Официальные и неофициальные традиции российской военной школы (XVIII – начало XX в.)

  • [Монография]
  • ISBN: 978-5-91292-178-0
  • Тираж: 500 экз.
  • М: Издательский дом «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2017
Official and unofficial traditions of Russian military school (XVIII – beginning of XX) - View in English

Аннотация:
Монография посвящена анализу официальных (воинских) и неофициальных (кадетских и юнкерских) традиций, складывавшихся в отечественных военно-учебных заведениях в XVIII – начале XX в. Рассмотрены официальные традиции, связанные с погонами, жетонами и нагрудными знаками, знаменами, воинскими церемониями, правилами воинской вежливости и выполнением воинского приветствия, шефством, музеями и историческими очерками военно-учебных заведений. Большое внимание уделено неофициальным традициям, создаваемым воспитанниками: товариществу, культу грубости и нарочитого молодечества, негативному отношению к порядкам заведения, неуставным отношениям между воспитанниками, неофициальным обрядам и церемониям и фольклору. Автор приходит к выводу, что важнейшей функцией официальных традиций военной школы было их мощное военно-воспитательное воздействие. Они формировали в кадетах и юнкерах чувство сопричастности к священному делу защиты Отечества, корпоративный дух, демонстрировали высокую значимость русского офицерского корпуса, учили будущих офицеров быть скромными, стойкими, самоотверженными продолжателями дела своих славных предшественников. Среди неофициальных традиций было немало уродливых и циничных обычаев, которые негативно сказывались на духовном развитии воспитанников, и лишь кавалерийский «цук» и его мягкие формы в кадетских корпусах, а также фольклор играли определенную положи-тельную роль.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Гребенкин А.Н. Официальные и неофициальные традиции российской военной школы (XVIII – начало XX в.). – М: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. – 336 с. – doi: 10.18334/9785912921780

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. – М.: Учпедгиз, 1958. – 244 с.
2. Апухтин А. Н. Командный состав армии // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. / Сост.: А.И. Каменев, И.В. Домнин, Ю.Т. Белов, А.Е. Савинкин, ред. А.Е. Савинкин. – М.: Военный университет: Русский путь, 2000. (Российский военный сборник. Вып. 17). – С. 154–179.
3. Аурова Н.Н. Атмосфера и быт в кадетских корпусах в конце XVIII – первой половине XIX вв. // Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. – М.: РОССПЭН, 2002. – С. 182–194.
4. Аурова Н.Н. Система военного образования в России: кадетские корпуса во второй половине XVIII – первой половине XIX века. – М., 2003. – 276 с.
5. Ашев Г.А. Воинские ритуалы: Учебное пособие. – М.: ВПА, 1977. – 128 с.
6. Бабурин А.Ю. Александровское военное училище // Московский журнал. История государства российского. – 2006. – № 9. – С. 6–12.
7. Баженов С.В. Военный мундир русского кадета (1732–1917 гг.) // Бомбардир. – 1995. – № 1. – С. 47–59.
8. Бажуков В.И. Военная антропология: объект, предмет, на-правления, методология // Вестник Военного университета. – 2008. – № 3. – С. 37–45.
9. Барковец О. Кадетские корпуса современной России: «истинная честь нераздельна с истинной нравственностью» // Троицкое наследие. – 2010. – № 1. – С. 70–76.
10. Бегидов А.М. Военное образование в Зарубежной России. 1920–1945. – М.: ИВИ РАН, 2001. – 330 с.
11. Бегидов А.М., Ершов В.Ф., Пивовар Е.И. Военно-учебные заведения зарубежной России. – Нальчик: Эль-Фа, 1999. – 253 с.
12. Беляев А.В. Кадетские корпуса дореволюционной России: опыт организации педагогических отношений: монография. – Ставрополь: Сервисшкола, 2008. – 220 с.
13. Беляев А.В. Кадетские корпуса России: история и современность: монография. – Ставрополь: Сервисшкола, 2008. – 228 с.
14. Беляков Б.Л. Традиции и обычаи офицерского корпуса России: историко-социологический анализ // Безопасность Евразии. – 2006. – № 1. – С. 455–464.
15. Бенда В.Н. Деятельность военно-специальных учебных заведений по подготовке артиллерийских и инженерных кадров в XVIII веке: монография. – СПб.: ГУАП, 2009. – 158 с.
