Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2001

Феномен информационной экономики

Федцов Владимир Георгиевич, доктор экономических наук, Президент Академии русского предпринимательства, Россия

Забелин Павел Викторович, доктор экономических наук, директор Московского Дворца Молодежи, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Инновационность является необходимым условием выживания и развития малого и среднего предпринимательства. Кроме создания основных рабочих мест и производства товаров/услуг малое и среднее предпринимательство является демпфером при экономическом спаде и играет роль стабилизатора экономики. Эти возможности малого предпринимательства приобретают новое качество в развивающейся информационной экономике.
Цитировать публикацию:
Федцов В.Г., Забелин П.В. Феномен информационной экономики // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 3-7.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Инновационность является необходимым условием выживания и развития малого и среднего предпринимательства. Кроме создания основных рабочих мест и производства товаров/услуг малое и среднее предпринимательство является демпфером при экономическом спаде и играет роль стабилизатора экономики. Эти возможности малого предпринимательства приобретают новое качество в развивающейся информационной экономике.

 

Традиционная экономика не дает реальных подходов к определению цены и стоимости товаров, но опирается на некоторое «общественно необходимое время». В феномене информационной экономики «расчетная революция» впервые может позволить получить механизм объективного, точного и автоматического измерения экономических величин. Физический труд как объект измерения стоимости постепенно утрачивает свое значение, он минимизируется во всех сферах общественного производства. Информационная экономика в недалеком будущем может обосновать тезис об инновационной информации как решающем факторе управления и регулирования экономической деятельности.

Знание представляет собой интеллектуальную собственность того, кто им обладает, поэтому превращение Знания в общедоступную информацию при инновационной деятельности есть акт отчуждения данной интеллектуальной собственности. Экономико-правовой механизм этого акта предполагает вознаграждение, адекватное значимости Знания. Существующие механизмы, в рамках которых осуществляется превращение Знания в общедоступную информацию ‑ авторское и патентное права ‑ сложились давно и не соответствуют резко увеличившейся в последнее время ценности важнейших видов информации. Из-за этого происходит содержательное обеднение информационных сообщений и инновационных предложений.

Когда владелец Знания уверен, что в ходе коммерческой реализации его достижения никто не сможет проникнуть в его существо, он не обращается к обществу за защитой своих интересов. В таких случаях Знание остаётся собственностью его создателя.

Фундаментальные научные достижения эпохи научно-технической революции все чаще оказываются коммерчески значимыми, т.к. изменились отношения между наукой как способом познания природных свойств и техникой как способом использования природных свойств и для получения некоторого прикладного эффекта путем проникновения в глубинные свойства материи.

В современных условиях важны не только детальные возможности реализации достижений, но и информационная модель тех организационных форм предприятий, в рамках которых потенциально возможна реализация нового Знания.

Общество осознает важность Знания и обеспечивает своим членам возможность его приобретения. А это означает, прежде всего, понимание важности воспитания, обучения и образования. Далее следует развитие культуры и науки. Все перечисленные области имеют внерыночную природу и решаются плановым механизмом выделения ресурсов, а не стихией рынка. Образовательный и научный потенциал общества ‑ единственная реальная возможность для генерации актуальных и коммерческих знаний. И если общество не развивает образование и науку, то у членов общества нет ни стимулов, ни возможности генерировать новые знания и эффективно заниматься предпринимательством и бизнесом. Если у кого-то много информации, то он не обязательно богат; но если у человека информации нет, то он неизбежно беден.

В информационной экономике происходит интеграция профессиональной и информационной деятельности, а также коренное изменение профессионального стиля. Ранее выдвигалась задача и затем шло ее решение в течение длительного времени. Постановка задачи в диалоговом режиме и ее немедленное информационное обеспечение позволяет резко сократить время решения задачи; но главное заключается в появлении обратной связи. Наука приобретает совершенно новое качество как искусство ставить задачи, исчезает феномен «сжатого творческого времени» (по У. Шекспиру).

Стремительный постановочный диалог «специалист ‑ экран» протекает на фоне насыщенной информационной среды, когда экспертные системы из своих банков знаний выдают всю информацию в виде фактов и гипотез за секунды реального времени. Следовательно, специалист не должен изучать, собирать и накапливать факты. Его удел владеть интеллектуальными технологиями анализа, взаимосвязей, концептуального видения предметной области. .

Экран компьютера, через который при помощи средств визуализации реального можно перейти в среду киберпространства виртуальной реальности, интегрирует все возможные виды информации и резко расширяет человеческие возможности по их восприятию.

Экранно-динамическое интерактивное моделирование внутри киберпространства раскрывает информационную картину объектов или процессов в их взаимосвязи и глубине и реально усиливает творческие возможности человека для выдвижения, обоснования и реализации инновационных идей.

Приобретение продукции и ее реализация в современной экономике основываются в значительной степени на предоставлении и получении информации. Знания потребителя (заказчика), пользующегося информационной технологией, не уступают или даже превосходят знания фирмы, предлагающей продукцию или услугу, в части соответствия их эксплуатационных качеств и потребностей заказчика. Традиционная роль торгового работника, ограничивающегося до сего времени предоставлением покупателю новых идей, новых видов товаров и услуг, новых концепций, информации о целях может уже в ближайшее время состояться, поскольку покупатель и продавец, пользующиеся информационной технологией, находятся в равных условиях.

Лучшая информация означает большую эффективность, поскольку она предоставляет более широкий диапазон возможностей, и тем самым, расширяет перспективы использования сравнительных экономических преимуществ. Информация ‑ четкий экономический ресурс, обладание которым позволяет людям увеличивать свое богатство.

В век информации для крупных фирм ключевое значение имеет не просто разработка принципиально нового изделия, а создание такого продукта или услуги, которые положили бы начало формированию новой отрасли промышленности. Только в этом случае компания может рассчитывать на приемлемый уровень издержек производства и снижение степени риска.

В ХУШ-Х1Х веках наука помогла создать основу для преобразования ручных инструментов в орудия, приводимые в действия машинами; ремесло превратилось в промышленность, поскольку организационно-экономическая наука показала путь технологического оформления производственных процессов в виде индустриальных организаций.

Космические спутники действительно становятся одним из каналов передачи практически неограниченного объема информации из Интернет на телевизионные приемники и компьютеры.

Многие покупатели предпочитают приобретать товары или услуги, предварительно подогнанные под их индивидуальные требования или отобранные по их вкусу, но только в том случае, если это не сильно затрагивает их личную жизнь. Чтобы сохранить конфиденциальность персональных данных, необходимо закрыть к ним доступ посторонних людей, не имеющих законного основания их собирать.

Не отвергая уже достигнутого, электронный этап в манипулировании знаниями позволяет повлиять на уровень мышления, поднимает на новый уровень письменность, обогащая ее изображением и звуком, дает новые широкие возможности распространения аудио-видео-звуковой и текстовой информации, в том числе, и на расстоянии. Электронная форма накопления и передачи знаний, интенсивное компьютерное обучение на основе «экранной культуры», изменения в сферах инновационного предпринимательства и бизнеса являются предшественниками новых грядущих изменений в жизни человечества, ибо они создали основу для рождения новой экономики, новых инновационных производительных сил общества.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241