Статья опубликована в журнале «Лидерство и менеджмент»1 / 2017
DOI: 10.18334/lim.4.1.37643

Мотивация - экономический рост или тормоз современной экономики?

Егорова Софья Вадимовна, магистрант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия

Is motivation an economic growth or is it an obstacle to modern economy? - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 28

Аннотация:
Статья посвящена актуальному вопросу мотивации труда. Сегодня – это ресурс является, по мнению автора наиболее эффективным в современных условиях экономического кризиса, который переживает российская экономика. Автор статьи анализирует различные модели мотивации, которые использовались в разные исторические периоды.
В связи с этим автор предлагает принципы, которые помогут решить назревшие проблемы стимулирования труда сотрудников и повышения экономической эффективности производства.

JEL-классификация: J33, M52

Цитировать публикацию:
Егорова С.В. Мотивация - экономический рост или тормоз современной экономики? // Лидерство и менеджмент. – 2017. – Том 4. – № 1. – С. 9-16. – doi: 10.18334/lim.4.1.37643

Введение

Иностранное слово-термин «мотивация» сегодня стало настолько популярным, что аналитики посчитали количество его употребление в СМИ по итогам 2015 года. Результат получился такой: термин «мотивация» употреблялся 2459 раз в 680 материалах, содержащих понятие «мотивация» в разных интерпретациях [1].

Путин В.В. также включает в свою речь данный термин, когда призывает чиновников разработать предложения по мотивации части населения, задействованного в теневой экономике, для легализации их труда [3].

Слово «мотивация» сегодня используется уже в начальной школе, далее продолжение следует в вузе, трудовом коллективе и даже на стене в Вконтакте. Это показывает, что современный человек установил огромную скорость для жизнеобеспечения, а поддерживать такой темп без дополнительных стимуляторов не получается. Мотивация – это зеленый свет светофора, подразумевающий старт и размеренные правила, которые нельзя нарушать, но необходимо везде успеть.

Сегодня мотивация настолько укоренилась в нашей жизни, что не оспаривается ни наукой, ни практикой, основной вопрос возникает, как эффективно направить потенциал, силы сотрудников для достижения цели, которая не только принесет экономический эффект предприятию, но и станет локомотивом экономики в целом.

Первое упоминание понятия «стимулирование на действие» находим в священной книге Библии, как метод «кнута и пряника»сокровища победителю, голову с плеч за отсутствие положительного результата [2].

Следующие поколения искали эффективные формы труда, так А. Смит в своей книге «Исследования о природе и причинах богатства» [19] мотивацию трактовал, как стремление достичь наиболее выгодного экономического результата. Ф. Тейлор ввел стимул вознаграждение за труд, где критерием вознаграждения он сделал результат труда одного трудящегося [20] (Teylor, 1991).

Таким образом, процесс мотивации прошел длительный путь и достиг неплохих результатов. Слова Г. Эббингауза точно выражают суть проблемы изучения процесса мотивации «У нее долгое прошлое, но короткая история» [8].

Время не стоит на месте, как только возникла «научная» (иногда называют «экспериментальная») психология, проблема мотивации рассматривалась во всех сферах деятельности человека. При этом стали применять разные термины для её обозначения и решения проблем мотивации. В начале прошлого века мотивация применялась к анализу волевого акта (решение, выбор) и волевого действия (управление действием), авторы трудов «Мотив и мотивация», «Действия без предварительного плана и обучения» James, Ach, Pfander. В середине века над проблемой мотивации стали ставить эксперименты учебные заведения, например, Университета штата Небраска (с 1953 г.), что нашло отражение в серии учебных пособий и монографий таких авторов, как R. Peters (1958), Е. Jones, К. Davis (1965), Н. Kelley (1967), Е. Klinger (1978) и других.

Следовательно, исследования мотивации как процесса невозможно остановить, в мире не существует единого, окончательно сложившегося решения проблемы применения методов и теорий, как конкретно эффективных в любых ситуациях. Мотивацию продолжают исследовать Ильин Е.П. [7] (Ilyin, 2002), Пинк Д. [6] (Pink, 2013), Хекхаузен Х. [12] (Khekkhauzen, 2003) и другие авторы.

Институту мотивации в современном обществе уделяется достаточно много времени и тратятся огромные средства на внедрение новых технологий для стимулирования труда персонала.

Жизнь отдельного человека, а также группы людей представляет собой непрерывное движение, которое невозможно остановить. Это движение включает в себя действия разного рода (сообщения), а также переживания (духовная составляющая внутреннего мира человека «психика») в форме мыслей, чувств. Действия человека, его активность зависит о того, чего и каким образом желает достичь человек.

Современное общество пресытилось, оно уже не страдает от голода и нехватки каких-либо вещей «общества потребления» [1, 5, 10] (Bobriyyar, 2006; Klyayn, 2008). Сегодня основная задача в необходимости заставить это общество трудиться эффективно, качественно, направляя энергию в русло для достижения целей, заинтересовать их.

