Феномен информационной экономики

Федцов В.Г., Забелин П.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Федцов В.Г., Забелин П.В. Феномен информационной экономики // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 3-7.

Аннотация:
Инновационность является необходимым условием выживания и развития малого и среднего предпринимательства. Кроме создания основных рабочих мест и производства товаров/услуг малое и среднее предпринимательство является демпфером при экономическом спаде и играет роль стабилизатора экономики. Эти возможности малого предпринимательства приобретают новое качество в развивающейся информационной экономике.

Ключевые слова: инновационное развитие, информационная экономика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Инновационность является необходимым условием выживания и развития малого и среднего предпринимательства. Кроме создания основных рабочих мест и производства товаров/услуг малое и среднее предпринимательство является демпфером при экономическом спаде и играет роль стабилизатора экономики. Эти возможности малого предпринимательства приобретают новое качество в развивающейся информационной экономике.

Традиционная экономика не дает реальных подходов к определению цены и стоимости товаров, но опирается на некоторое «общественно необходимое время». В феномене информационной экономики «расчетная революция» впервые может позволить получить механизм объективного, точного и автоматического измерения экономических величин. Физический труд как объект измерения стоимости постепенно утрачивает свое значение, он минимизируется во всех сферах общественного производства. Информационная экономика в недалеком будущем может обосновать тезис об инновационной информации как решающем факторе управления и регулирования экономической деятельности.

Знание представляет собой интеллектуальную собственность того, кто им обладает, поэтому превращение Знания в общедоступную информацию при инновационной деятельности есть акт отчуждения данной интеллектуальной собственности. Экономико-правовой механизм этого акта предполагает вознаграждение, адекватное значимости Знания. Существующие механизмы, в рамках которых осуществляется превращение Знания в общедоступную информацию ‑ авторское и патентное права ‑ сложились давно и не соответствуют резко увеличившейся в последнее время ценности важнейших видов информации. Из-за этого происходит содержательное обеднение информационных сообщений и инновационных предложений.

Когда владелец Знания уверен, что в ходе коммерческой реализации его достижения никто не сможет проникнуть в его существо, он не обращается к обществу за защитой своих интересов. В таких случаях Знание остаётся собственностью его создателя.

Фундаментальные научные достижения эпохи научно-технической революции все чаще оказываются коммерчески значимыми, т.к. изменились отношения между наукой как способом познания природных свойств и техникой как способом использования природных свойств и для получения некоторого прикладного эффекта путем проникновения в глубинные свойства материи.

В современных условиях важны не только детальные возможности реализации достижений, но и информационная модель тех организационных форм предприятий, в рамках которых потенциально возможна реализация нового Знания.

Общество осознает важность Знания и обеспечивает своим членам возможность его приобретения. А это означает, прежде всего, понимание важности воспитания, обучения и образования. Далее следует развитие культуры и науки. Все перечисленные области имеют внерыночную природу и решаются плановым механизмом выделения ресурсов, а не стихией рынка. Образовательный и научный потенциал общества ‑ единственная реальная возможность для генерации актуальных и коммерческих знаний. И если общество не развивает образование и науку, то у членов общества нет ни стимулов, ни возможности генерировать новые знания и эффективно заниматься предпринимательством и бизнесом. Если у кого-то много информации, то он не обязательно богат; но если у человека информации нет, то он неизбежно беден.

В информационной экономике происходит интеграция профессиональной и информационной деятельности, а также коренное изменение профессионального стиля. Ранее выдвигалась задача и затем шло ее решение в течение длительного времени. Постановка задачи в диалоговом режиме и ее немедленное информационное обеспечение позволяет резко сократить время решения задачи; но главное заключается в появлении обратной связи. Наука приобретает совершенно новое качество как искусство ставить задачи, исчезает феномен «сжатого творческого времени» (по У. Шекспиру).

Стремительный постановочный диалог «специалист ‑ экран» протекает на фоне насыщенной информационной среды, когда экспертные системы из своих банков знаний выдают всю информацию в виде фактов и гипотез за секунды реального времени. Следовательно, специалист не должен изучать, собирать и накапливать факты. Его удел владеть интеллектуальными технологиями анализа, взаимосвязей, концептуального видения предметной области. .

Экран компьютера, через который при помощи средств визуализации реального можно перейти в среду киберпространства виртуальной реальности, интегрирует все возможные виды информации и резко расширяет человеческие возможности по их восприятию.

Экранно-динамическое интерактивное моделирование внутри киберпространства раскрывает информационную картину объектов или процессов в их взаимосвязи и глубине и реально усиливает творческие возможности человека для выдвижения, обоснования и реализации инновационных идей.

Приобретение продукции и ее реализация в современной экономике основываются в значительной степени на предоставлении и получении информации. Знания потребителя (заказчика), пользующегося информационной технологией, не уступают или даже превосходят знания фирмы, предлагающей продукцию или услугу, в части соответствия их эксплуатационных качеств и потребностей заказчика. Традиционная роль торгового работника, ограничивающегося до сего времени предоставлением покупателю новых идей, новых видов товаров и услуг, новых концепций, информации о целях может уже в ближайшее время состояться, поскольку покупатель и продавец, пользующиеся информационной технологией, находятся в равных условиях.

Лучшая информация означает большую эффективность, поскольку она предоставляет более широкий диапазон возможностей, и тем самым, расширяет перспективы использования сравнительных экономических преимуществ. Информация ‑ четкий экономический ресурс, обладание которым позволяет людям увеличивать свое богатство.

В век информации для крупных фирм ключевое значение имеет не просто разработка принципиально нового изделия, а создание такого продукта или услуги, которые положили бы начало формированию новой отрасли промышленности. Только в этом случае компания может рассчитывать на приемлемый уровень издержек производства и снижение степени риска.

В ХУШ-Х1Х веках наука помогла создать основу для преобразования ручных инструментов в орудия, приводимые в действия машинами; ремесло превратилось в промышленность, поскольку организационно-экономическая наука показала путь технологического оформления производственных процессов в виде индустриальных организаций.

Космические спутники действительно становятся одним из каналов передачи практически неограниченного объема информации из Интернет на телевизионные приемники и компьютеры.

Многие покупатели предпочитают приобретать товары или услуги, предварительно подогнанные под их индивидуальные требования или отобранные по их вкусу, но только в том случае, если это не сильно затрагивает их личную жизнь. Чтобы сохранить конфиденциальность персональных данных, необходимо закрыть к ним доступ посторонних людей, не имеющих законного основания их собирать.

Не отвергая уже достигнутого, электронный этап в манипулировании знаниями позволяет повлиять на уровень мышления, поднимает на новый уровень письменность, обогащая ее изображением и звуком, дает новые широкие возможности распространения аудио-видео-звуковой и текстовой информации, в том числе, и на расстоянии. Электронная форма накопления и передачи знаний, интенсивное компьютерное обучение на основе «экранной культуры», изменения в сферах инновационного предпринимательства и бизнеса являются предшественниками новых грядущих изменений в жизни человечества, ибо они создали основу для рождения новой экономики, новых инновационных производительных сил общества.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:49:59