Статья опубликована в журнале «Продовольственная политика и безопасность»4 / 2016
DOI: 10.18334/ppib.3.4.37570

Обеспечение продовольственной безопасности России как первоочередная задача российской экономики

Дохолян Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, директор, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Россия

Вартанова Марина Львовна, кандидат экономических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания; доцент кафедры экономики и финансового права Российского государственного социального университета; начальник отдела аспирантуры Московского психолого-социального университета, Российский государственный социальный университет Московский психолого-социальный университет, Россия

Ensuring food security of Russia as a primary task of the Russian economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 116

Аннотация:
Продовольственная безопасность может быть под большой угрозой, или же обеспечение ее становится практически невозможным, если регулирование сельского хозяйства полностью подчинено рыночным механизмам. Продовольственная безопасность – один из аспектов многофункциональности сельского хозяйства, и внутренне сельскохозяйственное производство требует обязательной государственной поддержки. В статье подчеркивается о необходимости разработки стратегии и тактики обеспечения продовольственной безопасности и основных направлениях ее осуществления.
Цитировать публикацию:
Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение продовольственной безопасности России как первоочередная задача российской экономики // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – Том 3. – № 4. – С. 217-225. – doi: 10.18334/ppib.3.4.37570

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


К концу XX века Россия оказалась в числе тех государств, которые утратили свою продовольственную независимость. Такая экономическая и политическая ситуация характеризуется, с одной стороны, значительным снижением объемов отечественного производства продовольствия, а с другой – резким возрастанием импорта традиционно производимых в стране видов продовольственных продуктов и разрушением производственного потенциала АПК.

Продовольственная безопасность Российской Федерации может рассматриваться в рамках страны в целом и применительно к отдельным ее регионам. Региональный аспект обусловливается большими размерами страны, различием природно-климатических условий, экономической, демографической ситуацией и территориальным размещением населения.

Под продовольственной безопасностью региона следует понимать «способность системы производства, хранения, переработки, оптовой и розничной торговли продуктами питания обеспечить ими стабильно и равномерно в течение года все категории населения соответствующих территорий в размерах потребления, отвечающих научно-обоснованным медицинским нормам» [4] (Ibragimov, Dokholyan, 2010).

На наш взгляд, под продовольственной безопасностью России и ее регионов понимается такой гарантированный уровень количественного и качественного обеспечения доступного всем продовольствия, при котором достигается максимально возможная в современных условиях средняя продолжительность жизни людей.

В целом «категорию «продовольственной безопасности» [5] (Dokholyan, Ibragimov, Khalimalov, 2012) можно определить как системную характеристику эффективного функционирования агропромышленного комплекса с точки зрения обеспечения производства сельскохозяйственной продукции высокого качества в необходимом количестве на основе расширенного воспроизводства в условиях внутренних и внешних угроз» [5] (Dokholyan, Ibragimov, Khalimalov, 2012).

Категория «проблема продовольственной безопасности» [5] (Dokholyan, Ibragimov, Khalimalov, 2012) отражает уровень непосредственного обеспечения населения продовольственными товарами в соответствии с нормативами питания; защиты внутреннего продовольственного рынка от необоснованных объемов импортного продовольствия; защиты населения от недоброкачественных продуктов питания».

Продовольственная безопасность является «комплексным понятием, содержащим как минимум два смысла. Первый связан с чисто экономическим процессом продовольственного обеспечения. Второй вызван важностью продовольственного обеспечения для поддержания национальной безопасности в ее внутреннем и внешнем проявлениях» [3] (Dokholyan, Vartanova, 2016).

Надежность продовольственной безопасности государства обусловливается целым рядом показателей, наиболее важными из которых являются следующие: «уровень сельскохозяйственного производства страны; степень самообеспеченности продовольствием; наличие переходящих запасов; уровень потребления критически важных продуктов и степень доступности продовольствия для наиболее бедной части населения и размер этой группы. По всем этим показателям положение России достаточно серьезно» [3] (Dokholyan, Vartanova, 2016). «Современное состояние агропродовольственной сферы показывает, что с каждым годом проблема продовольственного обеспечения населения продуктами питания становится важнейшей задачей [3] (Dokholyan, Vartanova, 2016).

Рассматривая проблему формирования агропродовольственного рынка на уровне страны, необходимо «учитывать как положение в регионах, так и в субъектах Российской Федерации как их составной части [2] (Vartanova, 2016). Здесь нам важно установить зависимость «агропродовольственной безопасности страны от возможностей субъекта Федерации, сохраняя достаточный уровень самообеспечения, то есть сам уровень продовольственного самообеспечения всей страны» [2] (Vartanova, 2016).

