К вопросу формирования системы глобальных общечеловеческих ценностей

Дробот Е.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-Март 2015)

Цитировать:
Дробот Е.В. К вопросу формирования системы глобальных общечеловеческих ценностей // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 1. – С. 8-11.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289269
Цитирований: 10 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье проводится анализ понятий «глобальность» и «глобализация», рассматривается модель системы глобальных ценностей.

Ключевые слова: глобализация, глобальное управление, глобальность, глобальные общечеловеческие ценности

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современная экономическая деятельность людей достигла такого этапа, когда приходится говорить о глобальности общественных процессов [1, c. 7].

Что же представляют собой «глобальность» и «глобализация»?

Разграничивать эти два понятия предложил У. Бек. Так, глобальность, по мнению У.Бека, означает мировое общество, в котором ни одна страна или группа стран не может отгородиться друг от друга, т.е. это «многообразие без единства» [2, c. 26].

Глобализацию можно определить следующим образом.

Во-первых, это тенденция ко всеобщей унификации.

Во-вторых, это «диалектический процесс, который создает транснациональные социальные связи и пространства, обесценивает локальные культуры и способствует возникновению третьих культур [2, c. 28].

В-третьих, это «познаваемое на опыте уничтожение границ повседневной деятельности в разных сферах хозяйствования, информации, экологии, техники, транскультурных конфликтов и гражданского общества…» [2, c. 42-43].

В-четвертых, это деятельность и сосуществование, не признающие расстояний (внешне отделенных друг от друга миров, национальных государств, религий, регионов, континентов) [3].

Таким образом, глобализация, в отличие от глобальности, можно охарактеризовать как «единство многообразий».

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей системы глобальных общечеловеческих ценностей, представляется необходимым остановиться на вопросе о том, когда же собственно эта система начала формироваться.

Если говорить о глобализации, то на вопрос о том, когда началась экономическая глобализация, существуют разные мнения. Одни исследователи (например, И. Уоллерстайн) отождествляют начало глобализации со становлением мировой капиталистической системы и относят начало глобализации к первой половине XVI века, к появлению колониализма. Другие специалисты связывают глобализацию с появлением интернациональных концернов [1]. Для третьих глобализация наступает с отменой твердых валютных курсов [2, c. 42].

Большинство специалистов сходятся во мнении, что глобализация как объективный процесс берет свое начало в 1990-е годы. Этот факт многие исследователи объясняют весьма логичными посылками, как-то: объединение Германии, крах восточного блока, окончание «холодной» войны, появление сети Интернет, распространение новых средств транспорта и связи, усиление в мире роли международных институтов глобального управления – международного права, международных финансовых и экономических организаций (ООН, МВФ, ВТО и других) и т.д.

На наш взгляд, глобализацию не следует рассматривать как какое-то абсолютно новое явление, появившиеся лишь к концу ХХ века. Например, У. Бек пишет, что глобализация – это «нечто в принципе давно знакомое и одновременно непонятное, с трудом понимаемое, нечто такое, что с неодолимой силой меняет нашу повседневную жизнь и принуждает приспосабливаться и отвечать на эти изменения» [2, c. 43]. Представляется, что всю историю эволюции человечества можно представить в виде процесса периодического формирования глобальных образований, а также их последующего распада. В качестве наиболее ярких примеров таких глобальных образований можно привести Древнюю Римскую империю, Британскую империю, Российскую империю и Советский Союз.

В качестве примера глобального образования, достаточно успешно эволюционирующего на современном этапе, можно привести Европейский Союз, объединяющий в настоящее время 27 государств. Однако в результате мирового финансового экономического кризиса перспективы этого межгосударственного образования не совсем ясны.

Теперь вернемся к вопросу о системе глобальных общечеловеческих ценностей. Прежде всего, определимся терминологически.

На наш взгляд, глобальные общечеловеческие ценности – это те стандарты, шаблоны, нормы поведения, образцы культуры и т.п., которые воспитываются, воспринимаются и узакониваются во всем глобальном пространстве. Эти ценности должны быть признаны как на международном, национальном, локальном уровнях, так и непосредственно отдельными людьми [4].

Какую же модель системы глобальных ценностей мы имеем в настоящее время? На наш взгляд, эту модель можно охарактеризовать как общество потребителя «глобальный консьюмеризм», где люди есть то, что они покупают (или могут купить) [2, c. 82]. Это общество, в котором происходит утрата «высоких» ценностей. Интересно, что начало этого «упадка» ценностей приходится не на последние десятилетия. Еще во второй половине XIX в. великий философ Ф. Ницше писал о «картине упадка», о принижении умственных интересов и всеобщем измельчании личности. «Современное общество заражено американизмом; есть что-то дикое в той алчности к золоту, которая характеризует современных американцев и все в большей степени заражает современную Европу. Все чаще начинает встречаться тип человека, поглощенного все цело денежными делами: в погоне за наживой он не знает покоя, он стыдится отдыха, испытывает угрызения совести, когда мысль отвлекает его от текущих забот… Страх перед бездельем, беспрерывная тревога накопления богатств и заботы о хлебе насущном грозят убить всякое образование и высший вкус…» [5, c. 7].

На наш взгляд, эти строки наиболее точно характеризуют сложившуюся в настоящее время систему ценностей.

Но разве к такой системе ценностей должно стремиться цивилизованное общество?

Как отмечает Дж. Ларю, глобальные общечеловеческие ценности должны соответствовать общественной морали и таким понятиям, как альтруизм, честность, свобода справедливость, правдивость, ответственность, сострадание. Развитие этих ценностей должно происходить с учетом здравого смысла, на основе развития науки, искусств и должно отражать заботу о справедливости, физическом и духовном благополучии каждого индивида в попытке максимизировать индивидуальную свободу без ограничений прав и свобод других людей [4].

Представляется, что глобальные общечеловеческие ценности – это такие гуманистические ценности, которые пропагандируют сотрудничество, мирное сосуществование, отвергают насилие как способ решения проблем (будь то проблемы международные, национальные, местные или семейные). Гуманистические ценности признают культурное и религиозное многообразие, креативность, творчество индивидов и отвергают духовное или политическое превосходство любой группы над другими. Таким образом, система глобальных общечеловеческих ценностей должна быть выше национальных, этических, религиозных, расовых и территориальных границ. Только глобальные этические устои, глобальная система общечеловеческих ценностей, охватывающая весь мир, подходит для XXI века.

[1] Еще в первой половине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», опубликованном в феврале 1848 г., писали о том, что производство и потребление всех стран стало космополитичным; на смену старой местной и национальной замкнутости приходит всесторонняя связь и зависимость наций друг от друга; национальная односторонность и ограниченность становятся все больше невозможными [2, c. 46].


Источники:

1. Феоктистов, А.Г. Теоретические аспекты прогнозирования экономической действительности / А.Г. Феоктистов. – СПб.: СЗТУ, 2005.
2. Бек, У. Что такое глобализация?: Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / У. Бек ; пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника ; общ. ред. и послесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.
3. Giddens A. Jenseits von Links und Rechtc. Die Zukunft radikalen Demokratie, Edition Zweite Moderne, Frankfurt: Suhrkamp, 1997, S. 23 ff.
4. Larue G.A. Human Values for the 21st Century // Globalization and Humanism // Humanism today, Volume 12, 1998 // http:// www.humanismtoday.org/
5. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла : сочинения / Ф. Ницше. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 2000. – С. 7.

Страница обновлена: 04.04.2024 в 03:52:30