Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2008

Кодекс корпоративного поведения как инструмент повышения эффективности корпоративного управления

Пронина Зоя Юрьевна, Аспирантка факультета Государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 89

Аннотация:
Не секрет, что совершенствование корпоративного управления способствует повышению эффективности компаний и расширяет их доступ к внешнему финансированию, а это является одним из необходимых условий устойчивости их экономического роста. Многие российские аналитики считают улучшение эффективности корпоративного управления залогом успеха экономических преобразований в нашей стране. Еще в октябре 2001 года на сессии Всемирного экономического форума тогда еще Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении подчеркнул важность этого направления для реализации реформ: «У России есть стратегическая цель – стать страной-производителем конкурентоспособных товаров и услуг. И все наши действия направлены именно на это. Мы понимаем, что для интеграции в международные рынки капитала надо решить вопросы, связанные с защитой прав собственников, улучшением корпоративного управления и финансовой прозрачности бизнеса».

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Пронина З.Ю. Кодекс корпоративного поведения как инструмент повышения эффективности корпоративного управления // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 11. – С. 111-117.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Не секрет, что совершенствование корпоративного управления способствует повышению эффективности компаний и расширяет их доступ к внешнему финансированию, а это является одним из необходимых условий устойчивости их экономического роста.

Многие российские аналитики считают улучшение эффективности корпоративного управления залогом успеха экономических преобразований в нашей стране. Еще в октябре 2001 года на сессии Всемирного экономического форума [1] тогда еще Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении подчеркнул важность этого направления для реализации реформ: «У России есть стратегическая цель — стать страной-производителем конкурентоспособных товаров и услуг. И все наши действия направлены именно на это. Мы понимаем, что для интеграции в международные рынки капитала надо решить вопросы, связанные с защитой прав собственников, улучшением корпоративного управления и финансовой прозрачности бизнеса».

Сегодня Россия развивается в условиях относительной экономической и политической стабильности, в стране совершенствуется система законодательства и регулирования. Однако инвесторы не спешат делать долгосрочные инвестиции в российские компании и указывают, что главная причина этого — неудовлетворительная ситуация в сфере корпоративного управления. Поэтому российским компаниям все-таки стоит обратить внимание на различные практики корпоративного управления и, в частности, на практику использования кодекса корпоративного поведения, который признан мировым бизнес сообществом одним из самых действенных инструментов повышения эффективности корпоративного управления.

В мировой практике кодексы корпоративного поведения подтверждают свою полезность тем, что, как правило:

  • публично демонстрируют, что компании готовы следовать общепринятым стандартам корпоративного управления;
  • устанавливают высокие стандарты корпоративного управления по сравнению с законодательством страны, в которой они располагаются;
  • декларируют добровольные дополнительные обязательства компании по защите прав акционеров и снижению инвестиционных рисков;
  • могут быть использованы акционерами, потенциальными инвесторами или иными заинтересованными сторонами в качестве матрицы для оценки деятельности совета директоров и исполнительных органов;
  • стимулируют обсуждение деловым сообществом, экспертами, органами регулирования и законодателями вопросов практики корпоративного управления;
  • выдвигают новые ориентиры в развитии законодательно-нормативной базы, регулирующей корпоративное управление.

Вопросы корпоративного управления прежде всего для зарубежных портфельных инвесторов за последние годы стали весомыми при оценке привлекательности компаний с точки зрения приобретения ее акций. Инвесторы жаждут видеть в тех компаниях, в которые они собираются вложить свои средства, систему корпоративного управления, которая будет в состоянии обеспечить нужный уровень прозрачности и эффективности принятия решений. Они хотят видеть, что основные компоненты и процедуры процесса корпоративного управления в организациях отвечают этим требованиям, и соответствующим образом закреплены во внутренних документах. Именно поэтому наличие кодекса корпоративного управления у компании может стать фактором, который будет удерживать первоначальное внимание инвестора, способствовать привлечению более пристального внимания, формированию благоприятного начального имиджа, даст потенциальным инвесторам общую картину системы корпоративного управления и степени ее соответствия передовой практике. По крайней мере, часть инвестиционных и консалтинговых компаний, выступающих консультантами и агентами портфельных инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных, рассматривает наличие у компании - потенциального получателя инвестиций - собственного кодекса в качестве фактора, повышающего ее привлекательность.

В апреле 2002 г. деловому российскому сообществу был представлен одобренный правительством вариант Кодекса корпоративного поведения на заседании Координационного совета ФКЦБ [2] по вопросу корпоративного управления. Также было принято постановления ФКЦБ России об обязательном раскрытии информации компаниями о своей практике корпоративного управления. После этого вопрос о практическом применении кодекса в работе акционерных обществ России стал особенно актуальным.

При этом российские акционеры отнеслись к появлению Кодекса корпоративного поведения по-разному.

Для крупных собственников, нацеленных на повышение акционерной стоимости предприятия и привлечение новых акционеров, прежде всего портфельных, данный кодекс оказался весьма полезным инструментом. Он дал им возможность обратить на себя внимание потенциальных вкладчиков, в первую очередь иностранных, за счет демонстрации того, что и российским компаниям не чуждо эффективное корпоративное управление.