16. Бенда В.Н. Особенности организации учебного процесса в Сухопутном кадетском корпусе в первой половине XVIII в. // Клио. – 2009. – № 4(47). – С. 123–126.
17. Бенда В.Н. Создание и развитие системы подготовки военных кадров в России в конце XVII – первой половине XVIII вв. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 206 с.
18. Бобровский П.О. Юнкерские училища. Т. 1. Историческое обозрение их развития и деятельности. – СПб.: Изд. книг. Я.А. Исакова, 1872. – 275 с.; Т. 2. Обучение и военное воспитание юнкеров. – СПб.: Изд. книг. Я.А. Исакова, 1873. – 685 с.; Т. 3. Условия благоустройства. – СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1876. – 660 с.
19. Борисов О.С. Военные и военщина // Военные традиции России: история, психология, культура: Материалы междунар. науч. конф., 21–22 дек., 2000 г., Санкт-Петербург. – СПб.: Нестор, 2000. – С. 17–19.
20. Буковская Т.И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России: Дис… канд. ист. наук. – СПб., 2003. – 162 с.
21. Буковский Н.Н. XXV годовщина Николаевского кавалерийского училища. – СПб., 1889. – 211 с.
22. Булин С.А. Формирование нравственных идеалов русского офицерства в кадетских корпусах 30–50-х гг. XIX в. // История национальной безопасности России. Материалы 39-й Всероссийской заочной научной конференции. – СПб.: Нестор, 2005. – С. 96–105.
23. Веселаго Ф.Ф. Очерки истории Морского кадетского корпуса (за 100 лет). – СПб., 1852. – 366 с.
24. Вечеслов А.Ф. Двадцать пять лет (1883–1908 гг.) Донского императора Александра III кадетского корпуса. Исторический очерк. – Новочеркасск: Частная Донская типография, 1908. – 204 с.
25. Висковатов А.В. Краткая история 1-го кадетского корпуса. – СПб., 1832. – 113 с.
26. Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 414 с.
27. Волховский К. Первый кадетский корпус. 1732–1863. – СПб., 1884. –16 с.
28. Второй Оренбургский кадетский корпус (1887–1894) в ряду других военно-учебных заведений. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1894. – 80 с.
29. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. Исторический справочник. – М., 1993. – 221 с.
30. Голощапова Е.В. Духовно-нравственное воспитание в ка-детских корпусах России во второй половине ХIХ – начале ХХ века. – Ульяновск: Вектор-С, 2009. – 242 с.
31. Гончар А.Е. Традиции русской армии в XVIII – первой половине XIX вв.: сущность, история, уроки: дис. … канд. ист. наук. – М., 1994. – 199 с.
32. Грабарь В.К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. – СПб.: Ф-т филологии и иск-в СПбГУ, 2009. – 580 с.
33. Гребеньков В.Н. Военная культура российского общества: философско-культурологическая концепция: дис. … д-ра философ. наук. – Ставрополь, 2011. – 307 с.
34. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. – М., 1910. – 192 с.
35. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской Империи: В 2 т./Фонд содействия кадетским корпусам им. А. Йордана. – М.: Белый Берег, 2005. – Т. 1. – 263 с; Т.2. – 367 с.
36. Гурковский В.А. Российские кадетские корпуса за рубежом. – М.: Белый берег, 2009. – 440 с.
37. Данченко В.Г., Калашников Г.В. Кадетский корпус. Школа русской военной элиты. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 463 с.
38. Дарков С.К. Кадетские корпуса. Суворовские военные училища. Продолжение традиций? – М.: ЕВСТИ, 2011. – 174 с.
39. Дерепко С.А., Желтобрюх С.П. Характеристика профессионального менталитета юнкеров военных учебных заведений до-революционной России // Развитие профессионального образования в Ярославской области: история и современность: Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» 4–5 марта 2003 года, посвященной 200-летию высшей школы в г. Ярославле и 95-летию ЯГПУ. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. – С. 109–118.
40. Дерюгин Ю.И. «Дедовщина»: социально-психологический анализ явления // Психологический журнал. – 1990. – Т. 11. – № 1. – С. 109–117.