Существенное влияние на продовольственную безопасность оказывает «институциональная аграрная структура» [3] (Dokholyan, Vartanova, 2016). Традиционным для России было самообеспечение населения, особенно сельского, продовольствием за счет производства в личных подсобных и других хозяйствах граждан, что «повышало устойчивость продовольственного снабжения в критические периоды истории, когда нарушалось регулярное снабжение населения продовольствием» [3] (Dokholyan, Vartanova, 2016).

Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии необходимых запасов и резервов в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, обеспечивающим национальную безопасность страны. В основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация всего АПК – от выращивания растений и животных до его обеспечения средствами производства и реализации конечной продукции.

С нашей точки зрения, продовольственная безопасность – экономическая категория, обеспечивающая экономическую безопасность мира, государства или региона за счет наличия на их рынках достаточного количества доступных и качественных как традиционных, так и функциональных продуктов питания преимущественно собственного производства, а также гарантирующая защиту данного рынка от возможных внешнеэкономических угроз. Мы полагаем, что в настоящее время:

1. Наличие функциональных продуктов питания вместе с традиционными должно быть обязательным на рынке, поскольку первые могут и должны частично заменить традиционные, выступая как своеобразное лекарственное или профилактическое средство.

2. Стоимость функциональных продуктов питания для населения не должна быть выше 15-20 % по сравнению с традиционными.

Основой для поддержания продовольственной безопасности всегда во всех странах мира будет являться развитие собственного сельскохозяйственного производства, для того чтобы оно стало основным источником поступления продовольствия.

Для поддержания продовольственной безопасности на достаточном уровне в регионах необходимо разрабатывать и принимать соответствующие законодательные акты и программы. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности регионов:

-                  обеспеченность земельными ресурсами;

-                  степень деградации сельскохозяйственных земель;

-                  степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса;

-                  уровень монополизации продовольственного рынка;

-                  степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок;

-                  уровень безработицы в сельском хозяйстве;

-                  уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей;

-                  уровень использования ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе.

Продовольственная безопасность может быть под большой угрозой, или же обеспечение ее становится практически невозможным, если регулирование сельского хозяйства полностью подчинено рыночным механизмам. Следовательно, продовольственная безопасность – один из аспектов многофункциональности сельского хозяйства, и внутренне сельскохозяйственное производство требует обязательной государственной поддержки.

Важнейшая задача реализации национального проекта «Развитие АПК» состоит в создании наиболее благоприятных экономических, правовых и социальных условий в агарной сфере на региональном уровне и оказании реальной финансовой помощи организациям сельского хозяйства, фермерам, владельцам личных подворий, что в конечном итоге будет способствовать в решении проблемы продовольственной зависимости России от зарубежных стран.

Однако самообеспеченность продовольствием не является самоцелью государственной политики в сфере экономики. На практике ни одна из стран мира не обходится без импорта. Импорт обязателен, поскольку он компенсирует недостаточное предложение товаров собственного производства, способствует оптимизации структуры питания населения.

Тем не менее, если импорт осуществляется в значительных объемах при отрицательных изменениях, возможно возникновение угрозы продовольственной безопасности страны, особенно если ввозится зерно, мясо и некоторые другие виды.

Выделяют четыре принципа, на которые опирается государственная политика в области обеспечения продовольственной безопасности:

1. Наличие. Продукты питания всегда должны быть в наличии. Источники их получения и накопления: внутреннее производство (обязательно должно быть развито в какой-либо мере), использование государственного резерва или импорта.

Продовольственная независимость не может носить абсолютного характера в большинстве стран в силу того, что она главным образом зависит от природно-климатических условий. Однако значение имеет также конкурентоспособность производимого продовольствия, что позволяет на равных участвовать в мировой торговле. Она достигается за счет обеспечения и поддержки соответствующего уровня производства, эффективности и качества продукции. Здесь можно отметить, что в нашей стране природно-климатические условия позволяют выйти на уровень полной самообеспеченности продовольствием.

Большинство зарубежных специалистов, занимающихся проблемами продовольственной безопасности, считают, что каждое государство должно стремиться обеспечить потребление продуктов питания в стране на уровне 70-80 % за счет внутреннего производства продовольствия. И Российская Федерация потенциально может обеспечить такой уровень производства.

2. Стабильность. Обеспеченность продовольствием должна быть стабильной в связи с тем, что люди имеют ежедневные потребности, которые не должны страдать от внезапно произошедших перемен.

3. Эффективность использования. Продукты питания должны перерабатываться, храниться, консервироваться и перевозиться соответствующим образом. Продукты должны быть приемлемого качества и безопасны для здоровья. Объемы производства на перерабатывающих пищевых предприятиях постепенно снижаются из‑за того, что технологии перерабатывающих отраслей устарели, а новые не создаются из‑за отсутствия средств.

4. Доступность. Продукты питания должны быть доступными как в отношении их физического наличия, так и в отношении покупательной способности населения. Существуют также два концептуальных подхода к вопросу обеспечения продовольственной безопасности.

