Предварительное информирование таможенных органов

Афонин П.Н.1, Хрунова А.Л.1
1 Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2017)

Цитировать:
Афонин П.Н., Хрунова А.Л. Предварительное информирование таможенных органов // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 1. – С. 111-118. – doi: 10.18334/eo.7.1.37390.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29774232
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье дана оценка текущего состояния предварительного информирования в работе таможенных органов, проведена идентификация существующих проблем реализации предварительного информирования, а также разработаны предложения по совершенствованию работы предварительного информирования.

Ключевые слова: морской порт, таможенный контроль, предварительное информирование, таможенное администрирование

JEL-классификация: H21, K34, H22

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Внедрение инновационных технологий в таможенную сферу является одним из важнейших факторов эффективной интеграции России в мировую экономику. Предварительное информирование (далее – ПИ) таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы является одной из таких инновационных технологий в таможенном оформлении.

Актуальность выбранной темы заключается в важности применения предварительного информирования, поскольку оно предназначено для упрощения таможенного контроля, сокращения времени таможенного оформления товаров и транспортных средств на таможенной границе, минимизации рисков нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств-членов ЕАЭС.

Целью работы является оценка текущего состояния и предложение путей совершенствования работы предварительного информирования.

Задачами работы являются:

– общий анализ современного состояния применения предварительного информирования;

– идентификация существующих проблем реализации предварительного информирования.

Предварительное информирование (ПИ) – это представление документов и сведений в таможенный орган в электронном виде до фактического прибытия товаров и транспортных средств на пункт пропуска и (или) прибытия к месту фактического выпуска товара [1].

Впервые предварительное информирование стало масштабно применяться в таможенном деле в автоматизированной системе ACS таможенной службы США [1].

С 2011 года предварительное информирование стало обязательным при международных перевозках между странами Таможенного союза и странами Европейского союза. С июля 2012 года предварительное информирование становится обязательным для всех транзитных перевозок по территории Таможенного союза [1].

Создание системы предварительного информирования таможенных органов (далее – СПрИнТ) Российской Федерации началось с утверждения Концепции в 2006 году [2].

Введение обязательного предварительного информирования закреплено в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [3] и в Плане мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» [4].

Основным документом, устанавливающим правила предварительного информирования, является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан [5], а сама технология регламентирована Инструкцией [6].

Предварительное информирование является технологическим процессом, в ходе которого участники внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) формируют и передают таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению через границу [7] (Boltunova, Zimovets, 2015).

Подача предварительной информации может осуществляться отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится – в странах-участницах ЕАЭС или в любом другом государстве [1]. В таможенный орган информация подается не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товаров на территорию ЕАЭС.

Основными задачами ПИ являются:

– упрощение таможенного контроля;

– сокращение времени таможенного оформления товаров и транспортных;

– минимизация рисков нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств-членов ЕАЭС;

– повышение оперативности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю;

– создание эффективного механизма обеспечения безопасности России.

Предварительная информация подается перевозчиком через портал электронного предоставления сведений до прибытия товаров и транспортных средств в пункт пропуска.

На сегодняшний день приняты решения по обязательному ПИ в отношении ввозимых товаров, ввозимых автомобильным [8] и железнодорожным [9] транспортом. На воздушном и морском [10] транспорте осуществляется предварительное информирование в пробном режиме.

Предварительное информирование на автомобильном транспорте введено с 17 июня 2012 года на всей территории Таможенного союза. По данным ФТС РФ, за год, прошедший после законодательного введения процедуры обязательного предварительного информирования, время нахождения товаров и транспортных средств в автомобильном пункте пропуска сократилось на треть.

Так, в 2015 году время совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, составило:

– 32, 5 минуты (для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю);

– 21,4 минуты (для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений) [11].

В первом квартале 2016 года [12], по данным ФТС, время совершения таможенными органами Российской Федерации таможенных операций при ввозе и вывозе товаров с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска составило:

– 29,8 минуты (для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю);

– 18,5 минут (для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений).

Во втором квартале 2016 года аналогичные показатели составили:

– 29,1 минуты (для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю);

– 18,0 минут (для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений).

Из выше приведенных данных видно сокращение времени, необходимого для совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, что свидетельствует об эффективном использовании в них предварительного информирования.

На железнодорожном транспорте предварительное информирование обязательно с 1 октября 2014. Информация предоставляется в ОАО «Российские железные дороги» не менее чем за 4 часа до прибытия товаров, а ОАО «РЖД» осуществляет прием указанных сведений от данных лиц и направляет их в ФТС России. В случае отсутствия расхождения между предварительной информацией и сведениями, содержащимися в коммерческих, транспортных и иных документах, предварительная информация может использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации. В случае непредоставления предварительной информации товар относится к области риска [8] и принимаются меры по минимизации риска.

В отношении воздушного и морского транспорта осуществляется добровольное предварительное информирование.

Предварительное информирование на морском транспорте в пробном режиме началось на Дальнем Востоке в мае 2011 года.

С июля 2011 года в Находкинской таможне проводится эксперимент по осуществлению таможенного контроля с использованием предварительного информирования [13] (Anufriev, Kovylin, Kolbeshin, Malyshenko, Poloshevets, 2011). До декабря 2012 участники ВЭД передавали таможенникам предварительную информацию только о половине судов, прибывающих в морской порт Восточный (Находкинская таможня). С января 2013 года в таможенные органы поступает предварительная информация обо всех контейнеровозах, следующих через этот порт.