К примеру, супермаркет, которых в любом городе достаточно, при этом в середине прошлого века для удовлетворения потребностей населения было всего несколько магазинов, но население этих городов в большинстве своем было даже больше. Однако руководитель, например, сети магазинов сотовой связи «Связной» [17], постоянно требует увеличения продаж (получения прибыли), следовательно, необходимо мотивировать персонал.

Эффективность любой организации сегодня вопрос не директивы партии КПСС и плановой экономики СССР [11] (Kulikov, 2005), а умения руководителя повысить мотивацию своих сотрудников для увеличения темпов экономического роста предприятия. Время, когда денежное вознаграждение являлось наиболее эффективным мотивом к увеличению производительности труда, кануло в Лету. Д. Пинк в процессе проведенного эксперимента доказал, что система мотивации посредством вознаграждения в ряде случаев оказывает негативное воздействие на результат труда.

Исследования мотивации как процесса и внедрение передовых методов и форм сегодня выступают в роли перводвигателя экономической политики.

Однако необходимо за основу стимулирования процесса производства взять эксперимент, который был проведен в середине прошлого века ученым Г. Харлоу. Эксперимент показал, что, кроме биологических и внешних потребностей, человека также может сподвигнуть на производительный и качественный труд потребность удовольствия от самого процесса трудовой деятельности. Э. Деси после проведенных экспериментов также пришел к выводу, что вознаграждение может оказывать даже негативное воздействие на результат экономической деятельности [4] (Deci, Ryan, 2000).

Однако необходимо учитывать менталитет и культурные традиции страны, где находится производство. Россия традиционно отстает в экономическом развитии от передовых экономических стран Запада. Одна из главных причин такого отставания – низкая производительность труда. Путин В.В. соглашается, что Россия отстает от развитых экономик мира по производительности труда в 3–4 раза [13].

Примером может служить фонд заработной платы, который в России составляет 500 долл., в экономически развитых странах (Германия, США, Англия) – не ниже 4000 долл., таким образом, ФОТ в 8 раз выше [9]. Следовательно, если начать выплачивать сотрудникам любого предприятия зарплату в размере 4000 долл., предприятие не выдержит экономической нагрузки, будет неконкурентоспособным и разорится через 2–3 месяца. Экономическая политика государства должна найти прорывную технологию, как преодолеть отставание и повысить производительность труда как минимум в 3 раза.

Сегодня лозунг «заработай миллион» не только не мотивирует, но даже оказывает негативное воздействие в целях эффективности отношения к работе.

Человек единственное животное на планете Земля, обладающее речью и разумом. Следовательно, он в своей жизни руководствуется потребностями, а не как другие виды животных видовыми программами. Потребности каждого отдельного человека индивидуальны, и удовлетворить их в полном объеме практически невозможно, но этому способствует мотивация, устанавливающая приоритеты в потребностях. Каждый человек мотивирован, разница только в уровне и степени потребностей.

Таким образом, напрашивается вывод, что мотивация есть специфическое состояние, ориентированное на удовлетворение потребностей [15]. Если каждый человек создает себе систему потребностей, то мотивация как стимул к действию рассматривается как создание специфических мотивационных состояний у других людей. Мотивация в своей основе взаимодействует с системой управления, где стержнем выступают потребности, а итогом их своевременное удовлетворение.

Итак, мотивированные сотрудники – это средство экономии проектных ресурсов, таких как время и усилия менеджера проекта. Немотивированных сотрудников приходится гнать, как пастух овец, чтобы не разбрелись, мотивированных же сотрудников можно вести, как вожак волчьей стаи.

Практически основной ошибкой сегодня является вера в то, что высокая заработная плата является панацеей, следовательно, сотрудник будет любой ценой держаться за рабочее место. Анализ данных указывает, что «открепленная» от нормы труда высокая заработная плата чаще расслабляет сотрудников, чем стимулирует. В некоторых случаях это выражается в деградации сотрудников. Мотивация будет успешной в случае, если цель сотрудника, например, карьерный рост (образование и интерес к выполняемой работе), совпадает с целями организации (возможность удовлетворения потребностей сотрудника на данном этапе) [16] (Ryan, Deci, 2000). Тогда это будет единственный правильный мотиватор, других более эффективных пока не существует.

Мотивация сегодня необходима, все, что сделал человек, является результатом, стимулирующим его к действию, например, появление первых каменных орудий, сельское хозяйство, освоение космоса. Для каждого действия человек (общество) выбирал сам для себя систему мотивации посредством труда для достижения поставленной цели [2] (Verkhoglazenko, 2002). Свержение самодержавия и, как результат, появление коллективной собственности, восстановление хозяйства после второй Мировой войны – все это мотивация лучшей жизни, зачастую даже другого поколения. Освоение космоса, первый человек на орбите Ю.А. Гагарин, мотивация Я, Его. В любом случае мотивация как процесс (стимулирующий на действие) необходим – это локомотив в достижении цели.

Нерешенным остается только один (на сегодня важный) вопрос: сотрудник – это личность или ресурс, и возможно ли эти элементы воссоединить как единое целое? [21]

Сотрудник, который не мотивирован, это балласт для организации, руководитель использует систему «пинков», приложение силы как мотива к действию, однако такое движение будет непостоянным, реверсивным.

