Оценка влияния санкционной политики на экономику России: результаты социологического опроса

Илясова К.О., Агаева Д.Р., Анисимова Е.Д.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)

Цитировать:
Илясова К.О., Агаева Д.Р., Анисимова Е.Д. Оценка влияния санкционной политики на экономику России: результаты социологического опроса // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 4. – С. 118-124. – doi: 10.18334/eo.6.4.37383.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970155
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлены результаты социологического опроса, проведенного с целью выяснения общественного мнения о влиянии санкционной политики на экономику России.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, санкции, санкционная политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Экономические санкции (торговое эмбарго) – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам [1–3].

На современном этапе развития международных экономических отношений наиболее эффективным считается воздействие не на страны в целом, а на их отдельных руководителей: поиск и замораживание их иностранных активов, отказ в возможности инвестировать за рубежом, запрет на поездки. Жесткие экономические санкции, направленные на подрыв экономики страны, признаны негуманными, т. к. от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои [4–6].

Первичные санкции Австралии, Канады, Норвегии, США, стран Европейского союза, Швейцарии, Японии и других государств мира, в отличие от ответных санкций Российской Федерации, были направлены не на ограничение внешней торговли между странами, а имели, прежде всего, политический характер. Изначально были введены визовые ограничения для лиц, включенных в специальные списки с запретом на въезд, а также прекращены различные формы международного сотрудничества стран с Российской Федерацией, например в рамках стран «Большой восьмерки». С аннексией Автономной Республики Крым в апреле 2014 г. некоторыми странами, такими как Великобритания, Германия и США, были введены на втором этапе экономические санкции в виде запрета на поставки товаров военного назначения. В июне 2014 г. экономические санкции были расширены в виде ужесточения экспортного режима в отношении некоторых российских компаний военно-промышленного комплекса. Третий этап санкций был вызван авиационной катастрофой самолета Boeing 777 авиакомпании «Малазийские авиалинии», произошедшей 17 июля 2014 г. на востоке Донецкой области Украины. В июле 2014 г. были введены экономические санкции в отношении ряда ключевых компаний военно-промышленного комплекса и банковского сектора. В результате в августе 2014 г. ряд стран, в т.ч. США, Швейцария, ввели впервые запреты на импорт и экспорт товаров, используемых в добыче нефти и газа.

В свою очередь, в ответ на эти санкции Правительство Российской Федерации, исполняя Указ главы государства от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», приняло 7 августа 2014 г. постановление № 778 о введении сроком на 1 год запрета на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для таких стран, как Австралия, Канада, Норвегия, США и ЕС. Взаимные санкции стали одним из основных инструментов внешней политики государств на современном этапе развития мировой экономики [7, 8].

В период с 01 по 31 марта 2016 года на территории города Выборга был проведен социологический опрос с целью выяснения общественного мнения о влиянии санкционной политики на экономику России.

Выборка составила 71 человек. В опросе приняли участие студенты Выборгского филиала РАНХиГС по специальности «Таможенное дело» в возрасте от 20 до 23 лет.

В процессе опроса были заданы следующие вопросы.

1. Какое отношение вы имеете к таможенному делу и внешнеэкономической деятельности?

2. Что для вас означают санкции?

3. Как вы оцениваете влияние санкций на российскую экономику?

4. Следует продлить или отменить действующие санкции?

5. Как вы оцениваете работу таможенных органов в условиях санкционной политики?

6. Как вы оцениваете влияние санкционной политики на российский бизнес?

По результатам проведенного опроса были получены следующие ответы.

На вопрос «Какое отношение вы имеете к таможенному делу и внешнеэкономической деятельности?» большинство опрошенных (64 %) ответили «учусь/учился по специальности «Таможенное дело» (или на курсах); 30 % выбрали «прочее»; 2 % «являются участником ВЭД», и 2 % «работают в таможенных органах» либо «работали в сфере ВЭД раньше».

