Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»12 / 2008

Как превратить знания в капитал

Бадалов Лев Михайлович, д-р экон. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ,заведующий кафедрой экономики и менеджмента МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова, академик РАЕН, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 94

Аннотация:
Именно такой вопрос – «Как превратить знания в капитал?» - стоит в качестве подзаголовка книги «Управление знаниями» . Авторы не только отвечают на него, но и дают интересные и свежие разъяснения к другим вопросам: «Что такое интеллектуальный капитал, что такое знания, каковы закономерности экономики знаний, какими методами следует управлять организацией, чтобы в полной мере учитывать современные вызовы экономики знаний».

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Бадалов Л.М. Как превратить знания в капитал // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 12. – С. 96-99.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Именно такой вопрос – «Как превратить знания в капитал?» - стоит в качестве подзаголовка книги «Управление знаниями» [1]. Авторы  не только отвечают на него, но и дают интересные и свежие разъяснения к другим вопросам: «Что такое интеллектуальный капитал, что такое знания, каковы закономерности экономики знаний, какими методами следует управлять организацией, чтобы в полной мере учитывать современные вызовы экономики знаний».

«Управление знаниями», будучи учебником для МВА, удачно сочетает в себе новизну постановок и изложение устоявшихся подходов. Современная экономика все в большей мере становится экономикой знаний, для которой характерны новые закономерности и тенденции, неизвестные ранее. А.Л. Гапоненко и Т.М. Орлова, авторы рецензируемой книги, большое внимание уделяют рассмотрению этих закономерностей и тенденций с целью их учета в деятельности современных организаций.

Читатель легко убеждается в том, что  практика управления все в меньшей степени имеет дело с традиционными объектами управления (непосредственное производство и сбыт) и все в большей мере переключается на другие процессы (инновации, обмен знаниями, обучение персонала, формирование бренда и имиджа компании).

Проблемы управления знаниями авторы рассматривают в контексте современной экономической теории. В первых разделах учебника раскрываются относительно новые понятия, такие, как «экономика, основанная на знаниях», «интеллектуальный капитал» и др. Без них невозможно рассматривать вопросы прикладного характера: классификацию знаний, их экономические свойства, а также факторы и предпосылки развития экономики, основанной на знаниях.

Особый интерес вызывает тот раздел учебника, который посвящен интеллектуальному капиталу. Авторам удалось четко и ясно раскрыть не только сущность и структуру интеллектуального капитала, но и рассказать о методах его измерения и учета. Значительный интерес для читателя представляет сравнительный анализ экономики России в сравнении с экономиками других стран мира с точки зрения их готовности стать экономиками, основанными на знаниях.

Одно из центральных  понятий рецензируемой книги – знания. Несмотря на обилие философской, экономической, социологической научной литературы, раскрывающей это понятие,  экономические аспекты знаний исследованы пока не в полной мере. Авторы начинают рассмотрение с интерпретации определения, данного Платоном: знание – это «доказанное истинное убеждение». Затем авторы разграничивают понятия «данные», «информация» и «знания», которые различаются глубиной переработки и степенью осмысления человеком и обществом. Превращаясь в информацию, данные проходят процессы фиксации, регистрации и восприятия. Знания, в отличие от данных, выражают достаточно общие, глубокие и существенные сведения относительно структур, процессов и явлений.

Авторы подробно рассматривают свойства, экономические характеристики знаний, выделяя такие аспекты, как асимметричный характер информации о знаниях, внешние эффекты знаний, монополизм владельца знаний и особенности ценообразования на блага, основанные на знаниях.

Особый интерес вызывает рассмотрение явных и неявных, индивидуальных и групповых знаний. Именно здесь кроются ответы на множество вопросов и вызовов современной  экономической жизни. Думается, что читатели с увлечением изучат соответствующие разделы книги.

Авторы издания фокусируют внимание на механизмах интеграции индивидуальных и организационных знаний. Организационное знание, справедливо утверждают они, развивается на основе знаний каждого в этой организации. В то же время авторы настаивают на том, что в рамках организации формируется новая сущность – организационное знание, которое в принципе не может сводиться к сумме знаний членов этой организации. В этом смысле они являются последователями подхода Нонаки и Такеучи, который состоит в том, что создание организационного знания следует понимать как процесс, который усиливает создаваемые индивидами знания и трансформируют их в часть «сети знаний» всей организации.

Наибольший интерес вызывает раздел книги «Технологии управления знаниями». Авторы отошли от традиционного технократического подхода, в рамках которого рассматриваются в основном процессы переработки информации с помощью вычислительной техники. В учебнике главный аспект сделан на технологиях, в которых непосредственно задействован человек. Авторы рассматривают такие технологии, как формирование управленческих команд, обмен знаниями между сотрудниками в процессе осуществления тех или иных формальных процедур, формирование имиджа организации, маркетинговые технологии и др.

Обучение людей в организации предстает­­ как одна из основных технологий управления знаниями. При этом обучение рассматривается во всех его проявлениях (традиционное обучение в виде формально организованных курсов, обучение через действие, наставничество, обмен знаниями). Особый интерес вызывает раздел книги, где рассмотрены организационные формы, в которых происходит эффективный обмен знаниями и обучение сотрудников (мозговые штурмы, разбор полетов, малые творческие группы, формирование управленческих команд, рабочих групп, так называемых сообществ практики).

Управление знаниями в учебнике рассматривается как объединение различных управленческих технологий. Это и информационный, и коммуникационный менеджмент, и управление интеллектуальной собственностью, и современные формы организации. Все эти технологии достаточно подробно разобраны в соответствующих разделах.

Учебник «Управление знаниями», безусловно, может найти своего читателя в различных группах. Это и учебник для студентов старших курсов экономических специальностей, и студентов МВА, это и книга для профессионалов менеджмента, и практическое пособие, которое может быть использовано в работе различных предприятий и организаций. Данная книга будет, бесспорно, полезной для управленцев коммерческих предприятий, особенно тех, кто занимается инновационным бизнесом. Она пригодится также работникам региональных и муниципальных органов управления, государственным служащим.

Книгу «Управление знаниями» отличает четкий, ясный язык, она хорошо структурирована. Особенно привлекает в ней то, что она изобилует практическими  примерами, иллюстрирующими изложение подчас весьма сложных для понимания вопросов. Удачным, на мой взгляд, является и оформление книги в духе лучших западных учебников: выводы и определения выделены в тексте, также выделены практические кейсы, изложение сопровождают рисунки и таблицы, издание приятно держать в руках. Все это помогает читателю без труда разобраться в материале и самостоятельно заняться управлением собственных знаний.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. «Управление знаниями». – М. : ЭКСМО, 2008.