Совершенствование организационных и управленческих умений руководителей лечебно-профилактических учреждений

Джалилова Г.А.1, Таджибаева Г.А.2
1 Ташкентский педиатрический медицинский институт
2 Ташкентский профессиональный колледж промышленности и сервиса

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 1 (Январь-Март 2017)

Цитировать:
Джалилова Г.А., Таджибаева Г.А. Совершенствование организационных и управленческих умений руководителей лечебно-профилактических учреждений // Лидерство и менеджмент. – 2017. – Том 4. – № 1. – С. 39-44. – doi: 10.18334/lim.4.1.37584.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29752247

Аннотация:
В статье раскрываются основные компетенции, которыми должен обладать руководитель медицинского учреждения. Даются определения базовых компетенций, которые получают руководители медицинских учреждений, и методы их совершенствования.

Ключевые слова: организация, компетенции, медицинские учреждения

JEL-классификация: M12, M54, L89

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Актуальность темы. Организация деятельности медицинских учреждений приобретает особую значимость на современном этапе развития здравоохранения. Управленческие проблемы находят свое отражение во всех предлагаемых для обсуждения концепциях и программах реформы системы здравоохранения в стране. Поэтому представляется актуальным рассмотреть общие методологические подходы к деятельности организаций, занимающихся оказанием медицинских услуг населению [1].

Все организации, независимо от того, в какой сфере они действуют, сталкиваются с общими проблемами в области управления. На основе общих закономерностей выстраиваются конкретные методы управления в зависимости от тех условий, в рамках которых они применяются. Не является исключением и здравоохранение. Специфика управления ПМСП (Первичной медицинской санитарной помощи) обусловлена, прежде всего, тем, что здравоохранение – особая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности. ПМСП имеют особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов. Учитывая важность охраны здоровья населения, ведущую роль в развитии системы здравоохранения в Узбекистане играет государство. Поэтому представляется вполне оправданным начать анализ управленческого процесса в СП [2].

Цель исследования. Провести анализ деятельности руководителей служб СП в области изучения факторов, влияющих на организацию и управление учреждениями СП.

Задачи исследования: Определить теоретические особенности по организации и управлению СП, выявить личные и деловые качества руководителей СП в области изучения факторов, влияющих на организацию, и с учетом полученных данных разработать рекомендации по улучшению профессиональных компетенций руководящего состава в СП.

Методы исследования. Для оценки личных и деловых качеств руководителей СП нами использовался вопросник, характеризующий профессиональные компетенции, оценивалось по пятибалльной шкале.

Результаты исследования. На основании проведенных исследований можно говорить о том, что отличает руководителя-женщину от руководителя-мужчины: высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику. Любую информацию воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях. а поэтому здесь уместно отметить, что руководители-женщины проявляют больший, по сравнению с мужчинами, интерес к межличностным отношениям. По данным наших исследований, руководители-женщины в среднем имеют возраст 50 лет.

Компетентность может характеризоваться довольно большим перечнем профессиональных терминов или даже как конкретные знания, отношение или поведение [4, 7] (Dzhalilova, 2016; Fedchenko, 2016). Каждый подчиненный требует к себе особого подхода, и только в силах опытного руководителя найти такой подход к каждому конкретному человеку [6] (Sablin, 2016). Чтобы работа складывалась успешно, руководитель должен быть четким и отзывчивым человеком. По ходу исследования нами отмечены такие качества, как высокая работоспособность, умение управлять собой, коммуникабельность, самокритичность, деликатность, тактичность в работе с подчиненными, целеустремленность [3] (Avdeev, 2012). Результаты исследования показали, что руководители СП обладают вышеперечисленными личными качествами:

Таблица

Профессиональные компетенции руководителей

Компетенции
СП № 5 М.– Улугбекского района
СП № 32 Учтепинского района
МКГП Шайхонтахурского района
Урта-Чирчикская МРО
ТашПМИ
Высокая работоспособность
4
4
5
4
5
Целеустремленность
5
4
4
4
5
Деликатность
4
5
5
4
5
Самокритичность
3
3
4
3
4
Коммуникабельность
4
4
5
5
5
Сдержанность
3
3
3
4
4

Из таблицы нам видно, что у всех руководителей развиты профессиональные компетенции, такие как целеустремленность, высокая работоспособность, коммуникабельность и тактичность, мало выражена сдержанность и самокритичность.