Рис. 1. Отношение участников опроса к таможенному делу и внешнеэкономической деятельности

На вопрос «Что для вас означают санкции?» 30 % респондентов ответили «запрет на ввоз в Российскую Федерацию продуктов питания» и столько же выбрали «повышение цен на внутреннем рынке»; для 13 % санкции означают «дефицит товаров на внутреннем рынке»; 12 % ответили «девальвация рубля»; 9 % «ограничение на въезд российских чиновников в США»; и 6 % ответили «блокировка счетов российских чиновников за границей».

Рис. 2. Санкции – это?

На вопрос «Как вы оцениваете влияние санкций на российскую экономику?» большинство опрошенных (54 %) оценивают «негативно»; 36 % «позитивно» (начался выпуск российских товаров, т.е. импортозамещение) и 10 % отметили «отсутствие влияния».

Рис. 3. Оценка влияния санкций на российскую экономику

На вопрос «Следует продлить или отменить действующие санкции?» 48 % респондентов считают, что необходимо «сохранить ненадолго для отдельных стран»; 27 % хотят «срочно отменить» санкции и 25 % ответили «сохранить с целью развития импортозамещения».

Рис. 4. Применение действующих санкций

На вопрос «Как вы оцениваете работу таможенных органов в условиях санкционной политики?» 40 % респондентов оценивают «достаточно эффективно» (санкционные товары задерживаются на границе); 30 % опрошенных считают «недостаточно эффективно» (санкционные товары продолжают поступать на российский рынок) и 30 % затруднились ответить на данный вопрос.

Рис. 5. Оценка работы таможенных органов в условиях санкционной политики

На вопрос «Как вы оцениваете влияние санкционной политики на российский бизнес?» большинство опрошенных (54 %) ответили «негативно» (в связи с сокращением потока импорта начались проблемы у предприятий, участников ВЭД); 28 % оценивают «позитивно» (развивается российское сельское хозяйство) и 18 % респондентов затруднились ответить.

Рис. 6. Оценка влияния санкционной политики на российский бизнес

Итак, по результатам проведенного социологического опроса можно сделать вывод, что санкции коснулись стратегически важных сфер экономики: оборонной промышленности, транспорта и банковского сектора.

В условиях санкций сотрудничество с большинством развитых государств по экономически и стратегически важным проектам сведено «на нет» или приостановлено. а это фактически означает, что страна оказалась в ситуации нарушения внешнеэкономических связей в настоящем и крушения существовавших перспектив экономического развития в будущем.

Заключение

Таким образом, необходимо сформулировать и реализовать комплекс мер по поддержке отечественной экономики и предпринимательства в новых условиях. При этом следует исходить из того, что переживаемый Россией период – время возможностей, в том числе и возможностей решения проблем российского предпринимательства, многие из которых обусловлены особенностями отечественной экономики и механизма ее государственного регулирования. Причем решать эти проблемы, усугубленные в настоящее время действием экономических санкций, предстоит в достаточно сжатые сроки. В этом контексте санкции могут и должны стать стимулом для перехода страны на рельсы суверенного социально-экономического развития, для создания экономически и политически независимой России, развивающей собственное производство.


Источники:

1. Белокопытов А.В. Факторы экономического роста России в условиях санкционнного прессинга // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 2. – C. 145–154.
2. Бисултанова А.А. Российская банковская система в условиях сохранения санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Том 5. – № 4. – С. 209–214.
3. Влазнева С.А., Мишина Н.А. Продовольственная безопасность России в период санкций // Продовольственная политика и безопасность. – 2015. – Том 2. – № 3. – С. 153–166.
4. Гончарова О.Ю. Развитие малого предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 5. – С. 679–690.
5. Демченко С.К., Каплун В.В. Воздействие государства на совокупный спрос в условиях экономических санкций // Российское предпринимательство. – 2014. – № 23 (269). – С. 4–11.
6. Никоноров В.М. Импортозамещение в торговле продовольственными товарами РФ // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 6. – С. 787–798.
7. Остапенко Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России // Российское предпринимательство. – 2013. – № 9 (231). – С. 16–21.
8. Ровных Е.А. Роль информационного пространства в стимулировании инновационной деятельности РФ в условиях экономических санкций // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 5. – С. 565–576.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:44:57