Страны – экспортеры рабочей силы в Россию: миграционные стратегии

Ткаченко М.Ф.1, Мигранян А.А.2
1 Российская таможенная академия
2 Институт экономики Российской академии наук

Статья в журнале

Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 1, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ткаченко М.Ф., Мигранян А.А. Страны – экспортеры рабочей силы в Россию: миграционные стратегии // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2016. – Том 1. – № 4. – С. 213-226. – doi: 10.18334/migration.1.4.38091.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29846993
Цитирований: 2 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье рассмотрена миграционная стратегия стран-экспортеров рабочей силы в СНГ. Авторами определены проблемы, связанные с эффективной реализацией миграционной стратегии стран-доноров рабочей силы на пространстве СНГ. По мнению авторов, наибольшее влияние следует уделить урегулированию законодательной базы экспорта трудовых ресурсов в странах СНГ и разработке отлаженной системы статистического учета трудовых мигрантов.

Ключевые слова: СНГ, страны-экспортеры рабочей силы, статистический учет трудовых мигрантов, правовой статус трудящихся мигрантов

JEL-классификация: R23, F22, J15



Трудовая миграция в некоторых странах постсоветского пространства является действенным механизмом решения экономических проблем, при этом далеко не все государства – экспортеры рабочей силы имеют четко определенную миграционную стратегию в правовом и практическом аспектах. Более того, большинство государств СНГ даже не имеют точного представления о количестве работающих граждан за пределами своих государств.

На наш взгляд, миграционная стратегия стран-экспортеров должна определяться наличием следующих направлений деятельности:

1. Контроль за выездом граждан из страны и контроль соблюдения их прав в стране приема, включая статистический учет и контроль за деятельностью посредников при трудоустройстве.

2. Разработка программ по реэмиграции и реинтеграции трудящихся мигрантов, работающих за рубежом.

Как показал анализ нормативно-правовой базы и систем статистического учета, ни одно из указанных направлений в полной мере не может быть реализовано в странах-экспортерах рабочей силы.

Наиболее проработанное законодательство с точки зрения контроля и обеспечения интересов трудовых эмигрантов имеют такие страны как Белоруссия, Кыргызстан и Молдова.

Рассмотрим некоторые из проблем, связанные с эффективной реализацией миграционной стратегии стран-доноров рабочей силы на пространстве СНГ.

1. Весомое значение в контроле за миграционными потоками имеет отлаженная система статистического учета. Однако существующая методология миграционного учета в странах СНГ свидетельствует о том, что учет эмиграции из стран-доноров рабочей силы не совпадает с учетом иммиграции в странах приема. Ближе всего к реальным оценкам Таджикистан, остальные страны с учетом нелегальной составляющей сильно преуменьшают объемы выехавших за рубеж (таблица 1).

С учетом углубления либерализационных процессов в миграционной сфере на фоне расширения ЕАЭС большой проблемой становится то, что по Договору о ЕАЭС не требуется получения разрешения на работу или патента для граждан из государств-членов ЕАЭС, что ведет к сокращению учтенных перемещений.

Таблица 1

Организация текущего учета граждан, выезжающих на работу за границу

Страна
Основание учета
Азербайджан
Не ведет учет трудящихся-мигрантов, выехавших на работу заграницей. В Миграционном кодексе республики Азербайджан отмечено, что выехавшие граждане могут встать на консульский учет в стране приема, сведения по ним будут переданы в Государственную миграционную службу Азербайджана.
Армения
Не ведет учет трудящихся-мигрантов, выехавших на работу заграницей.
Беларусь
По числу выданных лицензий.
Казахстан
Не ведет учет трудящихся-мигрантов, выехавших на работу заграницей.
Кыргызстан
По выехавшим в организованном порядке.
Молдова
По индивидуальным трудовым договорам, заключенным между иностранным работодателем и гражданином до выезда трудящегося-мигранта из страны.
Таджикистан
По карточкам выезда миграционного учета граждан с указанием цели выезда.
Узбекистан
По разрешениям на работу.
Украина
Данные организаций, имеющих лицензию на деятельность, связанную с трудоустройством граждан за границей или заключивших договоры подряда с иностранными юридическими лицами.
Источник: данные Межгосударственного статистического комитета СНГ и национальных статистических агентств

2. Особым образом в законодательстве стран-экспортеров должен быть определен порядок защиты прав граждан за рубежом и их прав на легальный выезд и легальное пребывание за рубежом. Важную роль в эффективности государственной политики в сфере регулирования трудовой эмиграции играет правовое закрепление статуса гражданина, выезжающего на работу (или в поиске работы) за рубеж (таблица 2).

