Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»3 / 2016
DOI: 10.18334/eo.6.3.37322

Обеспечение функционирования единой системы нетарифного регулирования

Спиридонова Виктория Витальевна, Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Ensuring functioning of uniform system of non-tariff regulation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 5

Аннотация:
В статье проводится анализ особенностей применения нетарифного регулирования в ЕАЭС, рассматривается система единых мер нетарифного регулирования ЕАЭС.
Цитировать публикацию:
Спиридонова В.В. Обеспечение функционирования единой системы нетарифного регулирования // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 3. – С. 62-66. – doi: 10.18334/eo.6.3.37322

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

В современной политической ситуации актуальным становится вопрос создания интеграционных объединений. Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) представляет собой четвертую наивысшую ступень интеграции, подразумевающую под собой не только создание общего свободного рынка, но и укрепление партнерско-дружественных отношений стран – участниц ЕАЭС и противостояние внешним угрозам. В связи с этим крайне важным является функционирование единой системы нетарифного регулирования.

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений [4–8].

В рамках функционирования внутреннего рынка Союза во взаимной торговле товарами государства – члены не применяют меры нетарифного регулирования.

Правовой основой мер нетарифного, как и тарифного регулирования выступает подраздел 2 «Таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование» раздела IX Договора о ЕАЭС «Внешнеторговая политика».

Этот раздел конкретизирован Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору о ЕАЭС), к которому, в свою очередь приложены единые Правила выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров.

В соответствии со статьей 46 Договора о ЕАЭС в торговле с третьими странами Союзом на основе принципов гласности и недискриминации применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:

–запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

– количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

– исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

– автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

– разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров [1].

В отличие от таможенных пошлин, которыми способны облагаться любые товары, меры нетарифного регулирования допустимо применять только для отдельных видов товаров, предварительно включенных Евразийской экономической комиссией в специальный перечень – Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.

Самые строгие требования предъявляются к первым двум мерам нетарифного регулирования, которые в наибольшей степени ограничивают внешнюю торговлю – запреты и количественные ограничения.

В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) запреты и ограничения – это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и включающий:

1. меры нетарифного регулирования (экономические ограничения);

2. меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов (неэкономические ограничения);

3. особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

4. меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;

5. меры технического регулирования;

6. санитарно-эпидемиологические требования;

7. ветеринарные требования;

8. карантинные требования;

9. фитосанитарные требования;

10. радиационные требования.

Запреты и ограничения устанавливаются:

международными договорами государств-членов ЕАЭС;

решениями Комиссии Таможенного союза (ЕЭК);

нормативными правовыми актами государств-членов ЕАЭС, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Союза.

Объектами применения запретов и ограничений являются:

1. товары, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС;

2. документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Союза;

3. деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур [2].

Подобные меры допускается вводить в трех случаях, перечень которых исчерпывающим образом зафиксирован в Протоколе о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (раздел III Протокола «Запреты и количественные ограничения экспорта и импорта товаров»):

1) временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка ЕАЭС;

2) запреты или количественные ограничения экспорта и импорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле;

3) ограничения импорта водных биологических ресурсов, если необходимо ограничить производство, продажу или удалить с рынка временный излишек аналогичного товара, производимых в ЕАЭС [3].

В порядке исключения эти и другие меры нетарифного регулирования также могут вводиться в иных случаях, не связанных с экономическими соображениями: когда это необходимо для соблюдения общественной морали или правопорядка, для охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды, животных и растений, для обеспечения обороны и безопасности и т.п. (раздел VII Протокола «Общие исключения»).

Еще одним исключительным случаем является введение мер нетарифного регулирования для защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса, когда в силу критического состояния платежного баланса иные меры не смогут остановить резкого ухудшения положения с внешними расчетами (раздел VIII Протокола «Защита внешнего финансового положения и обеспечение равновесия платежного баланса»).