41. Ермоченко С.Н. Российская воинская культура: опыт интерпретации: дис. … канд. культурологии. – Саратов, 2009. – 150 с.
42. Жервэ Н.П., Строев В.Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. 1712–1912. В 2-х т. – Т. 1. – СПб.: тип. Тренке и Фюсно, 1912. – 464, 174 с.
43. Жуковский В.П. Военное образование в России: преемственность, опыт, традиции. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 1999. – 256 с.
44. Забелин С.Н. Кадетские корпуса за рубежом // Бомбардир. – 1995. – № 1. – С. 84–89.
45. Завадский Н.П. Владимирский Киевский кадетский корпус. 1851–1901. Краткая историческая записка. – Киев, 1901. – 19 с.
46. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX–XX столетий. 1881–1903. – М.: Мысль, 1973. – 371 с.
47. Золотарев В.А., Межевич М.Н., Скородумов Д.Е. Во славу отечества Российского. – М.: Мысль, 1984. – 335 с.
48. Золотарев О.В. Армия и культура. – М.: Знание, 1991. – 57 с.
49. Зуев Г.И. Историческая хроника Морского корпуса. 1701–1925. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 447 с.
50. Иванов Б.С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии XVIII – начала XX в.: дис. … канд. пед. наук. – М., 1994. – 254 с.
51. Йордан А.Б. Честь родного погона [книга о традициях в Российских кадетских корпусах]. – М.: Интерграф Сервис, 2003. – 507 с.
52. Исаева Л.Н. Исторический опыт и современные проблемы возрождения культурных традиций российских кадет (на примере Омского кадетского корпуса). URL: http://festival.1september.ru/ articles/104297/ (дата обращения: 08.05.2016).
53. Кадетские корпуса за рубежом. 1920–1945. – Нью-Йорк: Изд-е Объединения кадет российских зарубежных кадетских корпусов, 1970. – 502 с.
54. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. – М.: ВПА им. Ленина, 1990. – 195 с.
55. Канкрин А.В. Мальтийские рыцари. – М.: Московский рабочий, 1993. – 175 с.
56. Карцов П.П. Исторический очерк Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса и Нижегородской военной гимназии (ныне Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус). 1834–1884. – СПб., 1884. – 416 с.
57. Керсновский А.А. История русской армии: 1700–1881. – Смоленск: Русич, 2004. – 464 с.
58. Кириленко Ю.Н. Философское измерение ритуала: ритуал как языковая игра // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 341. – С. 39–42.
59. Климашкина Е.В. Источники изучения педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий дореволюционной России: дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2006. – 208 с.
60. Кожухов Ю.В. Проблема взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками в учебных заведениях закрытого типа: (На материалах кадет. корпусов и воен. гимназий): дис. ... канд. пед. наук. – М., 1996. – 168 с.
61. Колмогоров А. 25 лет вне Родины. Русские кадетские корпуса в королевстве Югославия 1920 1945 гг. // Дон. – 2001. – № 3–4. – С. 205–219.
62. Колыбель флота. Навигацкая школа – Морской корпус. К 250-летию со дня основания Школы математических и навигацких наук. 1701–1951. – Париж, 1951. – 327 с.
63. Комаровский Е.А. Воспитательные аспекты кадетских традиций в российских императорских кадетских корпусах в XIX – начале XX веков // Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. – М.: РОССПЭН, 2002. – С. 195–215.
64. Комаровский Е.А. Михайловский Воронежский кадетский корпус в XIX веке: дис. … канд. ист. наук. – Воронеж, 1999. – 197 с.
65. Копанев Н.А. «Завтрак Кадетского Корпуса», или Утренние послания генерала Ф.Е. Ангальта // Вторые Лупповские чтения. – СПб., 2005. – С. 89–99.
66. Коргуев Н. О знаменах, гербе и судовом флаге Морского кадетского корпуса // Морской сборник. – 1899. – № 6. – Неофиц. отдел. – С. 81–90.
67. Коровин В.М. Военное образование в Российской империи (середине XIX – начало XX в.): монография. – Воронеж, 2009. – 704 с.
68. Коротенко А.В. Понятие военной культуры: сущностные характеристики и итоговая дефиниция // Вестник ПАГС. – 2013. – № 6(39). – С. 15–20.