Согласно первому подходу требуемый уровень обеспечения достигается за счет импорта продуктов питания из нескольких ведущих мировых стран-производителей, причем при этом либо снимаются вообще, либо существенно снижаются тарифные и нетарифные барьеры для перемещения продовольствия и уменьшения уровня государственной поддержки своих сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Такой подход характерен для стран с либеральной моделью экономики, например для США, Канады, Австралии. Эти страны обладают благоприятными природно-климатическими условиями для производства различных сельскохозяйственных культур, что позволяет им иметь хорошо развитый аграрный сектор со значительными экономическими ресурсами.

Тем не менее в этих странах сельское хозяйство остается объектом государственного регулирования и поддержки. Другой подход характерен для стран Западной Европы. Здесь имеют место прямое субсидирование сельских товаропроизводителей и защита внутреннего продовольственного рынка, осуществляемая посредством квотирования импорта продовольствия, таможенных пошлин для достижения необходимого уровня самообеспеченности основными видами продуктов питания.

В данном подходе требуются значительные финансовые вложения из государственного бюджета. Но это возможно, если в стране сельское хозяйство имеет достаточно высокий удельный вес. На положение отечественных сельхозпроизводителей всех форм собственности давит диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами и услугами, реализуемые аграриям. Потери сельского хозяйства от диспаритета цен только за последние годы по официальным данным составили 240 млрд руб., кроме того, через налоги из сельского хозяйства было изъято свыше 20 млрд руб. Низкие цены реализации продукции снижают рентабельность аграрного производства.

Несмотря на большие потенциальные возможности, в стране не достигнуты объемы производства продукции и уровень конкурентоспособности, обеспечивающие продовольственную безопасность России. Внутренний рынок России характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта: за счет него формируется до 40 % продовольственных ресурсов.

Для насыщения рынка продовольственными товарами и восстановления продовольственной безопасности необходимо определить критерии оценки, пересмотреть программы выхода из аграрного кризиса, разработать меры, направленные на ликвидацию сложившихся угроз продовольственной безопасности. Так, И.Г. Ушачев [6] (Ushachev, 2008) выделил основные критерии оценки продовольственной безопасности России:

-                  степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;

-                  соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ; уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, включая спецпотребителей;

-                  степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;

-                  размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями.

Необходимо разработать стратегию и тактику обеспечения продовольственной безопасности, определить цели и основные направления ее осуществления. В первую очередь необходимо восстановить уровень потребления продовольствия по основным продуктам и общей калорийности питания. Нужно определить среднесрочные и долгосрочные цели обеспечения продовольственной безопасности.

Среднесрочная цель – обеспечение продовольственной независимости по всем базовым продуктам питания, которые могут быть произведены в России. Долгосрочная цель – выход страны с учетом обострения продовольственной проблемы в мире и положительного влияния глобальных изменений климата в большинстве регионов страны на мировой рынок продовольствия.

Реализовать эти цели можно через следующую систему мер:

-                  через оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;

-                  через регулирование объема импорта по основным стратегическим видам продовольствия (зерну, мясу, молоку);

-                  путем последовательного сокращения импорта этих продуктов питания, производство которых может быть осуществлено в России;

-                  через активное регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие для оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем, а в перспективе – и на внешнем рынке;

-                  проведение политики бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения.

Государство располагает достаточными ресурсами для эффективного решения проблемы, касающейся обеспечения продовольственной безопасности. Причем с учетом не только отечественного опыта программного решения задач, но и зигзагообразной аграрной политики конкурирующего с нами Европейского союза.

Обеспечение продовольственной безопасности «должно стать приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов» [1] (Vartanova, 2014).

Недавнее рассмотрение этого вопроса на заседании Совета Безопасности Российской Федерации свидетельствует о том, что обеспечение продовольственной безопасности входит в разряд первоочередных задач российской экономики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 12. – С. 4-9.
2. Вартанова М.Л. Теоретические основы формирования агропродовольственного рынка региона // Российское предпринимательство. – 2016. – № 24. – С. 3487-3504. – doi: 10.18334/rp.17.24.37215.
3. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Перспективы развития сельского хозяйства в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Российское предпринимательство. – 2016. – № 22. – С. 3107-3128. – doi: 10.18334/rp.17.22.36986.
4. Ибрагимов М.-Т.А., Дохолян С.В. Методические подходы к оценке состояния продовольственной безопасности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2010. – № 4. – С. 172-193.
5. Дохолян С.В., Ибрагимов М.-Т.А., Халималов М.М. Теоретико-методологические аспекты продовольственной безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2012. – № 4. – С. 238-249.
6. Ушачев И.Г. Обеспечение продовольственной безопасности – первоочередная задача российской экономики // Вестник Орловского государственного аграрного университета. – 2008. – № 5. – С. 5-10.