В то же время владельцы компаний, не заинтересованные в привлечении новых акционеров, отнеслись к кодексу без особого энтузиазма. Из миноритариев кодекс поддержали только  портфельные инвесторы, главным образом представители инвестиционных фондов, преимущественно с западным капиталом. Хотя, как говорит один из составителей кодекса -  директор Российского института директоров  Игорь Беликов [3], «словесные реверансы в поддержку кодекса со стороны этой группы акционеров далеко не всегда подкрепляются учетом ими практики корпоративного управления компаний-реципиентов их инвестиций. Чувствуется, что большинство портфельных инвесторов в России остаются ориентированными главным образом на краткосрочные, спекулятивные цели.  Мелкие акционеры частных предприятий в данном случае оказались достаточно пассивными.  Российские управляющие компании не проявили того внимания, которое можно было бы ожидать».

Тем не менее, в последнее время, количество компаний, в той или иной степени учитывающих рекомендации кодекса в своей практике, увеличилось. Более того, растет число акционерных обществ, которые принимают свои собственные кодексы.

Вот что по этому поводу говорит Игорь Беликов: «Наш институт занимался подготовкой  такого рода документов и давал экспертные заключения на кодексы, подготовленные компаниями. Среди них ОАО «Северсталь», ОАО «Силовые машины», ОАО «РЖД», ОАО «Детский Мир», шесть из семи межрегиональных компаний связи и др. В целом, число предприятий, имеющих свои кодексы, на сегодняшний день составляет примерно сорок-пятьдесят.  Для сравнения: в 2001 г., до появления кодекса корпоративного поведения, в России такой документ был совершеннейшей экзотикой, которым обладали лишь считанные единицы компаний. У некоторых из них он существовал в объеме трех-четырех страниц. А сегодня во многих обществах кодекс является необходимым фактором корпоративной жизни, влияющим на поведение инвесторов и развитие компании в целом».

Тем не менее, рекомендации кодекса корпоративного поведения не всегда корректно используются в российских компаниях, если вообще используются на практике, а не формально. Так, большинство организаций не предоставляют свои годовые отчеты биржам ни перед, ни после проведения общих собраний акционеров. Кроме того, компании крайне редко раскрывают информацию о внутренних документах, разъясняющих аспекты практики своего корпоративного управления, а разделы годовых отчетов и корпоративных интернет-сайтов, посвященные практике корпоративного управления определенных компаний, не имеют чекой структуры и единства содержания.

Соответственно, можно утверждать, что многое в российской практике корпоративного управления и, в частности, внедрения и применения кодекса корпоративного поведения уже было сделано, но, тем не менее, кодекс нуждается в существенной доработке.

Основным объектом усилий по внедрению кодекса должны стать все-таки открытые акционерные общества, акции которых находятся в биржевом обороте, деятельность которых определяет тенденции развития в своих отраслях и планирующие первичные публичные размещения акций. Прежде всего, следует обеспечить эффективное раскрытие такими ОАО информации о практике своего корпоративного управления и ее соответствия кодексу корпоративного поведения. С этой целью необходимо повысить степень обязательности раскрытия информации о практике своего корпоративного управления и ее соответствии рекомендациям кодекса корпоративного поведения. И, соответственно, предлагается нацелить проверки ФКЦБ именно на данный тип компаний с дальнейшем ужесточением санкции за нарушения, связанные с раскрытием информации.

Кроме того, крупные российские и иностранные институциональные инвесторы могли бы публично объявить, что принятие и соблюдение российскими компаниями рекомендаций кодекса корпоративного поведения рассматривается инвесторами в качестве обязательного условия для приобретения ценных бумаг этих компаний.

И, наконец, важным является регулярное обновление российского кодекса на основе исследования практики корпоративного управления и с учетом международного опыта.

Именно это позволит российским компаниям выйти на один уровень эффективности функционирования корпоративного управления с западными компаниями, что, в конечном счете,  позитивно скажется на их развитии в целом.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Кодексы корпоративного поведения: вчера, сегодня, завтра / Беликов И. // Акционерный вестник. – 2005. - № 4 (19). – С. 22-25.
2. К вопросу о природе корпоративных конфликтов в российских компаниях / Козлов Р. // Управление компанией. – 2005. - №11 (54). – С. 18-24.
3. Говорим на языке инвесторов / Власова С., Дубовицкая Е. // Управление компанией. – 2006. - №07 (62). – С. 21-26.
4. Осиновский А.Д. Акционер против акционерного общества / А.Д. Осиновский - СПб. : Изд-во ДНК, 2003. - 350 с. - ISBN 5-901562-23-2.
5. И. Беликов, В. Вербицкий, В. Шаров, К. Гуляев: Тенденции развития корпоративного управления в российских компаниях, Сборник работ и статей Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль совета директоров [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://elitclub.ru/mpku/view/76. - Загл. с экрана.
6. Выступление Президента России В.В. Путина на сессии Всемирного экономического форума "Встречи в России – 2001" 30 октября 2001 года, Москва [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.mid.ru/bl.nsf/218603db65cac2d343256ac50038d63e/a0b67d2e205d0ec443256af6002c62a0?OpenDocument. - Загл. с экрана.
7. Интернет-конференция Председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Костикова Игоря Владимировича. Обзор публикаций СМИ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.garweb.ru/conf/fcsm/20030827/smi/msg.asp@id_msg231850.htm. – Загл. с экрана.
8. Мария Абраменко: Через тернии – к бирже. [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа : http://www.izvestia.kz/news.php?date=23-11-07&number=18. – Загл. с экрана.