69. Кочуков С.А. Некоторые бытовые моменты военной школы России второй половины XIX века // Проблемы истории российской цивилизации. – Саратов, 2004. – Вып. 1. – С. 114–122.
70. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. – М.: Воен-издат, 1945. – 108 с.
71. Кротков А.С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. – СПб., 1901. – 227 с.
72. Круглов В. Феномен военной культуры // Независимое военное обозрение. – 2015. – 13 марта.
73. Крылов В.М. Кадетские корпуса и их славные традиции // Воинский подвиг защитников Отечества: традиции, преемственность, новации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Вологда, 2000. – Часть 2. – С. 38–43.
74. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. – СПб., 1998. – 671 с.
75. Крылов В.М., Лазарев С.А. К вопросу о символике суворовских военных училищ и кадетских корпусов современной Рос-сии // Гербовед. – 2000. – № 5 (43). – С. 40–42.
76. Крылов В.М., Семичев В.В. Званье скромное и гордое кадет. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России: Монография. – СПб.: Петербург – XXI век, 2004. – 160 с.
77. Крылов В.М., Шевелева Е.Н. Нагрудные знаки и жетоны кадетских корпусов России. – СПб.: ЭГО, 1997. – 34 с.
78. Кузинец И.М. Адмиралтейская Академия. – М.: Изд. дом «Руда и металлы», 1998. – 640 с.
79. Кузнецов А.А., Чепурнов Н.И. Наградная медаль. В 2-х т. – Т. 1: 1701–1917. – М.: Патриот, 1992. – 416 с.
80. Лалаев М.С. Исторический очерк военных учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. Ч. I-II. От основания в России военных школ до исхода 1-го двадцатипятилетия благополучного царствования Государя императора Александра Николаевича, 1700–1880. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1880. – 465 с.; Ч. III. 1881–1891. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1892. – 164 с.
81. Лалаев М.С. Исторический очерк образования и развития 1-го Московского кадетского корпуса, что ныне Первая Московская военная гимназия. 1778–1878. – СПб., 1878. – 208 с.
82. Ломан Н.Л. Историческое обозрение 2-го кадетского корпуса. – СПб., 1862. – 201 с.
83. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX вв.). – СПб.: Искусство-СПб, 1994. – 670 с.
84. Луговой А.А. Субкультура военных: конфликт реалий и ценностей // Военные традиции России: история, психология, куль-тура: Материалы междунар. науч. конф., 21–22 дек., 2000 г., Санкт-Петербург. – СПб.: Нестор, 2000. – С. 52–53.
85. Лузанов П. Сухопутный шляхетный кадетский корпус (ныне Первый кадетский). Исторический очерк (с 1732 по 1741 г.). – СПб., 1907. – 188 с.
86. Мельницкий Н. Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России (сухопутного ведомства): в 4 т.: в 6 ч. – СПб., 1857–1860. ; Т. 1: Ч. 1. – [2], 139, III c.; Ч. 2. – 128, II c.; Т. 2: Ч. 3. – 222, III c.; Ч. 4. – 266, IV c.; Т. 3: Ч. 5. – 325, IV c.; Т. 4: Ч. 6. – 441, III, 17 c.
87. Меньшов В.М. Российские кадеты. – СПб.: Береста, 2003. – Т. 1. –Кн. 1, 2. – 449 с.; Т. 2. – 255 с.; Т. 3. – 425 с.
88. Милешина Н.А. Дворянские традиции в патриотическом и духовно-нравственном воспитании современных кадет // Историче-ские, философские, политические и юридические науки, культуро-логия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 11 (37): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 115–117.
89. Милорадович Г.А. Материалы для истории Пажеского Его Императорского Величества корпуса. 1711–1875. – Киев, 1876. – 263 с.
90. Минаков С.Т. XVII век: первый русский генерал Венедикт Змеев. Монография. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2011. – 144 с.
91. Минаков С.Т. Введение в историю мировой культуры. – Орел: Изд-во Социально-Образовательного Центра, 1995. – 150 с.
92. Минаков С.Т. Лейб-гвардии капитан Тухачевский. – Орел: Орловский государственный университет, 2012. – 201 с.
93. Минаков С.Т. Росский Тюренн. Опыт сравнительной военно-исторической антропологии. Монография. – Орел: Изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2014. – 236 с.
