Система управления рисками как инструмент таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации

Рукосуева Ю.С.1, Тишко А.А.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)

Цитировать:
Рукосуева Ю.С., Тишко А.А. Система управления рисками как инструмент таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 4. – С. 73-78. – doi: 10.18334/eo.6.4.37386.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970151
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проведен анализ особенностей применения системы управления рисками в работе таможенных органов. Дана оценка Концепции управления рисками в таможенных органах Российской Федерации. Рассмотрена организационная структура системы управления рисками в таможенной службе России. Выделены пути совершенствования системы управления рисками.

Ключевые слова: система управления рисками, риск, концепция управления рисками, принцип выборочности

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба [2]. И, напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

В соответствии со ст. 127 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) под управлением риском определяется систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

При проведении таможенного контроля таможенные органы используют принцип выборочности и только те формы таможенного контроля, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Причем при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

Формированию единых подходов к применению системы управления рисками (СУР) в таможенных органах способствовало утверждение решением коллегии ФТС России 29 мая 2014 года Концепции управления рисками в таможенных органах Российской Федерации (приказ ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385) [7].

В соответствии с данной концепцией таможенные органы применяют СУР для ускорения проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу, определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, а также для определения степени проведения таможенного контроля. Усилить внимание на областях повышенного риска и обеспечить более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов, выявить, спрогнозировать и предотвратить нарушения таможенного законодательства, имеющие устойчивый характер, связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, а также обеспечить меры по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды [1, 3–6, 9–13].

Организационная структура управления рисками изображается в виде иерархической схемы, показывающей уровни управления, состав, подчиненность и связи структурных единиц – подразделений (рис.).

Из схемы следует, что низшим звеном, осуществляющим координацию использования СУР, в системе таможенных органов РФ является таможня. Подразделения правоохранительного блока таможенных органов в данной вертикали отсутствуют.

По итогам реализации СУР в 2014 году для целей предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации утверждено 21 612 профилей рисков, из них 339 – общероссийских, 1 811 – региональных и зональных, 19 462 – целевых (в 2013 году утверждено 9 379 профилей рисков, из них – 202 общероссийских, 707 – региональных и зональных, 8 470 – срочных) [8].

В результате их применения таможенными органами в 2014 году дополнительно начислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 15,9 млрд рублей, возбуждено 29 472 дела об административных правонарушениях и 736 уголовных дел, принято 14 710 решений об отказе в выпуске товаров и 10 736 решений о запрете к ввозу/вывозу товаров.

В результате совершенствования инструментов СУР отмечено снижение доли товарных партий, в отношении которых проводился таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий (при ввозе – с 5,9 % в 2013 году до 4,3 % в 2014 году, при вывозе – с 1 % в 2013 году до 0,7 % в 2014 году).

При этом увеличилась с 16,5 % в 2013 году до 22,2 % в 2014 году.

В настоящее время в функционировании СУР до сих пор имеются недостатки.

СУР недостаточно эффективно обеспечивает минимизацию рисков уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме, в первую очередь, связанных с неправомерным предоставлением тарифных преференций, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров по ТН ВЭД ТС.

Практически полностью отсутствуют автоматизированные технологии выявления рисков при совершении таможенных операций, отличных от декларирования товаров, при перемещении физическими лицами.

Заключение

В связи с вышеуказанными причинами совершенствование и развитие СУР должно осуществляться по следующим направлениям:

· повышение уровня автоматизации СУР, снижение количества неавтоматизированных профилей риска;

· повышение эффективности процесса управления рисками при противодействии уклонению от уплаты таможенных платежей в полном объеме;

· полноценная интеграция компонентов СУР в деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров;

· совершенствование механизмов взаимодействия при реализации СУР между различными подразделениями на всех уровнях системы таможенных органов;

· широкое применение информационных технологий, обеспечивающих эффективный анализ данных в целях повышения качества работы по оценке рисков.

Таким образом, требуется проведение комплекса мероприятий по созданию автоматизированного сегмента СУР в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений в области таможенного дела. Также требуется совершенствование критериев и методики определения уровня риска участника ВЭД в целях минимизации влияния результатов категорирования на снижение эффективности таможенного контроля.


Источники:

1. Еременко В.В., Киселица Е.П. Экономические технологии управления рисками деятельности предприятия // Российское предпринимательство. — 2009. — № 8-1 (140). — с. 112-116. — URL: http://bgscience.ru/lib/5327/
2. Ершов, А.Д. Система управления рисками в таможенном деле : учебник / А. Д. Ершов, О. В. Завьялова. - СПб. : ГИОРД, 2014.
3. Комиссарова М.А., Рыгаловский Д.М. Возможности управления рисками для достижения устойчивого развития предприятия // Российское предпринимательство. — 2016. — Том 17. — № 22. — с. 3197–3206. — doi: 10.18334/rp.17.22.37027
4. Косовских Е.А. О формах организации системного управления рисками хозяйствующего субъекта // Российское предпринимательство. — 2009. — № 6-1 (136). — с. 62-67. — URL: http://bgscience.ru/lib/5245/
5. Мухаметзянова Д.Д. Методы управления рисками инновационных систем // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 19. — с. 3201-3208. — doi: 10.18334/rp.16.19.1973
6. Обласов А.А. Актуальность управления рисками при грузоперевозках // Российское предпринимательство. — 2010. — № 4-1 (156). — с. 48-50. — URL: http://bgscience.ru/lib/5862/
7. Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://customs.consultant.ru/page.aspx?1064608. (дата обращения 10.04.16).
8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://customs.ru/
9. Проценко О.Д., Цакаев А.Х. Методические аспекты оценки экономической эффективности управления логистическими рисками // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 5 (5). — с. 3-15. — URL: http://bgscience.ru/lib/8939/
10. Чертыковцев В.К. Управление рисками // Экономика, предпринимательство и право. — 2013. — № 2 (19). — с. 14-18. — URL: http://bgscience.ru/lib/8909/
11. Щербакова И.А. Стандартизация управления рисками // Российское предпринимательство. — 2010. — № 4-2 (157). — с. 40-44. — URL: http://bgscience.ru/lib/6070/
12. Яхнеева И.В. Управление рисками в системах поставок на основе координации // Торгово-экономический журнал. — 2014. — Том 1. — № 1. — с. 39-50. — doi: 10.18334/tezh.1.1.231
13. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р. Актуальные проблемы использования системы управления рисками в работе таможенных органов // Экономические отношения. — 2013. — № 1 (5). — doi: 10.18334/.37347

Страница обновлена: 23.03.2024 в 17:26:05