Создание организационых структур инновационного предпринимательства

Миронова В.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (18), Июнь 2008

Цитировать:
Миронова В.С. Создание организационых структур инновационного предпринимательства // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 6. – С. 9-13.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394876
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Инновационное предпринимательство представляет собой процесс непрерывного поиска изменений в потребностях потребителей продукции, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения доли рынка предприятия-производителя путем создания новых организационных структур, охватывающих функции его инновационной деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, модель управления предприятием, организационная структура



Инновационное предпринимательство представляет собой процесс непрерывного поиска изменений в потребностях потребителей продукции, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения доли рынка предприятия-производителя путем создания новых организационных структур, охватывающих функции его инновационной деятельности.

Анализ существующих организационных структур предприятий промышленных видов деятельности [1] показал, что они отвечают принципу жёсткой вертикальной бюрократизации. Это выражается в том, что у высших звеньев управления концентрируются все административно-распорядительные, правовые и экономические функции, а инновационные структуры ограничены в принятии самостоятельных хозяйственных решений. В результате неразвитости горизонтальных связей затруднена координация действий инновационных подразделений предприятий. Совершенствование организационных структур предприятия должно идти в направлении создания структуры инновационного предпринимательства.

Построение организационных структур в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды на основе концепции «реакции организации» И. Ансоффа позволяет решить поставленную задачу. Понятие «реакция» означает «качество и типы поведения» хозяйствующего субъекта, обусловленные выбранной стратегией. Реакции подразделяются на производственную, конкурентную, инновационную, предпринимательскую и множественную.

При переходе к инновационному типу предпринимательства следует придерживаться конкурентной, инновационной, собственно предпринимательской и множественной реакции.

Множественная реакция направлена на максимальную адаптацию и использование нескольких вариантов ответной реакции предприятия на изменения во внешней среде, например, производственной, конкурентной, инновационной и предпринимательской реакции. Организационные структуры должны быть сложными, гибкими. Для этого на предприятии должна быть создана автоматизированная система управления, способная сочетать различные процессы принятия решений. Множественная реакция может успешно применяться на всех предприятиях, производящих инновации.

Организационные структуры инновационного предпринимательства различной реакции могут быть следующими.

  • Организационная структура инновационного предпринимательства конкурентной реакции. Она имеет два яруса управления: верхний, состоящий из высшего руководства предприятия, отвечающего за долгосрочную политику, и нижний, отвечающий за оперативное управление.
  • Организационная структура инновационного предпринимательства инновационной реакции. Ускоренную разработку и производство инноваций обеспечивают новые функционально-целевые организационные структуры управления с группами нововведений, текущей деятельности, развития, проектными, целевыми группами, бригадами новаторов, внутрифирменных рисковых подразделений, рисковыми фирмами. Они концентрируют усилия специализированных подразделений на решении одной инновационной задачи, в то время как руководители обычных подразделений решают кроме задач инновационного проекта еще многие текущие задачи.
  • Организационная структура инновационного предпринимательства собственно предпринимательской реакции. Усиление предпринимательской реакции предприятия путем создания предпринимательских структур на основе внутреннего хозрасчета, создания кооперативов и дочерних предприятий отвечает принципу интрапренерства. Внутрифирменное интрапренерство представляет собой создание и функционирование в рамках крупного предприятия автономных производственно-коммерческих подразделений.
  • Перечисленные тенденции в сочетании с оптимальными принципами построения предприятия могут выступать основой для формирования нового подхода в управлении российскими промышленными предприятиями. На рис. 1 представлено сочетание принципов построения организационной структуры с типами реакции предприятия. Используя этот подход, можно сконструировать методологический подход аналитического подбора и построения рациональной организационной структуры, ориентированной на соотношение текущего, оперативного и стратегического управления инновационной деятельностью предприятий.

    Рис. 1. Сочетание принципов построения организационной структуры с типами реакции предприятия

    Основными направлениями постепенного преобразования функциональной структуры, в инновационную структуру, на наш взгляд, могут быть:

  • Создание внутрифирменных интрапренерских организаций в виде самостоятельных производственно-коммерческих подразделений, имеющих функционально-целевые организационные структуры управления инновационной деятельностью;
  • Создание функционально-целевых организационных структур с группами нововведений, развития, бригадами новаторов, внутрифирменными рисковыми подразделениями для стратегического управления предприятий, связанного с разработкой инновационных проектов;
  • Создание групп текущей деятельности с проектными и целевыми группами, рисковыми фирмами для текущего и оперативного управления инновационными проектами. По опыту ряда российских предприятий создание проектных, целевых групп значительно сокращает время на решение инновационных проблем, усиливает персональную ответственность исполнителей, стирает бюрократические барьеры в рамках функциональных подразделений.
  • Элементами постепенного преобразования дивизиональной структуры в инновационную структуру, по нашему мнению, могут быть:

  • Создание внутрифирменных интрапренерских организаций в виде самостоятельных производственно-коммерческих подразделений;
  • Создание единого творческого центра предприятия, занимающегося генерированием идей, координацией инновационной деятельности, определением приоритетов развития, решением общих задач;
  • Создание субпредприятий, ориентированных на отдельный потребительский товар или рынок сбыта.
  • Для преобразования дивизиональной структуры управления в инновационную структуру предлагается в ТФ «Копейка» создать единый творческий центр, занимающийся генерированием идей и координацией инновационной деятельности. Экономический эффект от его организации составил 341 тыс. р. (табл. 1).

    Таблица 1

    Расчет экономического эффекта от организации

    единого творческого центра в ТФ «Копейка»

    Показатели
    Сумма,
    тыс. руб.
    1. Прирост выручки от реализации в результате разработки и производства инновационной продукции
    1671,20
    2. Себестоимость продукции
    970,20
    3. Фонд заработной платы работников творческого центра
    360,00
    4. Ожидаемый годовой экономический эффект
    341,00

    Таким образом, для ориентации промышленных предприятий, производящих инновации, на соотношение текущего, оперативного и стратегического управления инновационной деятельностью, необходимо совершенствовать сложившиеся организационные структуры в направлении инновационного предпринимательства и конкурентного производства на основе множественной реакции предприятия.


    Источники:

    1. Ансофф И. Стратегическое управление / Под ред. Л.И. Евенко: Пер. с англ. 2-е изд. – М.: Экономика, 1993. С. 519.
    2. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. – М.: Прогресс, – 1986. С. 144.
    3. Фаткин Л. Интрапренерство в хозяйственных организациях //Проблемы теории и практики управления. – 1995. С. 78.
    4. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. Пер. с нем.-М.: Фонд «За экономическую грамотность», – 1995. С. 262.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:24