К.А. Нодстрем, Й. Риддерстрале, авторы книги «Бизнес в стиле фанк» [14] (Ridderstrale, Nordstrem, 2002), описывают ресурс компании так: это сотрудник в ботинках, заканчивает работу строго по часам. Это подтверждает тот факт, что качества лидера и умение распоряжаться человеческим ресурсом являются ключевыми элементами. Топ-менеджер сегодня важнее современных технологий – это уникальность, которая является главным мотивом, визитной карточкой предприятия.

Мотивация сотрудника вышла на первый план экономической политики любого предприятия. «Самый ценный капитал – это люди. Кадры решают все» [18], эту знаменитую фразу И.В. Сталин произнес в 1935 году в качестве аргумента против устоявшегося лозунга «Техника решает все». Суть замены состояла в том, что техническая революция никак не может обойтись без высококвалифицированных кадров. Требование касалось не только повышения квалификации сотрудников, но и улучшения условий труда, а главное – изменения отношения к самим трудящимся. Для создания условий сотруднику с российским менталитетом по отношению к труду (где бы ни работать, лишь бы не работать; от трудов праведных не наживешь палат каменных), подчеркиваем, надо создать такие условия, чтобы сотрудник не имел возможности работать спустя рукава.

Заключение

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что мотивация является неотъемлемым фактором развития высокоэффективной экономики. Руководители современных коллективов должны четко представлять, что без современной системы мотивации невозможно сформировать коллектив, задействовать в полном объеме человеческий ресурс и потенциал каждого сотрудника, только такому коллективу под силу воплотить поставленные цели.

Проводя исследование, установили, что экономический результат в несколько раз лучше в компаниях, которые максимально эффективно работают с человеческим ресурсом.

Мы разработали принципы повышения производительности труда:

– необходимо персонал разделить на группы, категории, и каждая группа должна иметь свою определенную систему мотивирования (в статье есть тезис о потребностях каждого человека);

– каждый сотрудник должен получать четкие, понятные, а также соответствующие его квалификации задания, тогда и поставленная цель будет выполнена;

– цели со временем необходимо постоянно корректировать, например, первая – набор и обучение персонала, вторая – выход на оптимальный режим работы предприятия, третья – увеличение экономических показателей (увеличение прибыли) и т.д., что вскрывает скрытые резервы и дает возможность применять новые принципы и методы работы;

– зарплата должна быть хорошей, но не главной для сотрудника, необходимо постоянно применять доступные методы для мотивации сотрудников.

Сегодня необходимо включить в систему мотивации социальные гарантии, а также необходимо учитывать индивидуальность каждого сотрудника. Каждый руководитель, применяя систему мотивации в коллективе, должен задать вопрос в первую очередь себе: «а я стал бы работать на таких условиях хорошо, или мне не хватает чего-либо?».



[1] http://www.scorcher.ru/subject_index/semantics/motivatciya.php (дата обращения 10.01. 2017 г.)

[2] www.managerline.ru (дата обращения 11.01. 2017 г.)


Источники:
Бобрийяр Ж. Общество потребления. - М.: Республика, 2006. – 269 с.
2. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. – 2002. – № 4. – С. 23-34.
Владимир Путин призвал вывести 30 млн. граждан из теневой экономики //Известия 14 июля 2016 г
4. Deci E.L., Ryan R.M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. – 2000. – № 11.
Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления 29 июля 2012
Дэниел Пинк Драйв: Что на самом деле нас мотивирует. / перев. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Карпенко Л.А., Петровский А.В. История психологии в лицах. Персоналии. / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6-ти т. Т. 1. /Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. – 784 с.
Климантова Г. И., Мухетдинова Н. М. Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-е годы // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. 2001
Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. - М.: Добрая книга, 2008.
Куликов А.Л. История экономики в вопросах и ответах. / учебное пособие. - М.: Изд-во Просᴨȇкт, 2005. – 222 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / 2-е изд. - М.: Смысл, 2003.
Путин В. «Нам нужна новая экономика» //Ведомости 30 января 2012
Риддерстрале Й., Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк. - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник", 1999.
16. Ryan R., Edward L. Deci // Contemporary Educational Psychology. – 2000. – url: http://www.idealibrary.com.
Svyaznoy.ru. [Электронный ресурс].
Сталин И.В. 4 мая 1935 года. Речь в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной Армии
SMITH, Adam (1723-1790). An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. London: W. Strahan and T. Cadell, 1776
Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Контроллинг, 1991.
Урсу М. И. Мотивационный профиль сотрудника: теоретический аспект // Научное сообщество студентов XXI столетия: Экономические науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(26).
Шаповалова А. Родники истории, или Значение фразеологизма «кануть в Лету». Жизнь FB.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/134466/rodniki-istorii-ili-znachenie-frazeologizma-kanut-v-letu.
Надежный менеджмент. [Электронный ресурс]. URL: http://www.managerline.ru ( дата обращения: 11.01.2017 ).
Форнит. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scorcher.ru/subject_index/semantics/motivatciya.php ( дата обращения: 10.01.2017 ).