагатуллина Э.Т. Миграционная политика России и СНГ: сравнительно-правовой анализ // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2011. – № 1. – С. 8-10.
21. Шалаева В.А., Лаврентьева И.П. Человеческий потенциал развития трудовых ресурсов региона // Экономика труда. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 29-46. – doi: 10.18334/et.1.1.12