Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»7 / 2008

Новые формы бизнес-образования

Заходякин Илья Владимирович, эксперт Консалтингового центра "КреативКонсалт - Технологии управления", Россия

Абрамов Егор Геннадьевич, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 14

Аннотация:
Ускорение научно-технического прогресса, возрастающие требования к образованию диктуют свои условия в современной жизни. Необходимость быть постоянно в курсе актуальной информации, непрерывно увеличивать объем знаний заставляет искать новые способы, вторгаясь даже в «святые» области жизни. Темп жизни целеустремленного менеджера должен соответствовать окружающему миру.
Цитировать публикацию:
Заходякин И.В., Абрамов Е.Г. Новые формы бизнес-образования // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 7. – С. 90-92.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Ускорение научно-технического прогресса, возрастающие требования к образованию диктуют свои условия в современной жизни. Необходимость быть постоянно в курсе актуальной информации, непрерывно увеличивать объем знаний заставляет искать новые способы, вторгаясь даже в «святые» области жизни. Темп жизни целеустремленного менеджера должен соответствовать окружающему миру.

Современный мир с каждым годом изменяется все быстрее. Необходимо постоянно изменяться с этим миром, чтобы как минимум не отстать, а чтобы добиться успеха, нужно опережать общий темп. «Нам нужно  постоянно бежать, только чтобы оставаться на месте», фраза Льюиса Кэррола достаточно точно описывает реальность нашего времени.

Все это увеличивает важность команды, человеческого капитала, слаженного механизма из капиталов отдельных личностей. Команда становится одним из важнейших активов современной компании. Возросшее количество тренингов по делегированию полномочий, созданию команды подтверждает этот факт. Но даже это не является полноценным решением проблемы.

Специалист, руководитель, владелец бизнеса должен быть постоянно в курсе актуальной информации, увеличивать объем своих знаний, обмениваться ими с командой и партнерами. И единственным невосполняемым ресурсом оказывается время. Любой машине, не говоря уже о человеке, требуется время на отдых и восстановление. Стремление сократить такое время приводит к преждевременному износу, особенно людей.

Поэтому процесс образования, получения знаний и информации начинает не просто заполнять все пустоты, а вплетаться в другие области жизни, и с каждым годом с этим сталкивается все больше людей все более младшего возраста. Стремление каждую минуту проводить с пользой приводит к тому, что нити образования опутывают самые спокойные виды отдыха.

Пустоты из обеденного времени, дороги до офиса и обратно заполняются прослушиванием деловых новостей и аудиокниг а порой даже просмотром видеотренингов.

Совмещение конференций и тренингов с отдыхом на природе уже давно перестало быть чем-то из ряда вон выходящим. Но и этого оказывается недостаточно.

Конкуренция на рынке труда заставляет постоянно искать новые пути самосовершенствования. И это естественно. За растущим спросом увеличивается и предложение. Хорошо это или плохо, нужно ли ограничить эту тенденцию – вопрос социологии и психологии. Здесь мы его рассматривать не будем. А вот какие новые тенденции просматриваются на этом рынке – об этом стоило бы поговорить. Возможно, некоторые из них окажутся оптимальными именно в вашей компании.

Новые способы образования, как и любые инновации, рождаются на стыке различных областей жизни. Это один из принципов теории решения изобретательских задач. Так что речь здесь пойдет не о дополнительном образовании, дистанционном обучении и подобным им методикам. Уже знакомые нам способы, основанные на подсознательном воздействии, такие 25-й кадр, обучение во сне, давно сформировали свою рыночную нишу. О них и их эффективности мы тоже говорить не будем, хотя это вызывает множество споров.

Всего лишь несколько лет назад на российском рынке появился новый литературный жанр бизнес-романа. О том, что это новый жанр говорит даже специально собранный в конце 2005 года круглый стол для издателей и распространителей деловой литературы, в ходе которого обсуждались в том числе и перспективы этой новинки.

В общих чертах бизнес-роман представляет собой книгу с несложным сюжетом, предназначенную для развлекательного чтения, из которой читатель может получить полезные знания в определенной области. Примерами могут быть такие книги как «BOSS: Бесподобный или бесполезный» Рея Иммельмана или же «Драйв. "Завести" сотрудников и помочь им добиться выдающихся результатов» Гарри Пола и Росса Река.  Например, у Иммельмана рассматривается одна из теорий управления персоналом и построения команды, но преподносится она в форме занимательной истории про топ-менеджера, для которого освоение этой теории стало единственно возможным решением деловой задачи.

Ранние примеры совмещения обучения и отдыха можно найти еще в классических произведениях. Например «Путешествие на луну» Марка Твена задумывалось как учебник по физике и астрономии. К сожалению, в связи с ускоряющимся темпом научных открытий такие книги довольно быстро устаревают в качестве учебных материалов.

Другим примером привлечения внимания к обучению не из области управления могут быть учебники с нетематическими иллюстрациями. Например, выпущенный в США ученик по физике, в котором привлекательные девушки объясняют физические законы, а графики расположены прямо на их фотографиях. По опросам студентов, это существенно повышает их сосредоточенность на изучении курса физики.

Появление компьютерных онлайн-игр привело к появлению обучающих игр по экономике, финансам, управлению. Самыми популярными являются, пожалуй, симуляторы биржевых торгов. Здесь на практике можно освоить все тонкости игры на фондовом рынке, не рискуя настоящими деньгами.

В реальности организовываются даже чемпионаты по бизнес-битвам. Это уникальная возможность для студентов почувствовать особенности реальной работы менеджеров в различных областях управления. Примером может стать проведенный в 2007 году чемпионат Business Battle [1]. Это первый в России чемпионат по управлению бизнесом, в котором студенческие команды управляют международными компаниями в условиях глобальной конкуренции.

Участники Битвы на время становятся топ-менеджерами виртуальных компаний, принимая стратегические решения в сфере маркетинга, финансов, производства, управления персоналом и отвечая за финансовые результаты компании. Их цель – добиться максимальной цены акций своей компании и превзойти конкурентов.

Также примером могут быть прочие корпоративные развлечения от пейнтбола до более сожных командных игр, развивающих навыки работы с коллегами по решению проблем, распределению ролей и делегированию полномочий. Так, среди выездных корпоративных мероприятий завоевывает популярность экшн-тренинг. Организация и проведение Экшн тренинга - направленны на сплочение коллектива и является эффективным инструментом формирования корпоративной культуры и выявления лидерских качеств сотрудников компании. Этот тренинг проводится в игровой форме. Процесс строится таким образом, что для выполнения задания требуются сплоченные действия команды, поддержка сотрудников, взаимопомощь.

Игра позволяет участникам с максимальной эффективностью приобрести опыт быстрого принятия решений для достижения целей и развивает такие ценные качества как взаимопонимание, доверие, уверенность в себе и своих силах, выявление и осознание своих возможностей, ответственность за новый результат. В ходе проведения игры участники проходят этап, ориентируясь на местности по добываемой карте. Этапы построены так, что результаты засчитываются только тогда, когда они будут пройдены всеми членами команды.

Возможно, какие-то из предложенных здесь видов обучения окажутся полезными для вашей компании. А возможно, именно в вашем регионе или в вашей отрасли спрос на один из видов оказался неудовлетворенным.

Идеи, подобные перечисленным здесь, регулярно появляются на рынке и становятся доступными как методы формирования команды и повышения квалификации работников. Все они являются яркими примерами использования принципов креативной экономики, в которой идеи совместить несовместимое могут принести дополнительный доход там, где некоторое время назад еще даже невозможно было предугадать наличие возможностей для развития собственного бизнеса.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241