94. Минаков С.Т. Советская военная элита 20-х годов (состав, эволюция, социокультурные особенности и политическая роль). – Орел: Орелиздат, 2000. – 559 с.
95. Миронов В. Интеграция традиций российских кадетских корпусов в современном процессе формирования молодого поколения // Кадетская перекличка. – 1996. – № 59. – С. 116–124.
96. Михайлов А. Жизнь под барабан // Родина. – 2003. – № 1. – С. 71–78.
97. Михайлов А. Шляхетный корпус // Родина. – 1997. – № 5. – С. 52–58.
98. Михайлов А.А. Военно-учебное ведомство России во второй половине XIX – начале XX в. и его роль в подготовке офицерских кадров: дис. … д-ра ист. наук. – СПб., 2000. – 308 с.+298 с. прил.
99. Михайлов А.А. Кадетский ракетно-артиллерийский корпус. 200 лет истории. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. – 336 с.
100. Михайлов А.А. Обаяние мундира. – Псков, 2004. – 296 с.
101. Михайлов А.А. Офицеры и воспитатели 1-го кадетского корпуса в первой половине XIX в. // Петербургские чтения-96. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург-2003». Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ. – СПб., 1996. – С. 399–401.
102. Михайлов А.А. Российские кадетские корпуса // Вопросы истории. – 1997. – № 12. – С. 124–136.
103. Михайлова Л.Б. Фридрих фон Ангальт – директор Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса / Л.Б. Михайлова // Немцы и развитие образования в России. – СПб., 1998. – С. 47–64.
104. Морихин В. Е. Традиции офицерского корпуса русской армии XIX – начала XX веков (Исторический анализ) : дис. ... канд. ист. наук. – М., 2003. – 182 с.
105. Назаренко К.Б. Костюм гардемарин и гардемаринских офицеров первой половины XVIII в. // История военного дела: исследования и источники. – 2016. – Т. VIII. URL: http://www.milhist.info/ 2016/02/ 29/nazarenko_1 (дата обращения: 25.05.2016).
106. Одесский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. 1899–1924. – Нью-Йорк, 1974. – 365 с.
107. Паж К. Чернозубов. Формы пажей // Пажеский сборник. – № 12. – Январь 1916 г. – С. 18–20; № 13. – 1916 г. – С. 13–15.
108. Пажеский Его Императорского Величества корпус. – М.: Интербук-бизнес, 2004. – 279 с.
109. Первый кадетский корпус во Дворце Меншикова. К 275-летию основания. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа; Историческая иллюстрация, 2007. – 176 с.
110. Петраков В. Обмундирование юнкеров Елисаветградского кавалерийского училища // Цейхгауз. – 2002. – № 2(18). – С. 29–37 и 48.
111. Петров А.Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского военно-сиротского дома. 1798–1898 гг. – СПб., 1898. – 760 с.
112. Печень Н. Традиции в русской армии // Военный вестник. – 1993. – № 6. – С. 62–65.
113. Платов А., Кирпичев Л. Исторический очерк образования и развития Артиллерийского училища. 1820–1870. – СПб., 1870. – 405 с.
114. Плеханов А.М., Попов А.А. Наследники Суворова: От кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД), КГБ СССР (1731 1960 гг.). Исторический очерк. 2-е изд. – М.: Русаки, 2001. – 279 с.
115. Романова Е.Н. Военная культура и ее основные характеристики // Вестник Самарского государственного университета. – 2008. – № 1(60). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/voennaya-kultura-i-ee-osnovnye-harakteristiki (дата обращения: 05.06.2016).
116. Ростовский В. Ю. Военная символика и ритуалы в культуре российского офицерства (конец XIX – начало XX вв.): дис. … канд. ист. наук. – Волгоград, 2007. – 198 с.
117. Рощин Л.В. Методологические вопросы формирования и развития традиции Советских Вооруженных Сил: дис. ... канд. ист. наук. – М., 1970. – 291 с.
118. Рюмин В.П., Вертий А.О. Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский корпус – продолжатель традиций русских пушкарей. – СПб., 2004. – 313 с.
119. Рябов Е.Н. О пребывании Лермонтова в Школе Гвардейских подпрапорщиков и Кавалерийских юнкеров // Вопросы биографии М.Ю. Лермонтова. Научно-публикаторский журнал. – 2006. – № 1. – С. 19–85.