По общему правилу решения о введении, применении, продление и отмене мер нетарифного регулирования принимает Комиссия, т.е. меры являются едиными для ЕАЭС в целом [9, 10]. Однако в отличие от мер тарифного регулирования государствам – членам в исключительных случаях разрешается вводить эти меры в одностороннем порядке (раздел X Протокола «Применение мер в одностороннем порядке»). К подобным исключительным случаям относятся случаи, предусмотренные в указанных выше разделах VII и VIII Протокола.

Заключение

Государства-члены в одностороннем порядке могут вводить меры нетарифного регулирования на срок не более 6 месяцев. Тем не менее, Протокол не содержит прямого запрета заинтересованному государству – члену заново вводить односторонние меры по истечении шестимесячного срока по таким же или по иным основаниям.

На период применения государством – членом временной односторонней меры другие государства – члена ЕАЭС, не применяющие ее, должны обеспечить недопуск ввоза соответствующих товаров на территорию государства – члена, применившего подобную меру.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М., 2014. – 216 с.
2. Дробот, Е.В. Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности / Е.В. Дробот. ― СПб. : Троицкий мост, 2016. – 247 с.
3. Кашкин, С.Ю. Право Евразийского экономического союза / С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. – М. : Проспект, 2015. – 192 с.
4. Варданян Д.К. Система мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности таможенного союза // Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 19. № 2. С. 38-42.
5. Циркунов П.И. Система нетарифного регулирования в таможенном союзе // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2014. Т. 2. С. 266-273.
6. Кулешов А.В. Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 4 (52). С. 44-52.
7. Варданян Д. Нетарифные меры регулирования внешней торговли армении: современное состояние и возможности их совершенствования. //
РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 4. С. 175-179.
8. Дробот Е.В. Направления повышения эффективности нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации в рамках таможенного союза ЕВРАЗЭС и вступления в ВТО. // Структурные реформы для стимулирования роста экономики регионов: опыт России и ФРГ. Международная научно-практическая конференция, сборник научных статей. Под редакцией Л.П. Совершаевой. 2014. С. 155-159.
9. Дмитриева Е.О. Современная политика в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности // Экономические отношения. — 2014. — № 2 (8). — doi: 10.18334/.37328
10. Дробот Е.В., Дмириева Е.О. Практические аспекты применения инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях членства России в ВТО и интеграции в Таможенный союз // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (6). — doi: 10.18334/.37344
11. Саражинская Ю.Е. Анализ инвестиций в основной капитал в России // Экономика, предпринимательство и право. — 2015. — Том 5. — № 1. — с. 23-38. — doi: 10.18334/epp.5.1.304
12. Залкинд Л.О. О взаимосвязи инвестиций в жилищное строительство и экономического роста // Жилищные стратегии. — 2014. — Том 1. — № 1. — с. 11-24. — doi: 10.18334/zhs.1.1.52
13. Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Препятствия на пути к глобальной логистике // Российское предпринимательство. — 2014. — № 9 (255). — с. 153-160. — URL: http://bgscience.ru/lib/8539/
14. Зайцев А.А. Разработка конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия транснационального концерна // Вопросы инновационной экономики. — 2015. — Том 3. — № 2. — с. 3-19. — doi: 10.18334/vinec.3.2.35383
15. Ярембаш А.И. Сотрудничество государства, региона и бизнеса в программах социально-экономического развития депрессивных регионов // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Том 2. — № 3. — с. 143-154. — doi: 10.18334/ppp.2.3.1905
16. Ахметова К.Р. Поддержка малого и среднего бизнеса с использованием инструмента государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Том 2. — № 3. — с. 155-162. — doi: 10.18334/ppp.2.3.35016
17. Кудрявцева Ю.В. Стратегические аспекты инновационного развития международного туризма РФ в рамках ЕврАзЭС // Креативная экономика. — 2014. — № 2 (86). — с. 64-73. — URL: http://bgscience.ru/lib/5085/