Для того чтобы стать хорошим руководителем, одних личных качеств мало. Нами также были изучены качества деловые [4] (Dzhalilova, 2016). Руководители СП обладают следующими из них:

– способность правильно организовать свой рабочий день;

– способность разбираться в современных информационных технологиях и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

– умение четко ставить задачи для подчиненных и контролировать их исполнение.

Таким образом, руководитель СП – это руководитель, умеющий правильно понять стоящую перед ним задачу, правильно разделить обязанности перед подчиненными, четко сформулировать задачи перед ними, вовремя представить отчет о выполненной работе.

Существенной предпосылкой роста производительности труда и эффективности производства является состав кадров. Для этого проанализировали структуру персонала. По полученным результатам выявлено, что в поликлиниках преобладает женский персонал, что составляет 83,5 % от всей численности сотрудников.

Говоря о возрасте, можно сказать, что наибольшее количество человек работает в возрасте 45‑49 лет – 20,1 %, 40–44 года – 15,4 %; 30–34 года – 12,6 %, а наименьшее количество – 60 и старше лет – 3,3 %, 55–59 лет – 5,9 %, так как это пенсионный возраст.

На эффективность работы в СП влияет также уровень образования персонала. Нами изучены образование сотрудников СП, и выявлено, что среди медицинских сестер всего 2 % имеют высшее образование, 98 % – средне-специальное. Таким образом, в общей структуре персонала у большинства сотрудников поликлиники среднее специальное образование, на втором месте – среднее, на третьем – высшее.

Движение персонала можно охарактеризовать с помощью ряда показателей, таких как интенсивность оборота, коэффициент постоянства, коэффициент текучести и так далее. Состав персонала разделен на 2 группы: основное и дополнительное/совместительство. Таким образом, основные рабочие составляют 87,6 % от всей численности, в совместительстве работают 12,4 %.

Выводы. Таким образом, полученные данные показывают, что трудовые ресурсы в СП используют недостаточно полно, в деятельности медицинских учреждений у руководителей развиты профессиональные компетенции, такие как целеустремленность, высокая работоспособность, коммуникабельность и тактичность, мало выражена сдержанность и самокритичность.


Источники:

Указ Президента Республики Узбекистан № УП-3923 от 19.09.2007 «Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ и реализации Государственной программы развития здравоохранения»
Указ Президента Республики Узбекистан от 18.03.2008 № 48 «О мерах по совершенствованию организационной структуры и деятельности территориальных медицинских учреждений»
Авдеев В.В. Управление персоналом. Технология формирования команды. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 544 с.
4. Джалилова Г.А. Совершенствование ключевых компетенций руководителей медицинских учреждений // International Scientific Review. – 2016. – № 7. – С. 96-97.
Беклемишев Е.П. Оценка деловых качеств руководителя и специалистов. - М.: Знание, 1990. – 69 с.
6. Саблин И.Д. Совершенствование системы мотивации медицинского персонала в бюджетном учреждении здравоохранения на примере отделения экстракорпоральных методов гемокоррекции КГБУЗ «Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края // Лидерство и менеджмент. – 2016. – № 4. – С. 259-276. – doi: 10.18334/lim.3.4.37170.
7. Федченко А.А. Методические подходы к исследованию производительности труда // Экономика труда. – 2016. – № 1. – С. 41-62. – doi: 10.18334/et.3.1.35153.

Страница обновлена: 27.03.2024 в 15:07:00