120. Селиванов М. Нагрудные знаки и жетоны военных учебных заведений Российской императорской армии. – М.: Любимая книга, 2007. – 192 с.
121. Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология как новая отрасль исторической науки // Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. – М.: РОССПЭН, 2002. – С. 5–22.
122. Серых В.Д. Воинские ритуалы. – М.: Воениздат, 1981. – 160 с.
123. Сивоволов Д.Ф. Воинско-ритуальная реальность: Монография. – Челябинск: ЧВВАКИУ, 2007. – 156 с.
124. Сидорчук В. А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии: дис. … канд. пед. наук. – Рязань, 2008. – 235 с.
125. Смирнов Р.В. «Дикий обычай» Славной гвардейской школы. Цук и другие традиции Николаевского кавалерийского училища. – М.: Любимая книга, 2010. – 127 с.
126. Смирнов С.Н. Символика как средство воспитания патриотических чувств (на опыте воспитания в кадетских корпусах): Монография / под ред. Б.В. Куприянова. – Кострома: Авантитул, 2008. – 110 с.
127. Столетие Военного министерства. Главное управление Военно-учебных заведений. Исторический очерк. Ч. I. – СПб., 1902. – 159 с.; Ч. II. – СПб., 1907. – 171 с.; Ч. III. – СПб., 1914. – 231 с.
128. Там, за Невой, – моря и океаны. История Высшего военно-морского ордена Ленина, Краснознаменного, ордена Ушакова училища им. М.В. Фрунзе. – М.: Воениздат, 1976. – 366 с.
129. Тарсаидзе А.Г. Морской корпус за четверть века. 1901–1925. – Нью-Йорк, 1944. – 88 с.
130. Традиции офицеров русской армии. – Жуковский, М., 2004. – 320 с.
131. Филаретова С.М. Кадетский досуг // Бремя развлечений: Otium в Европе. XVIII–XX вв. / Отв. ред. Е.В. Дуков. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. – С. 178–188.
132. Французов В.Е. Быт и нравы Николаевского Инженерного училища // Михайловский замок. – СПб.: «Белое и черное», 2001. – С. 217–248.
133. Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетский корпус. 1888–1978. – Сан-Франциско, 1978. – 292 с.
134. Хазин О.А. Пажи, кадеты, юнкера: Исторический очерк (К 200-летию Пажеского Его Императорского Величества корпуса). 3-е изд., доп. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2006. – 152 с.
135. Цурикова Г.М. Сто прапорщиков. К портрету одного поколения. – Л.: Советский писатель, 1983. – 408 с.
136. Чадаева А.Я. Великий князь Константин Константинович Романов и его дети. – М.: Редакция журнала «Москва», 2009. – 480 с.
137. Червинка Я. Военная карьера у нас и за границею // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. / Сост.: А.И. Каменев, И.В. Домнин, Ю.Т. Белов, А.Е. Савинкин, ред. А.Е. Савинкин. – М.: Военный университет: Русский путь, 2000. (Российский военный сборник. Вып. 17). – С. 180–198.
138. Чувардин Г.С. Офицеры русской гвардии. Образ жизни, привычки, традиции: Монография. – Орел: Издатель А. Воробьев, 2005. – 264 с.
139. Чувардин Г.С. Пажеский корпус как элитообразующая структура Российской империи в период правления императоров Александра III – Николая II // Научный диалог. – 2012. – № 4. – С. 39–58.
140. Шевелева Е.Н. Нагрудные знаки и жетоны кадетских кор-пусов // Бомбардир. – 1995. – № 1. – С. 60–65.
141. Шеин И.А. Развитие воинских традиций Российской армии во второй половине XIX – начале XX вв.: исторический опыт и уроки: дис. … канд. ист. наук. – М., 1994. – 206 с.
142. Шкот П.П. Исторический очерк Николаевского кавалерийского училища, бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 1823–1898. – СПб.: Тип М.М. Стасюлевича, 1898. – 290 с.
143. Яковлева Л.В. Педагогические особенности воспитания кадетов и юнкеров в военно-учебных заведениях Российской империи: дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2011. – 215 с.
144. Ярушевич Е. О лучших традициях русского офицерства // Военный вестник. – 1943. – № 15–16. – С. 37–39.