Анализ законодательства по странам СНГ показал, что правовой статус трудящегося мигранта, выезжающего за рубеж с целью трудоустройства или в поиске работы, определенно закреплен только в миграционном законодательстве Белоруссии и Молдовы в виде дефиниции «трудящийся-эмигрант», что свидетельствует о стремлении этих государств к более полному учету этой категории мигрантов и наделении их соответствующими права в момент пребывания за рубежом.

В законодательстве большинства стран СНГ (кроме Армении, Казахстана и Украины) закреплена возможность содействия трудоустройству за рубежом со стороны физических или юридических лиц при наличии лицензии, либо государственных миграционных органов (Бюро по трудоустройству граждан при Агентстве по вопросам трудовой миграции в Узбекистане). Законодательное закрепление вопросов содействия трудоустройству за рубежом и контроля ответственности этих организаций усиливает легальную составляющую миграционного потока в Россию.

Наибольшее внимание вопросам защиты прав трудовых мигрантов, находящихся за рубежом, уделяют такие страны как Белоруссия, Молдова, Киргизия и Таджикистан. При этом в законодательстве Белоруссии наиболее детально прописаны обязанности всех участников процесса трудоустройства за рубежом и их ответственность перед трудящимся-эмигрантом. Наиболее пассивное отношение в законодательном плане демонстрируют такие страны как Армения, Казахстан и Украина. В Узбекистане, на наш взгляд, получил распространение внесистемный подход регулированию миграционных процессов, основанный на ограничении выезда соотечественников за рубеж, резко негативное отношение к уезжающим на заработки и требование о принудительном возврате.

Большинство стран СНГ имеют двусторонние соглашения с Россией (кроме Азербайджана и Казахстана), что является несомненным плюсом при урегулировании прав трудящихся мигрантов из стран СНГ в России. Большинство стран-экспортеров рабочей силы в Россию имеют представителя/представительство ФМС (ныне – Главное управление по вопросам миграции МВД России) на своей территории, за исключением Азербайджана, Казахстана и Белоруссии, откуда наблюдается не столь массовый отток населения в пользу России. Узбекистан является единственной страной из числа главных поставщиков рабочей силы, где отсутствует представительство подобного рода.

Исходя из анализа законодательной базы, все страны-поставщики рабочей силы в Россию условно можно разделить на две группы:

- страны с контролируемой трудовой эмиграцией: Белоруссия, Молдова, Киргизия, Таджикистан;

- страны с неконтролируемой или слабо контролируемой трудовой эмиграцией: Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Украина.

3. Следует сказать, что вопросы реэмиграции и реинтеграции практически не решаются на законодательном уровне. Никакие действенные механизмы возврата трудовых мигрантов не закреплены в базовых миграционных законах стран СНГ. В ряде стран большое внимание уделяется возврату соотечественников, которые могли уехать за рубеж по другим причинам, а не в целях поиска более лучших условий работы. Так, в законодательстве Казахстана определены права и гарантии при возвращении оралманов, в законодательстве Киргизии – кайрылманов, в законодательстве Украины – этнических украинцев. Возвращение трудовых мигрантов на родину рассматривается только как мера помощи в случае нарушения их трудовых прав за рубежом. Не существует никакой разработанной стратегии относительно использования труда и финансовых средств трудовых мигрантов, желающих вернуться на родину, что снижает потенциал трудовой реэмиграции.

Таким образом, вопросы трудовой эмиграции на пространстве СНГ остаются пока слабо урегулированными как на национальном, так и на двустороннем уровнях. С учетом того, что Россия является главной точкой притяжения из других стран СНГ следует сосредоточиться на унификации законодательства страны приема и стран-поставщиков рабочей силы с целью упрощения системы статистического учета и контроля за миграционными потоками, с одной стороны, и помощи российским миграционным властям в соблюдении прав трудящихся мигрантов из стран СНГ.