К концу первого квартала 2013 года аналогичный высокий уровень – 100 % предварительного информирования – был достигнут в морском порту Сочи и порту Сочи Имеретинский (Сочинская таможня). В морском порту Выборг судовые агенты предоставляют предварительную информацию в 100 % случаев с апреля месяца 2013 года (Выборгская таможня).

Использование в морском пункте пропуска такой технологии, как предварительное информирование, позволяет провести документальный контроль без выхода должностных лиц таможенных органов на борт судна, за счет этого время совершения таможенных операций заметно сокращается.

В 2014 году в таможенных органах стартовало тестирование прототипа информационного портала «Морской порт» в соответствии с приказом ФТС [14]. За два прошедших года работы в прототипе портала «Морской порт» Новороссийским юго-восточным таможенным постом была собрана информация об эффективности работы в системе. Так, за 2014 год таможенным постом было обработано в прототипе портала 382 пакета предварительной информации о прибывающих товарах, 568 пакетов предварительной информации о прибывающих морских судах, морской администрацией порта обработано 936 судозаходов [15]. За 2015 год таможенным постом было обработано в прототипе портала 232 пакета предварительной информации о прибывающих товарах, 565 пакетов предварительной информации о прибывающих морских судах, морской администрацией порта обработано 1127 судозаходов.

По результатам проведённой работы в адрес Федеральной таможенной службы были направлены замечания и предложения, в том числе и от других участников процесса, для улучшения работы портала, повышения эффективности.

Согласно приказу ФТС [6], до середины 2017 года в работу в портале должны быть включены все морские пункты пропуска Российской Федерации.

КПС «Портал «Морской порт» является связующим звеном между всеми участниками логистического процесса в морском порту (операторами портовых терминалов, декларантами, перевозчиками, государственными контролирующими органами), что позволяет обеспечивать непрерывность логистического процесса и оптимизировать совершение операций, что неизбежно приводит к сокращению сроков нахождения товаров в морском порту. Это чрезвычайно важный проект, который поспособствует повышению конкурентоспособности и работоспособности морских портов России, оптимизации всех процессов оформления.

Заключение

С 1 октября 2016 года в свободном порту Владивосток стала обязательной подача предварительной информации на товары, ввозимые морским транспортом.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии [16], с 1 апреля 2017 года вводится обязательное предварительной информирование для товаров, ввозимых воздушным транспортом.

Подача предварительной информации сопровождается рядом возникающих проблем.

Во-первых, отсутствует быстрое информационно-техническое взаимодействие таможенных органов государств-членов ЕАЭС по вопросу предоставления сведений о товарах и перевозчиках, на основе которой может проводиться работа по выявлению рисков.

Во-вторых, предоставление неполных, недостоверных сведений о товаре, например, отсутствие сведений, которые указаны как обязательные для представления информации в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии [16].

В-третьих, отсутствует законодательно закрепленная ответственность за подачу недостоверной предварительной информации.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо:

Во-первых, создание в таможенных органах системы по информационному взаимодействию между государствами-членами ЕАЭС.

Во-вторых, необходимо применение санкций к недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, которые подают недостоверные сведения, а также введение ответственности за подачу недостоверной предварительной информации.

Решение основных проблем и устранение существенных недостатков технологии ПИ сможет позволить этому механизму эффективно и успешно функционировать и принесет ожидаемые от него результаты.

Таким образом, внедрение системы предварительного информирования дает положительные результаты работы таможенных органов. В ходе анализа и оценки текущего состояния выявлены проблемы и предложены пути их решения. На автомобильном и железнодорожном транспортах обязательное предварительное информирование позволило сократить время таможенного оформления. Внедрение обязательного предварительного информирования и портала «Морской порт» в отдельных портах позволяет наблюдать сокращения времени и затрат на таможенное оформление.

[1] Ст. 42 п. 1. Таможенного кодекса Таможенного союза, Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года).


Источники:

Малышенко Ю.В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме: Учебное пособие. – СПб.: Интермедия, 2012. – 320 с. – С. 125
Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 10.03.2006 № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 15.04.2014)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Совершенствование таможенного администрирования" (с изменениями и дополнениями)
"Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) (ред. от 08.05.2015)
Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 03.10.2008 № 1230 "Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации" (ред. от 14.01.2010)
Болтунова Л.Н., Зимовец А.В. Предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых морским транспортом, как инструмент ускорения совершения таможенных операций // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2015. – № 1. – С. 71-74.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом"
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом"
Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (действующая редакция, 2016)
Сведения о выполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за IV квартал 2015 года [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. - URL: http://www.customs.ru/
Отчет об исполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за I квартал 2016 года [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. - URL: http://www.customs.ru/
Ануфриев О.Б., Ковылин А.А., Колбешин В.А., Малышенко Ю.В., Полошевец А.А. Экспериментальная система предварительного информирования при перевозках морским транспортом // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2011. – № 4. – С. 98-105.
Приказ Федеральной таможенной службы от 10.02.2014 № 196 «О проведении тестирования прототипа Портала «Морской порт»
Комплекс программных средств «Портал «Морской порт» на службе у таможни [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. - URL: http://www.customs.ru/
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 № 158 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом"

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:59:40