Источники:

1. Миграционный кодекс Азербайджанской республики [Электронный ресурс] // Az.china-embassy.org. – Режим доступа: http://az.china-embassy.org/chn/lsfw/P020140523489700428458.pdf
2. Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» [Электронный ресурс] // Pravo.newsby.org. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/zakon0/z291.htm
3. Закон Кыргызской Республики от 13.01.2006 № 4 «О внешней трудовой миграции» [Электронный ресурс] // Kyrgyzembassy.ru. – Режим доступа: http://kyrgyzembassy.ru/?page_id=1715
4. Закон Республики Молдова от 10.07.2008 № 180-XVI «О трудовой миграции» [Электронный ресурс] // Base.spinform.ru. – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=24273
5. Закон Республики Таджикистан от 11.12.2011 № 881 «О миграции» [Электронный ресурс] // Migration.tj. – Режим доступа: http://www.migration.tj/index.php/ru/zakonodatelstvo/omigratio
6. Положение о порядке трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом от 12.11.2003 № 505.
7. Учет общей и трудовой миграции в государствах-участниках СНГ [Электронный ресурс] // Cisstat.com. – Режим доступа: http://www.cisstat.com/migration/p1_measuring%20of%20migration.pdf
8. Агаева Д.Р., Самик М.В., Ускова Е.Д. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Экономические отношения. – 2014. – № 2. – С. 32-35.
9. Большакова И.Н. Управление миграционными процессами в Приволжском федеральном округе // Российское предпринимательство. – 2014. – № 10. –
С. 105-117.
10. Воробьева О.Д. Эффекты и промахи трансформации институтов миграционной политики в России // Миграция и социально-экономические развитие. – 2016. – Том 1. – № 3. – С. 153-178. – doi: 10.18334/migration.1.3.38087
11. Гребенюк А.А. Теоретические подходы к изучению международной трудовой миграции // Миграция и социально-экономические развитие. – 2016. – Том 1. – № 1. – С. 17-38. – doi: 10.18334/migration.1.1.38078
12. Ионцев В., Ивахнюк И. Модели интеграции мигрантов в современной России: Научно-исследовательский отчет КРИМ-Восток RR 2013/12. – Европейский университетский институт, 2013. – 22 с.
13. Интеграционная политика в отношении мигрантов в России: основные подходы, риски и возможности для экономического развития: Монография / М.Ф. Ткаченко, С.Ю. Сивоплясова, Ж.А. Попова [и др.]; под общ. ред. М.Ф. Ткаченко. – М.: Экон-информ, 2014. – 110 с.
14. Лободанова Д.Л. Особенности формирования человеческого капитала в городах Северного Кавказа: случай Махачкалы // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 12. – С. 1689-1702. – doi: 10.18334/ce.9.12.2222
15. Полухина А.В., Савенко Е.И. Исследование угроз национальной экономической безопасности России: социологический опрос // Экономические отношения. – 2014. – № 1. – С. 21-26.
16. Прохорова А. Политика интеграции мигрантов в России: пример оценки с использованием индекса интеграции MIPEX // Демоскоп Weekly. – 2011. – № 479-480. – http://demoscope.ru/weekly/2011/0479/analit05.php (дата обращения: 15.04.2016).
17. Рязанцева М.В. Стимулирование притока трудовых ресурсов на территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 18. – с. 3091-3102. – doi: 10.18334/rp.16.18.1954
18. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Ткаченко М.Ф. Формирование центральноазиатского сегмента евразийской миграционной подсистемы // Международные процессы. – 2013. – Том 11. – № 34. – С. 45-62.
19. Назаршоева С.Ф. Современная трудовая миграция населения Таджикистана: основные векторы и модели // Востоковедные исследования на Алтае. – 2016. – № 10. – С. 53-58.
20. Сибагатуллина Э.Т. Миграционная политика России и СНГ: сравнительно-правовой анализ // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2011. – № 1. – С. 8-10.
21. Шалаева В.А., Лаврентьева И.П. Человеческий потенциал развития трудовых ресурсов региона // Экономика труда. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 29-46. – doi: 10.18334/et.1.1.12

Страница обновлена: 22.01.2024 в 23:35:10